Culture and art

Культура и искусство

Хертек Коштайович Тойбухаа

Хертек Коштайович Тойбухаа

X. Тойбухаа.Охотник. Агальматолит. 1975.

Хертек Коштайович Тойбухаа

Имя Хертека Коштайовича Тойбухаа известно далеко за пределами Тувы: заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии имени И. Е. Репина, участник многих крупных выставок, один из самых знаменитых тувинских камнерезов.

X. Тойбухаа. Бык. Агальматолит. 1973.

X. Тойбухаа. Бык. Агальматолит. 1973.

Родился мастер в Бай-Тайге, что славна не только удивительным камнем агальматолитом, из которого режут тувинцы свои маленькие шедевры, но и своеобразной культурной средой, вырастившей многих известных художников. Как и большинство здешних мальчишек, Хертек в детстве увлекался резьбой. Из коры тополя и кедровых чурок создавал забавные фигурки людей и животных. Очень хотелось запечатлеть окружающую родную красоту, услышать одобрение уважаемых людей!.. Но художественного образования получить не удалось — тридцать лет проработал ветеринарным врачом, все свободное время отдавая скульптуре. Сельский интеллигент, самобытный художник большой культуры, он стал одним из организаторов Союза художников Тувинской АССР.
До своих последних дней Хертек Коштайович жил в родном Кызыл- Даге — поближе к природе и персонажам своих произведений. Зоркость художника, чувство формы и пластики тела, основанное на многолетнем изучении животных, помогают передать в маленькой статичной скульптуре определенное настроение, характер зверя, его постоянную готовность к движению.

X. Тойбухаа. Конь. Агальматолит. 1978.

X. Тойбухаа. Конь. Агальматолит. 1978.

Пружинистые мышцы ног и туловища, гибкие линии спины и шеи, тяжелая диадема рогов — и вот перед нами горный козел — серге. Само воплощение силы — свирепый сарлык, как называют в Туве яков. Настоящим чудищем из легенды воспринимается зверь арзылан — таких не сыскать и в пустыне Гоби, притаившейся где- то за хребтами гор. И странно: каждая скульптурка, способная уместиться на ладони, смотрится величественно и монументально! Столь же индивидуальны фигурки пастухов, борцов «хуреш», тувинцев в национальных одеждах.

X. Тойбухаа. Всадник на олене. Агальматолит. 1979.

X. Тойбухаа. Всадник на олене. Агальматолит. 1979.

У каждого мастера камень особый. Любимым камнем Тойбухаа был золотисто-рыжий, красноватый, с переходом от закатно-розового до серого. Скульптор не спешил — выберет материал и даст ему полежать. Только потом заготовка режется легко, инструмент идет плавно. Естественно и просто оживают формы будущего произведения, словно сами собой рождаются из накопленного и пережитого. Порой за неделю, а если работа идет скоро, и того быстрее, миниатюрная скульптура готова.
Смотришь на нее и думаешь: чтобы так уверенно и точно воплотить слагавшиеся веками образные представления об окружающем мире, нужно вырасти среди этих гор и долин, стать своим среди скотоводов и земледельцев, как художник Хертек Тойбухаа. Стать сыном своего народа.