Culture and art

Культура и искусство

Чудо о Флоре и Лавре Икона

Чудо о Флоре и Лавре. Икона.

Чудо о Флоре и Лавре. Икона.

Чудо о Флоре и Лавре Икона. Конец XV века

Сюжет новгородской иконы отражает широко распространенное в Древней Руси почитание христианских мучеников Флора и Лавра как покровителей лошадей. Культ братьев- каменотесов Флора и Лавра, сменивший на Балканах античный культ братьев-всадников Диоскуров, перейдя на Русь, связался в народном сознании с почитанием каппадокийских конюхов, братьев Спевсиппа, Елевсиипа и Мелевсиппа. По преданию, эти юноши были сначала язычниками, коневодами на празднествах в честь богини Немезиды, но потом приняли христианство и мученически погибли.

Изображение иконы «Чудо о Флоре и Лавре» состоит из двух частей. В центре композиции стоит архангел Михаил, держащий поводья двух лошадей. Слева и справа от Михаила стоят готовые принять Флор и Лавр. Торжественность геральдического построения верхней части иконы сменяется в нижней части более свободным изображением лошадей с жеребятами у водоема. Всадники, сопровождающие коней, и есть бывшие конюхи Немезиды, названные в надписях на иконе именами Спеусип, Масип, Геласип.
В художественном строе произведения воплощены лучшие черты новгородской иконописи XV века. Наметившаяся дробность не нарушает цельности форм, вытянутые пропорции и отточенные силуэты фигур придают композиции изящество, в изображении лошадей чувствуются живые, непосредственные впечатления от натуры. Ритмичность и перекрестная симметрия локальных цветовых пятен, перекликающихся подобно рифмам в строфе, создают присущую древнерусской живописи цветовую орнаментальность, решенную в данном случае с виртуозным мастерством.