Culture and art

Культура и искусство

Часы в Собрании Государственного исторического музея

Часы в Собрании Государственного исторического музея

Часы в Собрании Государственного исторического музея

История часов — неотъемлемая часть истории и культуры, тесно связанная с прогрессом науки и техники. Часовое производство связано не только с механикой, но и с ювелирным делом, с творчеством скульпторов, мебельщиков и бронзовщиков, становясь шедеврами декоративно-прикладного искусства.

Часы в Собрании Государственного исторического музея

Вверху — часы-перстень. Франция. Вторая половина XVlll — начало XIX вв. Золото, эмаль, металл.
Внизу — часы-брошь. Швейцария. Конец XVlll — начало XIX вв. Золото. серебро, жемчуг, эмаль, медь.

Исторически совершенствование методов и средств определения времени происходило под влиянием требований к точности измерения времени на том или ином уровне развития культуры и цивилизации. И пока человек сумел создать такие часы, которые идут с точностью до секунды, прошли тысячелетия.
Уже в древние времена люди умели измерять время. Сначала с помощью солнечных часов — по перемещению тени в течение дня. Солнечные часы появляются на Востоке уже в III тысячелетии до н.э. В V веке до н.э. они становятся известны в Греции, а в III веке до н.э. — в Риме. Разработанные ими геометрические основы гномоники стали достоянием западноевропейских астрономов.
Однако все солнечные часы обладали одним недостатком: они могли служить только в безоблачную погоду.
Все типы ранних часов не были универсальными: солнечными часами нельзя было пользоваться в пасмурную погоду, водяные часы замерзали при низкой температуре, песочные надо было все время переворачивать. За часами требовался непрерывный уход.

Часы в Собрании Государственного исторического музея

Часы-печать. Париж. Вторая половина XVlll в. Золото, алмазы. сердолик, эмаль.

Имя изобретателя первых механических часов нам неизвестно, так же как неизвестно и точное время их изобретения. Очевидно, это произошло на грани XII и XIII веков.
У наиболее ранних экземпляров карманных часов, относящихся ко второй половине XVI века, отсутствуют циферблатное стекло и минутная стрелка, появившиеся лишь после 1650 года. Привычная для нас круглая форма карманных часов установилась окончательно только ко второй половине XVII века. В предшествующее столетие она встречалась лишь как возможный вариант, наряду с другими.
Металл обычно украшался чеканным орнаментом, рельефным и плоским, а также гравировкой. Каждый экземпляр часов является своего рода шедевром ювелирного искусства. Золотых дел мастера проявляли поистине неисчерпаемую фантазию в украшении часовых корпусов.
Для начала XVII века — периода формирования декоративного пышного стиля барокко.
После того, как в 1632 году Жан Тутен из Блуа изобрел многоцветную роспись на эмали, она заняла прочное место в украшении часовых циферблатов и футляров. Часы из коллекции ГИМ, украшенные сценами из мифологии и литературных произведений, миниатюрными портретами, с достаточной полнотой характеризуют эту своеобразную живопись, отличающуюся тонкостью рисунка и чистотой цвета.

Часы в Собрании Государственного исторического музея

Часы каминные фирмы И.Маршака. Киев. После 1908 г. Серебро, металл, стекло.

Применение в карманных часах спиральной пружины, изобретенной в 1674 году английским часовщиком Вильямом Клементом (1640—1696) в качестве регулятора хода, привело к тому, что часовые корпуса стали более выпуклыми, напоминающими луковицу; такие часы стали называться «луковицей». В это время кузов часов делается гладким и помещается в футляр, облицованный черепахой или обтянутый кожей; богатейшая орнаментация гравировкой, чеканкой и резьбой декорирует теперь циферблат, так как с появлением минутной стрелки к нему, естественно, стали обращаться чаще.
В 1-й половине XVIII века в Европе начинает утверждаться стиль рококо. Этот период характеризуется бурным расцветом прикладного искусства. В ювелирном деле, включающем и изготовление часовых кузовов, стиль рококо нашел свое воплощение не только в богатстве чеканных орнаментов, но и в еще большем чем раньше разнообразии применяемых материалов, таких, как черепаха, перламутр, лак, слоновая кость, цветные и драгоценные камни. Часы поистине становятся драгоценностью; наряду с брошью, ожерельем они по-прежнему служат украшением костюма. Для середины XVIII века характерны так называемые шатлены — короткие цепи из четырех-пяти широких звеньев, с большим крюком для подвешивания к поясу, к которым иногда прикреплялись и часы. Шатлен исполнялся из того же материала и с тем же орнаментом, что и часовой кузов. Чеканенный в высоком рельефе узор свободно расположенных рокайлей — стилизованных раковин, букеты из драгоценных камней на основе из металла или цветного камня: агата, гелиотропа или яшмы — все это характеризует стиль рококо. В 60-е годы возобновляется увлечение живописью — миниатюры расписной эмали копируют картины современных художников.

Часы в Собрании Государственного исторического музея

Часы настольные фирмы Болина. Москва. 1908-1917 гг. Серебро, оникс, эмаль.

В ювелирном искусстве классицизм характеризуется спокойствием форм и линий, симметрией в расположении орнамента, элементами которого являются гирлянды, венки, ленты, античные вазы, обрамления из бусин и т.п. В украшении часовых кузовов и циферблатов преобладают правильные рамки, обрамляющие портреты и вензеля, цветочные гирлянды, чеканенные в цветном золоте, декоративные полосы из мелких камней или из их имитаций. Очень распространена прозрачная эмаль с просвечивающим сквозь нее гравированным фоном — гильошировка.
К концу XVIII века в результате все новых и новых усовершенствований часовой механизм становится более плоским и миниатюрным; вновь появляются разнообразные безделушки с часами в виде вазочек, музыкальных инструментов, цветов, кольца с часами, а также часы со всевозможными механическими фигурками.
В XIX веке с развитием капитализма и ускорением темпа во всех областях человеческой деятельности маленькие часы становятся все более необходимым и распространенным предметом, их внешний вид приобретает деловой характер — из предмета роскоши они превращаются в предмет широкого обихода. Швейцарские и французские часы, наиболее славившиеся высокой точностью и надежностью, широко представлены в коллекции.

Часы в Собрании Государственного исторического музея

Часы карманные. Справа — Западная Европа. Конец XVlll в. Золото, жемчуг, эмаль, медь. Слева — Париж. 1777-1778 rr. Золото, серебро, платина, эмаль, металл.

Специального рассмотрения заслуживает группа дорожных, так называемых каретных часов, которые вошли в употребление в конце XVII века и просуществовали до появления железных дорог. Это часы-луковицы, но большие и тяжелые, с боем, иногда с будильником. Корпус, как правило, прорезной, чтобы лучше был слышен звон; с этой же целью даже в футляре, обтянутом кожей, вырезались круглые отверстия. Со второй половины XVIII века, когда появился репетир (механизм повторного боя), в корпусе стали делать отверстие и пистон для шнура, приводившего механизм в действие. Особенностью каретных часов является также двойной шарнир у подвесного кольца для устранения толчков от дорожной тряски. В собрании ГИМ такие часы представлены несколькими экземплярами.
Значительное место в часовом искусстве XVIII—XIX веков занимают каминные, настольные и настенные часы. Форма их весьма разнообразна; она менялась в зависимости от господствующих вкусов и назначения. Часы играли важную роль в убранстве помещений, нередко являясь частью целых ансамблей, представляя вместе с тем самостоятельную художественную ценность. Прекрасным примером этому служат литые аугсбургские часы XVIII века и каминные часы с малахитом работы фирмы Фаберже, хранящиеся в ГИМ.

Часы в Собрании Государственного исторического музея

Часы карманные. Вверху — Лондон. Середина XVlll в. Золото, медь. В середине — Лондон. Начало XVlll в. Золото, серебро, медь. Внизу — Париж. 1756-1762 гг. Золото, алмазы, металл.

Только после 1910 года наручные часы с более надежным механизмом стати изготовлять в Англии. С началом первой мировой войны спрос на наручные часы резко возрос — военнослужащие раньше других почувство- вати их удобство.
Интерес широкой публики к наручным часам сразу же был подхвачен часовыми предприятиями не только Европы, но и США. Их типаж становится разнообразнее, а конструкция все более усложненной.
В России вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции часовое производство почти не развиватось. Высший свет, дворяне пользовались услугами иностранных мастеров. Между тем отдельные русские мастера создавали уникатьные часовые механизмы. Среди них — гениатьный самоучка Иван Петрович Кулибин, который в 1767 году изготовил оригинатьные часы «яичной фигуры», позже подаренные Екатерине II. Гордостью русских механиков стати часы «Храм славы», выполненные в 1793—1800 гг. по чертежам талантливого механика Михаила Егоровича Медокса. Русский изобретатель Терентий Иванович Волосков создал часы, которые указывали положение Солнца относительно созвездий.
Часовое производство в России получило некоторое развитие только в конце XIX века. В Москве, Петербурге и в других городах появляются часовые фабрики. И если в начале века часы собирались из привезенных из-за границы детатей, то теперь фабрики сами стати производить все необходимое для сборки часового механизма.
Став предметом массового производства, часы приобретают более лаконичную форму, перестают быть произведением ювелирного искусства, перейдя в область творчества дизайнеров.

Часы в Собрании Государственного исторического музея

Часы карманные. Аугсбург. Конец XVll в. Серебро, медь, стекло.

Коллекция отражает историю часов не только как свидетельство технического прогресса и развития прикладного искусства, в ней представлены и мемориальные вещи, и вещи, так или иначе отражающие определенные этапы истории страны, о чем свидетельствуют выгравированные на них надписи.
Золотыми часами «… в память одержанных побед в Восточной Бухаре» был награжден в 1922 году Кокурин Николай Евгеньевич — советский военачальник, потомственный военный, сын генерала русской армии, полковник генерального штаба царской армии, добровольно вступивший в ряды РККА. Он прошел путь от начальника штаба дивизии до заместителя командующего Западным фронтом в период боев с белополяками. Руководил разгромом банд Антонова на тамбовщине в 1921 году и басмачей в Восточной Бухаре и Фергане в 1922 году.
Часы служили наградой не только за боевые подвиги, но и за трудовые достижения. Так, в ГИМ хранятся золотые часы, которыми в 1932 году «За выполнение нефтяной пятилетки в 2,5 года» Азербайджанским ЦИКом и Совнаркомом был награжден Баринов Порфирий Иванович руководитель Азербайджанской нефтяной промышленности, первыми удостоенных орденов Трудового Красного Знамени в 1925 году.

Часы в Собрании Государственного исторического музея

Женева. Конец XVI — начало XVll вв. Серебро, горный хрусталь, металл.

Часы в Собрании Государственного исторического музея

Обратная сторона корпуса.

Часы в Собрании Государственного исторического музея

Часы карманные Яна Собеского. Лондон. Конец XVll в. Золото, эмаль, медь

Часы в Собрании Государственного исторического музея

Часы карманные. Вверху — Женева. Около 1780 г. Золото, серебро, эмаль, металл. В середине — Париж. Конец XVlll в. Золото, серебро, медь. Эмаль, стекло.

Часы в Собрании Государственного исторического музея

Часы карманные. Вверху — с портретом Людовика XIV. Париж. Конец XVll в. Серебро, эмаль, медь. Внизу — Франция. Конец XVll в. Серебро, эмаль, медь.

Часы в Собрании Государственного исторического музея

Часы карманные. Лондон. Конец XVlll в. Золото, эмаль, медь, рубины, изумруды, алмазы, жемчуг.

Часы в Собрании Государственного исторического музея

Часы карманные. Лондон. 1759 г. Серебро, черепаха, медь. Живопись. Обратная сторона корпуса.

Часы в Собрании Государственного исторического музея

Часы карманные. Справа — Аугсбург. Конец XVll в. Серебро, металл. Слева — Вена. Конец XVll в. Серебро, металл. Внизу — Лондон. 1791 г. Серебро, металл.

Часы в Собрании Государственного исторического музея

Часы настенные. Аугсбург. Вторая половина XVll в. Мастер Иоганн Андреас Телот. Серебро, медь.

Часы в Собрании Государственного исторического музея

Часы.дамские. Вверху — часы-браслет. Киев. 1962 r. Золото, алмазы, металл.
В середине — часы-браслет. Ереван. 1963 r. Золото, рубины, металл.
Внизу — часы-перстень. Ереван. 1962 r. Золото, металл, эмаль.