Culture and art

Культура и искусство

Ювелирные изделия XVI—XIX веков

Ювелирные изделия XVI—XIX веков в собрании Государственного Эрмитажа

Ювелирные изделия XVI—XIX веков

Букет из аметиста, рубинов, бериллов, изумрудов, сапфиров, украшенный бриллиантами и розами, на медных стеблях с листьями из окрашенной ткани Высота 29.
Россия, Петербург, мастер Иеримия Позье. 1740-е Государственный Эрмитаж, Ленинград.
Тюльпан выполнен из большого превосходного качества аметиста в оправе с бриллиантами. Не менее искусно сделана ювелиром роза из 13 рубинов с агатовой мушкой. Рядом мерцают берилловые астры, в центре — колосок из тигрового глаза, в букет введены эмалевые цветы.

Ювелирные изделия XVI—XIX веков

Заводная коляска из золоченой бронзы Высота 17, длина 24 Франция. Середина XVIII в.
Государственный Эрмитиж, Ленинград.

Ювелирные изделия XVI—XIX веков

Брошь в виде цветочной веточки из бриллиантов и роз в серебряной оправе Длина 11,4
Россия. Петербург. 1770-е Государственный Эрмитаж, Ленинград

Золотой флакон Высота 10,7
Англия. Середина XVIII в. Государственный Эрмитаж, Ленинград

Золотой чеканный несессер на шатлене с перламутровыми резными вставками и золотыми чеканными накладками с изображением Венеры, двух голубей и атрибутов Амура Длина 21,5
Франция. Середина XVIII в.
Государственный Эрмитаж, Ленинград

Лилии из жемчуга и бриллиантов на медной ветке с двумя стеклянными листьями Высота 34,9 Россия, Петербург. 1770-е Государственный Эрмитаж, Ленинград.
Произведение было выполнено как настольное украшение. Возможно, именно от таких букетов тянется нить преемственности к цветам Фаберже.

Золотые чеканные часы на шатлене, украшенные эмалевой росписью; брелоки из горного хрусталя и фарфора Длина 17,4, диаметр 4,5
Великобритания, Дублин, мастер JB. 1767—1768 Государственный Эрмитаж, Ленинград.

Подвеска из целого изумруда в золотой оправе, украшенной белой и черной эмалью, на цепочке с крестом из пяти изумрудов Длина 10
Испания. Первая половина XVI в.
Государст венный Эрмитаж, Ленинград
Подвеска — одно из редко встречающихся испанских ювелирных украшений, хотя в XVI в. Испания славилась богатством и обилием ювелирных изделий, в которых сверкали драгоценные камни, вывезенные из Южной Америки. Каравелла — своеобразный символ эпохи великих географических открытий. Эрмитажная каравелла сделана из великолепного изумруда весом около 125 карат. Исключительная прозрачность, глубина и яркость камня позволяют думать о том, что он происходит из Колумбии.

Золотая подвеска, покрытая эмалью и украшенная рубинами, алмазами, жемчугом Длина 7,5. Германия. Вторая половина XVI в.
Государственный Эрмитаж, Ленинград.
Подвески были одним из наиболее распространенных видов ювелирных украшений эпохи Возрождения. Их часто можно видеть на мужских и женских портретах того времени. Подвески в виде летящего и стреляющего из лука амура, дополненные изображением целующихся голубей, имели символическое значение и использовались в качестве свадебного подарка.

Резная чаша из горного хрусталя;
оправа и три золотые ручки в виде дракона и змей
расписаны цветной эмалью и вымощены гранатами
Высота 11
Италия. XVI в.
Государст венный Эрмитаж, Ленинград
Горный хрусталь высоко ценился в эпоху Возрождения. Крупными центрами обработки горного хрусталя были Прага, Мюнхен и особенно славился Милан.

Подвеска из барочной жемчужины, оправленной в золото с эмалью и украшенной алмазами, рубинами, жемчугом Длина 9,5 Германия. XVI в.
Государственный Эрмитаж, Ленинград
Мастера эпохи Возрождения часто использовали в ювелирных изделиях жемчуг неправильной формы, так называемый барочный.

Точильщик. Золоченое серебро, жемчуг, сердолик, стекло, алмазы, изумруды, рубины, эмаль Высота 8,8
Дрезден. Начало XVIII в.
Государственный Эрмитаж, Ленинград
Подобные фигурки изготовлял саксонский ювелир, работавший при дворе Августа Сильного,— Иоганн Мельхиор Динглингер. Хорошо известно большое настольное украшение «Двор Великого Могола» из Зеленого Свода в Дрездене, включающее многочисленные фигурки людей и животных. Для мастерской Динглингера, из которой вышла эрмитажная фигурка «Точильщик», характерно широкое использование самых разнообразных материалов — барочного жемчуга, драгоценных, поделочных и резных камней, эмалей, стекла, драгоценных металлов. «Точильщик» и другие подобные фигурки были привезены в Россию Петром I, который, будучи в Саксонии, посетил мастерскую Динглингера.

Золотой чеканный несессер на шатлене с вставками гелиотропа и золотыми рокайлями, вымощенными бриллиантами и рубинами Длина 18,9
Англия. Середина XVIII в.
Государственный Эрмитаж, Ленинград

Букет из бриллиантов, альмандинов, сапфиров, изумрудов, рубинов, хризолитов, гранатов, гиацинтов, агатов, украшенных бриллиантами и розами, на медных стеблях с листьями из окрашенной ткани.
Высота 26,1
Россия, Петербург, мастер Иеремия Позье. 1740-е Государственный Эрмигиж, Ленинград.
Такие букеты служили украшением дамского туалета, их прикрепляли к корсажу.

Подвеска из барочной жемчужины в золотой оправе, украшенной рубинами и изумрудами Длина 4,5
Италия. Середина XVI в.
Государственный Эрмитаж, Ленинград.
Драгоценные украшения в виде каравелл были популярны в эпоху Возрождения. Мастера делали такие подвески очень тщательно, нередко скрупулезно изображая весь такелаж с фигурками матросов.

Шпилька серебряная, увенчанная попугаем в кольце, сплошь вымощенная мелкими алмазами Длина 13,9
Россия, Петербург. 1780-е
Шпилька серебряная,
увенчанная пчелкой из бриллиантов
Длина 12,9
Россия, Петербург, 1740-е