Culture and art

Культура и искусство

Харис Якупов

Харис Якупов

X. Якупов. Сильные люди. (Доярки Ф. Гараева, М. Исламова, С. Сагдиева.) Масло. 1964.

Харис Якупов

Художник стоял на стремянке — картина была более трех метров в высоту, более семи в длину. Кисть спешила еще что-то изменить в мерцающей красочной стихии: сильнее акцентировать или приглушить, подчеркнуть силуэт фигур. Работал художник уже не в мастерской — в зале Казанского дворца выставок, где была развернута экспозиция зональной художественной выставки «Большая Волга». Председатель выставкома Харис Якупов оставил себе последние часы для завершающей работы над полотном. Требовательному взгляду автора еще необходимо было уточнить холст. И наверное, многим, кто, подобно автору этих строк, был тогда свидетелем творческого труда художника, казалось, будто в тишине выставочного зала с неслышным шелестом раскрывается новая страница истории изобразительного искусства Советской Татарии.

X. Якупов. Золото Татарии. Масло. 1974.

X. Якупов. Золото Татарии. Масло. 1974.

Когда распахнулись двери зала, в ярком свете юпитеров картина X. Якупова «Казанские студенты. Год 1887» притягивала каждого, кто приходил на выставку.
Картине по праву предстоит почетная судьба. После выставки она займет место в Ленинском мемориальном комплексе — в здании Казанского университета. Вслед за студентами нынешнего года, которые первыми увидят это полотно, все новые и новые первокурсники будут входить в университетский зал. И картина с особой силой напомнит, что учатся они в университете, где начинал революционный путь Владимир Ильич Ленин.
Был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Харису Абдрахмановичу Якупову высокого звания народного художника СССР. Так по достоинству был отмечен его многолетний творческий труд, вклад мастера в сокровищницу многонациональной советской живописи.
Путь Хариса Якупова в большое искусство обычен для многих советских художников. Первое сохранившееся детское произведение — старательно срисованный с фотографии портрет маленького Володи Ульянова. Позднее на уроках рисования в школе Харис увлекся сочинением фантастических пейзажей. Лучшие рисунки мальчика, показанные весной 1935 года на выставке-конкурсе детского творчества, воспроизвел журнал «Пионер каляме», отметив наблюдательность и остроту глаза пятнадцатилетнего художника. Рисунки с подписями «Пионер Харис Якупов» или «Ученик 13-й школы Харис Якупов» печатают в газетах «Красная Татария» и «Яшь ленинчи» («Юный ленинец»). На одном изображен пограничный дозор у реки, на другом — атака красной кавалерии, преследующей врага… Рисунки-карикатуры обличают зверства фашизма, утверждавшегося в те годы в Германии и Италии: фашист со свастикой на рукаве целится в ребенка, дуло фашистской пушки нацелено на зеленеющие пальмы Абиссинии.

X. Якупов. Портрет М. Галиуллиной — знатной свинарки колхоза имени М. Вахитова. Масло. 1961.

X. Якупов. Портрет М. Галиуллиной — знатной свинарки колхоза имени М. Вахитова. Масло. 1961.

Окончив семилетку, Харис поступил в Казанское художественное училище. Преподававший на старших курсах живопись Н. К. Валиуллин приучал молодых художников работать на пленэре, собирать натурный материал, любовно писать этюды, передавая изменчивость световоздушнои среды. Из летней командировки в Кзыл-Байракский район его студенты привезли работы, которые были рекомендованы на республиканскую выставку 1939 года. Девятнадцатилетний Харис Якупов стал самым молодым ее участником. И вот работа над дипломом — эскизом композиции «Бунт». Высочайшим образцом в творческом поиске служила молодому татарскому художнику историческая живопись В. И. Сурикова.
Сразу после окончания художественного училища комсомолец Якупов был призван в армию. Воинская служба стала для него настоящей жизненной школой. Шли тревожные предвоенные годы. А когда грянула В июле 1942 года во фронтовом блиндаже Якупову был вручен партийный билет.
В кратких передышках между боями он много рисовал. Фронтовые рисунки вобрали впечатления, навсегда оставленные войной в душе художника.

X. Якупов. Челнинские красавицы Масло. 1975.

X. Якупов. Челнинские красавицы Масло. 1975.

Вспоминаю наш передний край. Он проходил через минные поля и проволочные заграждения, окопы и траншеи, он проходил и через наши сердца. Помню тех, кто остался на полях сражений. Их светлые образы вижу в священном пламени Вечного огня, в сиянии салюта Победы
Все это воплотилось потом в батальных картинах, портретах ветеранов войны, полотнах, рассказывающих о подвигах советских людей. После демобилизации художник с радостью пишет мирные пейзажи родной земли, берега Волги, уголки Казани, создает портреты современников и исторические портреты — М. Горького, Г. Тукая, Ш. Камала. Но с особенным увлечением работает он в жанре картины. Пишет композицию «А. С. Пушкин на пути в Казань», картину «Жаркий день на Волге», которой участвует на Всесоюзной выставке 1947 года в Москве. К 30-ле- тию Татарской АССР Якупов в соавторстве с Л.
Утверждался мир на родной земле, и рос интерес художника к современности, приметам социалистического обновления жизни и труда родного народа.
В стихах татарского поэта Сибгата Хакима есть строчка: «Вся синь весны вошла в глаза мои…» Нечто подобное произошло в живописи Якупова. В начале 60-х годов, когда художник работал над портретами передовиков в колхозе имени М. Вахитова, его живопись стала богаче светом, в ней засверкали краски щедрой природы. Вспоминая о работе в колхозе, о встречах с тружениками, Якупов рассказывал: «Они поражали меня своей способностью удивляться тому, что я делал. Многие из них, молодые девушки и ребята, только что окончившие сельскую школу, никогда прежде не видели самого процесса труда художника. Сделаешь, например, набросок — портрет молодой доярки, она посмотрит на этот портрет, вспыхнет вся, глаза засветятся и как-то на одном дыхании скажет: «Чу!» Это слово местного диалекта, мы в городе его и не слышим, а там, в Пестречинском районе, его часто говорят. Восклицание как бы сразу удивление и радость выражает. Очень оно мне тогда помогало».

X. Якупов. Холодное утро. Масло. 1975.

X. Якупов. Холодное утро. Масло. 1975.

Одна из лучших работ Пестречинского цикла — «Портрет знатной свинарки колхоза имени М. Вахитова М. Галиуллиной» (1961 год). Пронизанное светом полотно выдержано в солнечной гамме. Смуглый цвет загорелого лица молодой женщины перекликается с золотыми отсветами фона золотистой бревенчатой стены избы. Спокойная поза, гордая осанка, жест скромно сложенных на коленях рук помогают раскрыть внутренний мир славной труженицы. Любуясь, пишет художник яркие своеобразные черты облика героини, внимательно воспроизводит детали костюма и его цветовой колорит, создавая обобщенный образ, в котором светло и правдиво воплотился национальный характер, красота женщины Татарии.
Групповые портреты «Сильные люди» (молодые доярки Ф. Гараева, М. Исламова и С. Сагдиева) и «Передовые животноводы-пастухи Н. Зиганшин, Ш. и Г. Шакировы» построены как живописный рассказ о трудовом коллективе, о том, как полно раскрывается в труде и дружбе душевная красота человека.
Особенно поэтично написаны молодые доярки, которые только что окончили утреннюю дойку, погрузив бидоны с молоком в автомашины. Фигуры улыбающихся, жизнерадостных девушек отчетливо выделяются на фоне земли, которой солнечное освещение добавило золотистых оттенков. Солнце заливает все вокруг, просвечивает сквозь легкую ткань платьев, фартуков, косынок, румянит улыбчивые лица. И эта насыщенная солнцем мажорность картины становится воплощением современности.
В более поздних исторических полотнах «Пролог. В. И. Ульянов (Ленин) на студенческой сходке в Казанском университете в 1887 году», «Раздумье. Живые и мертвые» и главным образом в картинах, посвященных современному рабочему классу, нефтяникам, строителям КамАЗа, людям колхозной деревни, сформировались новые качества живописи Якупова — рациональная строгость, символическая смелость образов. Глубже стало философское содержание картины, сильнее стремление не просто отражать, но прежде всего размышлять об окружающем мире, его социальном устройстве, об историческом противоборстве сил.

Харис Якупов

X. Якупов. Казанские студенты. Год 1887.

«Золото Татарии». Само название многозначно. «Черное золото» республики — это ее природное богатство, нефть. Но золото Советской Татарии — это и ее народ, ее рабочий класс, люди труда. Лица их даны в картине крупным планом. В них выразилось восхищение художника силой, статью, красотой, волевой решимостью своих героев. А его глубокий интерес к духовному миру современника воплотился в стремлении уловить сложный оттенок чувства, глубинное душевное движение.
Порою рядом с радостью живет грусть, нахлынет тревога, чуть сдвигая брови, резче прорезая морщинки на лбу. В такие мгновения случается, что человек почувствует себя вдруг одиноким среди друзей, товарищей, и художник хочет быть тогда рядом со своим героем. В живописном строе картины есть перекличка с золотом осени. Теплый охристый тон широкой полосы земли и ярко горящая на первом плане ветка осенней рябины не только создают декоративное обрамление фигур, усиливают живописную звучность холста, но и словно вводят в это многоголосое звучание чуть печальную ноту осенней поры. А ведь наступает она не в одной жизни природы, но и в человеческой жизни.
Так новую меру глубины в художественном познании и воплощении мира человека обретает художник. И все познанное, открытое им передает мастер своим ученикам.
В новых мастерских-мансардах многоэтажного здания в Казани идет творческая работа. На двери строгая табличка: «Мастерская живописи ордена
Ленина Академии художеств СССР». Это первая академическая мастерская в автономной республике. Здесь под его наставничеством складывалась творческая личность Шамиля Шайдуллина, Зуфара Гимаева, Станислава Слесарского и других уже известных мастеров советского изобразительного искусства. В этой мастерской молодыми художниками Татарии были задуманы и созданы картины, показанные затем на всесоюзных молодежных, республиканских, зональных выставках. Так передает народный художник СССР Харис Якупов опыт и мастерство молодым.