Culture and art

Культура и искусство

Художники Дятьково

Художники Дятьково

Художник И. С. Колодин Декоративные вазы «Космос», Стекло цветное,
гутная работа. 1970 г.

Мастера и Художники Дятьково

Творческий коллектив художников завода сложился в шестидесятых годах. В это время пришло пополнение молодых художников в лице В. Котова и И. Колодина. Они обнаружили незаурядное дарование и собственную авторскую позицию в искусстве. При разнообразии творческих темпераментов и интересов, для обоих оказалась характерной тенденция к образным средствам декорирования стекла и интерес к цвету.

Художники Дятьково

Художник В. И. Котов Прибор для вина «Официальный» Хрусталь, алмазная грань. 1975 г.

Необычайно щедр в творчестве В. Котов — неоднократный участник различных выставок и конкурсов, лауреат премии Ленинского комсомола.
Его произведения разнообразны по стилю и жанрам и, как правило, программны. Нередко художник соединяет со стеклом различные материалы — металл, дерево, способные подчеркнуть хрупкость и прозрачность стекла.
Идеи образа ему часто подсказываю! различные жанры искусства—от росписи по дереву до игрушки и даже лубка (сервиз «Хохлома», вазы «Синяя птица»).
Произведения, созданные гутным методом, носят характер пластических этюдов, будь то миниатюрный сувенир или многофигурная пространственная композиция («Стая», вазы «Рожденные в огне»).
В творчестве В. Котова ощущается стремление внести цвет в архитектурное пространство. Расширяя круг средств художественной обработки стекла, он легко переходит от декоративных форм к композиционной определенности бытовых предметов для сервировки стола, широко и смело обращаясь к цвету.
В работах И. Колодина прослеживается направленность на гутную интерпретацию материала. Он стремился воплотить в стекле большую гражданскую тематику: победу советского народа в Великой Отечественной войне, завоевание космоса и т. п. Художнику близка идея создания из цветного массивного стекла подлинно скульптурных форм, о которых мечтала народный художник СССР В. И. Мухина. Его декоративные произведения — нерасчлененны, напряженны по форме, подчеркнутой «горячим» мощным цветом — оранжевым, пурпурным, багряным.
Художник М. Кизлов как главный художник завода ответствен за лицо всей его продукции и, главным образом, за необходимый высокий художественный уровень массового ассортимента. При этом он является автором целого ряда интересных декоративных произведений из простого стекла и хрусталя.

Художники Дятьково

Художник В. И. Котов Сервиз «Золотая осень» (фрагмент) Стекло цветное, гутная работа. 1973 г.

Первую значительную работу он выполнил из тонкого бесцветного стекла, посвятив ее своим землякам, товарищам по труду: она называется «Дятьково, мой край родной». Эта композиция, самобытная по образно-пластическому решению, посвящена работе стеклодувов. Оригинально трактована в ней живопись по стеклу, словно бы объемная, трехмерная в пространстве. Художник охотно работает и с цветным стеклом, обращаясь чаще всего к холодноватой гамме зеленых, синих, дымчатых тонов. Формы некоторых его произведений подчеркнуты гладкой зеркальной гранью.
Молодых художников — 3. Чумакову, В. Погребного, Б. Федорова — объединяет интерес к созданию изделий, главным образом, из хрусталя, хотя избранные творческие манеры декора и функциональная направленность их произведений — разные.
Работы 3. Чумаковой лиричны, женственны, привлекательны той особой простотой, которая характерна для лучших образов дятьковского стекла. Изящный рисунок грани гармонично вторит форме изделий, прорисовывая ее. Иногда декоративным акцентом служит остроумная гутная деталь или широкая огранка.
До поступления в Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское) 3. Чумакова, работая в должности мастера-шлифовщика, постигла все тонкости холодной обработки хрусталя резьбой и гранением. Это помогло художнице найти оригинальное по своей неожиданности решение: соединение вплавленного гутного декора с глубокой матовой гравировкой (блюдо «Цветы»).
Б. Федоров и В. Погребной — недавние выпускники Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной.

Художники Дятьково

Художник М. М. Кизлов Декоративная композиция «Дятьково, мой край родной Стекло, гутная работа, живопись. 1975 г.

Предмет особого внимания Б. Федорова— бесцветный гравированный и граненый хрусталь. Он добивается красоты и силы образа с помощью очень экономных художественных средств (бокалы «Этюд», набор «Клевер», 1977 г.). Его произведения убедительны, завершенны, несмотря на некоторую «недосказанность» силуэтов, импрессионистическую подвижность контуров рисунка. Они отличаются слитностью пластического и графического принципов композиции. Привлекая яркой новизной и необычностью образа, они, менее, прочно связаны с глубинными корнями традиций обработки хрусталя. Таков декоративный комплект «Волна», где граненые структуры отливают серебристым блеском граней, который составлял гордость дятьковского хрусталя и отличал работы лучших мастеров-алмазчиков, интуицией постигших законы отражения света. В. Погребной много внимания уделяет разнообразию форм изделий из стекла— материала послушного, податливого руке человека. Простые мужественные формы его произведений подчеркнуты изящным графическим узором алмазной грани, слагающим сверкающие фактуры поверхности. Многие его работы из граненого хрусталя тяготеют к жанру малых архитектуры малых. Новее иной по характеру декоративный комплект «Оркестр», солнечный по цвету, вызывает в памяти праздничный майский день, напоенный звонкой музыкой медных духовых инструментов.
Художник И. Мачнев трудился на имени Первого коммунистического добровольческого отряда в Новгородской области, где изготовляют лишь тонкостенное бесцветное стекло.
Работа на Дятьковском заводе приобщила его к хрусталю, познакомила с искусством алмазной грани. Произведения Мачнева конструктивны, геометричны, строгие по композиционному выражению. Немалая роль в создании образа принадлежит оптической игре, преломленного и отраженного в плоских гранях. Художник внимательно исследует замечательные лучистые свойства хрусталя, умея предельно выявлять их, воплощая в оригинальных формах и образах, примечательных своей свежестью и чистотой. Известный автор множества декоративных композиций, заслуженный художни к РСФСР Г. А. Антонова, значительную долю своих работ посвящает цветному стеклу, широко используя гутные методы декорирования через разнообразные варианты взаимосочетаний окрашенных стекол. Художник разносторонне одаренный, в работе на Дятьковском хрустальном обращается главным образом к выполнению образцов для самого массового ассортимента. Ее труд воплощается в серии повседневных и самых простых бытовых предметов: наборов посуды, ваз и сервизов из гладкого цветного стекла, сдержанно благородных по форме и цвету, глубоко продуманных по композиции.
Важная роль в создании произведений из стекла отводится мастеру-исполнителю. Именно ему поручено материализовать творческие замыслы, и от степени его таланта и профессиональных знаний во многом зависит результат работы художника.

Художники Дятьково

Художник Б. В. Федоров. Декоративные бокалы
«Этюд» Хрусталь, гравировка матовая. 1977 г.

Коллектив завода издавна славится высоким мастерством выдувальщиков и алмазчиков, живописцев и гравировщиков, способных выполнять в стекле и хрустале любые, самые сложные задания. Многие из них отмечены почетным званием «мастер-художник». Для мастеров Дятьковского завода характерна тяга к самостоятельному творчеству. В музее хрусталя есть специальный зал, где выставлены их собственные произведения, отмеченные не только замечательной тонкостью Мастерства, но и особой оригинальностью
образа, той непреложно яркой его выразительностью, что свойственна подлинным произведениям народного искусства.
Свежи по замыслу, артистичны по исполнению и многие произведения В. Степанова. Особенно выделяется его «Роза», вылепленная из хрусталя с последующей пескоструйной обработкой поверхности—до появления нежного «белого» цвета.
Разнообразны граненые композиции М. Игнатова, В. Комарькова, О. Юршевича, Р. Юркова. Филигранной тонкостью работы прославился мастер Е. Булимов. Его декоративные блюда, вазы, хрустальные наборы привлекают ясными и четкими узорами. Используя традиционные элементы грани, выявляющие замечательное свойство хрусталя сверкать и переливаться, М. Игнатов сумел придать им современный стилевой характер (блюдо «Салфетка»). Это и некоторые другие творения талантливых мастеров выпускаются сериями. Они пользуются заслуженной популярностью и за границей — на выставках, в салонах «продажи экспортных товаров.
Искусство художников и мастеров, работников всех других стекольных профессий взаимообогащается в общем стремлении создавать прекрасные предметы, украшающие быт советских людей.
Результаты их труда сосредоточены в замечательном музее хрусталя, который по ценности и полноте собрания едва ли имеет себе равных. Здесь хранятся бесценные реликвии: замечательные произведения безвестных мальцевских умельцев и скромные гладкие вазочки, выполненные в первом послевоенном году, и уникальные, сложные декоративные вазы, посвященные памятным юбилейным датам, и первые, еще робкие работы учеников заводского профтехучилища, и произведения почетных гостей коллектива — заслуженных художников РСФСР С. М. Пескинской, А. Я. Степановой, Л. И. Савельевой, Л. Н. и Д. Н. Шушкановых.
Недавно, в 1976 году, собрание музея разместилось в новом, просторном здании. Дятьковский музей хрусталя очень популярен. В нем всегда много посетителей. Люди приезжают издалека. чтобы подивиться на красоту, созданную руками дятьковских стеклоделов. Рабочие и ученые, школьники и студенты, писатели и артисты, видные партийные и государственные деятели, зарубежные гости из разных стран мира восхищены совершенством их рукотворных изделий.
«Это великолепие — сила человеческого духа и чувства!..» Такую запись сделала делегация из братской Болгарии.
Восторженных отзывов — множество. И каждый из них — яркое свидетельство величия и полезности труда художников и мастеров, химиков и стекловаров, рядовых рабочих и организаторов производства ордена Трудового Красного Знамени Дятьковского хрустального завода.