Culture and art

Культура и искусство

Эжен Буден Пляж в Трувиле

Эжен Буден Пляж в Трувиле. 1871 Дерево, масло. 0,19 х 1,46

Эжен Буден Пляж в Трувиле. 1871 Дерево, масло. 0,19 х 1,46

Эжен Буден Пляж в Трувиле 1871

Творчество Эжена Будена (1824—1896) характеризует интересный этап в истории французской пейзажной живописи XIX века. Будучи близок к художникам-барбизонцам, особенно выделяя среди них и почти боготворя Коро, Буден в своих исканиях оказывается как бы предтечей импрессионистов. Более того, он становится на какое-то время подлинно духовным наставником всецело доверившегося ему Клода Моне.

По сравнению с барбизонцами Буден идет дальше в разработке пейзажного мотива и значительно высветляет палитру. Даже в законченных полотнах он сохраняет элемент эскизности, чтобы придать им большую свежесть и непосредственность. Своей кажущейся незаконченной живописной манерой «Пляж в Трувиле» напоминает скорее этюд, но в этой незавершенности скрыто и особое очарование произведения. Именно таким способом Будену удается передать ощущение человека, рассматривающего с известного расстояния нарядную движущуюся по морскому берегу толпу. Силуэты фигур почти совсем растворяются в серебристом влажном воздухе, скрадывающем также все мелкие детали. Живописное видение у Будена побеждает пластическое, цвет торжествует над линией.
Художник стремится к чисто колористическому восприятию жанровой ситуации. В картине нет действия, сюжета, есть лишь непринужденно беседующие группы людей на фоне моря. Формат картины удлиненный и узкий, удачно соответствует идее — запечатлеть узкую полосу берега — и как бы ритмически вторит ей. Жемчужная гамма зеленых, перламутрово-серых и голубоватых тонов вызывает ощущение холодного ветреного дня. Живописное единство картины достигнуто тонким гармоничным сочетанием красок моря, неба, песка, которые звучат в цветах одежд нарядной толпы.
Картина поступила в ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.