Culture and art

Культура и искусство

Халцедоновый Страус Фаберже

Халцедоновый Страус Фаберже

Страус Ostrich Фирма К. Фаберже 1895 — 1903 Санкт-Петербург Халцедон, бриллиант, золото; резьба по камню, литье, чеканка 7,5х5,0х3,5

Халцедоновый Страус Фаберже

Одной из жемчужин собрания камнерезного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств является произведение знаменитой фирмы Карла Фаберже — фигурка «Страус», представляющая собой блестящий пример высочайшего мастерства российских камнерезов. Экзотическая для России птица выполнена из халцедона, ее лапки сделаны из золота, а глаза инкрустированы бриллиантами.

Ювелирная фирма Фаберже, как говорится, не нуждается в представлении. Ее изделия на рубеже XIX — ХХ вв. завоевали мировую славу. Все произведения отличались высочайшим качеством исполнения и отвечали самым разнообразным вкусам эпохи. Густав Фаберже, уроженец Эстонии, выходец из рода французских гугенотов, открывая в 1842 г. в Петербурге небольшой магазин с мастерской золотых и бриллиантовых вещей, вряд ли предполагал, что уже в 1880-е гг. филиалы фирмы откроются сначала в Москве, потом в Одессе и Киеве, а в 1903 г. — и в Лондоне.
В конце XIX в. появилась мода на миниатюрные изображения животных, птиц и насекомых, выполненные из камня. Появление такого рода изделий связывается с традицией дарить на счастье маленьких слонов, а также с увлечением коллекционированием японских нэцке, которых собирал и Карл Фаберже — сын основателя ювелирной династии. Известно, что на создание анималистических миниатюр повлияла и уральская практика изготовления скульптурных печатей. По свидетельству исследователей, уральские кустари еще до возникновения придворной моды на игрушечные зверинцы, создали настоящий альбом-бестиарий в каменных печатях. В начале ХХ в. среди членов императорской фамилии и петербургской знати были необычайно популярны миниатюрные копии зверьков, составлявшие целый каменный зоопарк и являвшиеся излюбленным предметом дарения.
Этот повышенный спрос вызвал новый интерес к камнерезному делу, поделочным камням и в конце концов побудил Карла Фаберже открыть свою собственную мастерскую скульптуры по камню. Как отмечает известный исследователь Татьяна Мунтян, ему удалось собрать великолепных камнерезов, которые в большинстве своем были родом с Урала. Разумеется, кому как не им, с детства знакомым с богатством Уральских гор, сыновьям потомственных ремесленников и кустарей, были подвластны тайны мастерства. Неслучайно и управлять камнерезной мастерской был приглашен именно уральский мастер — выпускник Екатеринбургской художественно-промышленной школы Петр Кремлёв. Екатеринбургскую гранильную фабрику и фирму Карла Фаберже соединяло давнее сотрудничество, связанное, в частности, с поставкой великолепных по качеству поделочных камней, необходимых для создания, к примеру, императорских пасхальных яиц. Так, с Урала в Петербург отправлялись орлец (родонит), ляпис-лазурь (лазурит), яшмы, агаты, кварцы, аквамарины, аметисты и многие другие минералы.
В «Страусе» соединились камнерезное и ювелирное искусство мастеров фирмы Фаберже. Полупрозрачные, богатые по цветовым оттенкам халцедоны были одними из любимых камней Карла Фаберже. Именно из этого великолепного материала сделан страусенок из нашей коллекции. Работу по подбору камня и его обработке в этом произведении можно назвать совершенной и даже уникальной. Подобно принципу создания многоцветной камеи, мастер в одном массиве камня нашел несколько цветовых градаций, необходимых ему для создания художественного образа. Охристо-розовый цвет маленькой головки с клювом и длинной прозрачной шеи переходит в сложный, с многообразными оттенками, серо-черный цвет туловища с густым мягким оперением и, наконец, удивительным образом перетекает в прозрачный бело-молочный цвет хвостика. Инкрустированные бриллиантами глазки «оживляют» страусенка, придавая его миниатюрной мордочке совершенно особый характер и забавную серьезность. Специфическое отличие от других зверьков Фаберже диктует сам выбранный для этой работы персонаж животного мира. Если собачки, кошечки, обезьянки, слоники и другие животные сделаны целиком из камня, то в «Страусенке» соединились камнерезное и ювелирное искусство мастеров фирмы Фаберже. Длинные и сильные золотые лапы птицы демонстрируют совершенную ювелирную технику знаменитой фирмы, способную передать и их роговую, чешуйчатую фактуру, и характерную, готовую к бегу позу.
Большая востребованность изделий фирмы Карла Фаберже, начавшаяся еще в XIX в., в следующем столетии превратилась в своего рода коллекционерскую манию. Несмотря на огромный ассортимент и число изготовленных до революции изделий, в отечественных собраниях их сравнительно немного. Благодаря своей славе и известности произведения Фаберже рассеялись по всему миру. К примеру, верными почитателями таланта ювелира и частыми посетителями его лондонского магазина были члены английской королевской семьи, которая сейчас обладает самой большой коллекцией каменных зверьков Фаберже. В основе этого собрания лежит размещенный в лондонском филиале фирмы в 1907 г. заказ на создание миниатюрных животных с фермы, любимых собачек монархов и портретов их лошадей.
Понятно, что приобретение в 1986 г. в коллекцию Екатеринбургского музея изобразительных искусств халцедонового «Страуса» фирмы Карла Фаберже стало большой удачей. По рассказам последнего владельца фигурки, она появилась в его семье приблизительно в 1930-х гг., а до революции принадлежала одной из балерин Мариинского императорского театра.