Culture and art

Культура и искусство

Херри Мет де Блесс

Херри Мет де Блесс (Херри Патинир) Шествие на Голгофу Около 1480 — около 1550. Дерево, масло. 0,38 X 0,50

Херри Мет де Блесс (Херри Патинир) Шествие на Голгофу Около 1480 — около 1550. Дерево, масло. 0,38 X 0,50

Херри Мет де Блесс (Херри Патинир) Шествие на Голгофу

Мет де Блесс — прозвище художника Херри Патинира. Это, пожалуй, одна из наиболее загадочных фигур в искусстве нидерландского Возрождения. Его связывают с кругом известного живописца XVI века Иоахима Патинира.

Херри Мет де Блесс (Херри Патинир) Шествие на Голгофу. Фрагмент

Херри Мет де Блесс (Херри Патинир) Шествие на Голгофу. Фрагмент

Карель Ван Мандер, автор «Книги о художниках», появившейся в 1604 году, писал о нем. Это описание Ван Мандера особенно интересно тем, что объясняет характер восприятия картин человеком XVIII века и раскрывает сознательно задавшуюся художником зрительскую установку на разгадывание самой картины и уподоблявшейся живописному ребусу. Зритель невольно ищет среди листьев фигурку совы даже в том случае, если, как, например, в московской картине, этой совы на самом деле нет. Изображено шествие на Голгофу, но этот эпизод, один из самых трагических в евангельской истории, трактован здесь скорее как тема торжественного и пышного шествия, напоминающего праздничную процессию поклонения волхвов. Не случайно фигуры всадников на переднем плане воспринимаются как прямые цитаты из композиции поклонения; их семантическая роль в том и заключается, чтобы усложнить для зрителя разгадку сюжета, дать ему другую ориентацию. Перестановка привычных акцептов составляет основной композиционный принцип картины: главное, с точки зрения сюжета, отодвинуто па второй и третий планы, второстепенное выдвинуто на первый, малое стало большим, великое — малым. Впереди написанные со всеми подробностями, словно рассмотренные в увеличительное стекло, кусок земли, травы, огромные, по относительным размерам больше далеких крестов на Голгофе и даже больше фигуры главного героя события — Христа, упавшего под тяжестью креста. Но основной смысл, картины не в евангельском сюжете, а в безграничных далях, раскрывающихся последовательными планами и как бы вводящих в картину все новые и новые пространства, все новые неведомые страны, все новые и новые пришедшие в движение толпы. Картина поступила в ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1924 году из собрания Д. И. Щукина в Москве.