Culture and art

Культура и искусство

Хосе де Рибера

Хосе де Рибера Картина Апостол Иаков Старший. 1647 Холст, масло. 0,76 х 0,64

Хосе де Рибера Картина Апостол Иаков Старший. 1647 Холст, масло. 0,76 х 0,64

1591—1652 Хосе де Рибера Картина Апостол Иаков Старший

Хосе де Рибера, родом из Валенсии, известен как выдающийся испанский живописец XVII столетия. Большую часть жизни он проработал при дворе вице-короля Испании в Неаполе. На сложение его художественного стиля большое влияние оказало творчество Караваджо. Живописному почерку Риберы свойственны стремление отобразить неприкрашенную правду жизни, работа с натуры, моделировка крепких весомых форм светотеневыми контрастами. Однако в светотень Рибера вносит эмоциональность, в изображение жизни — напряженный драматизм и суровость. Среди музейных произведений Риберы выделяется картина «Апостол Иаков Старший», относящаяся к позднему периоду творчества художника. По всей видимости, она входила в серию картин с изображением апостолов, как часто делали в ту эпоху.

Образ апдстола Иакова привлекает своим строгим благородством. Его поза исполнена торжественной внушительности: левая рука твердо сжимает высокий посох, через нее перекинут красный плащ, падающий крупными складками, левая придерживает книгу. Хотя фигура обращена влево, голова апостола повернута в сторону зрителя, а взгляд устремлен несколько вправо. Такая постановка фигуры значительно усложняет динамику образа. Свет падает сверху, ярко освещая бледное умное лицо и красивые руки. Согласно легенде скитальческий образ жизни Иакова Старшего символизирует маленькая ракушка на правом плече. Индивидуальные черты лица заставляют предположить, что над образом Иакова Рибера работал непосредственно с натуры. Сдвинутые брови, думающий напряженный взгляд, характерный наклон головы придают образу необычайную жизненность и психологическую остроту. Наряду с этим в нем сохраняется редкое величие, так как в основе замысла лежит монументальное решение всего образа. Рибера обобщает линию силуэта, берет форму крупными планами, пишет большими пятнами цвета, придавая всей композиции спокойную устойчивость. Картина поступила в ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1924 году из Румянцевского музея.