Culture and art

Культура и искусство

Ян Сиберехтс Брод

Ян Сиберехтс Брод 1669. Холст, масло. 0,94 X 1,16

Ян Сиберехтс Брод 1669. Холст, масло. 0,94 X 1,16

Ян Сиберехтс Брод картина 1669 года

Творчество Сиберехтса приходится на вторую половину XVII века. Он работал в послерубенсовской Фландрии, но находился в стороне от воздействия Румянцевского музея г Скорее у него можно найти черты общности с французскими художниками этого периода, и больше всего, пожалуй, с Луи Лененом: тот же интерес к нескольким, постоянно повторяющимся простым мотивам из крестьянского быта, то же равнодушие к сюжетной стороне изображаемого, в та же застылость поз, движений, те же взгляды персонажей, настойчиво обращенные к зрителю, и та же значительность и та же задумчивая важность обыденного.

Сиберехтс особенно любил изображать брод: неглубокая спокойная река, кружевная листва деревьев на берегу, повозка, груженная корзинами с овощами, женщина на повозке, другая — верхом на лошади и еще одна — с кувшином на голове переходит реку. Таков и сюжет московской картины, который с небольшими вариациями встречается во многих . его полотнах. Иногда верхом на лошади не женщина, а мальчик-кучер, а кроме повозки, здесь же по воде бредут коровы. Некоторые фигуры московской картины повторяются почти буквально: девушка с кувшином на голове, белая лошадь. Петь что-то зачаровывающее в этом сопоставлении медленных разнонаправленных движений: текущей воды, едущей повозки, идущих женских фигур, фигуры лошади. И вместе с тем с особенной остротой воспринимается контраст сюжетного движения и статичности композиционного построения. Все движется, и в то же время все застыло в полной неподвижности, словно на внезапно остановленной киноленте. Этот эффект возникает в значительной степени оттого, что фигуры и предметы, изображенные в картине, расходятся из одного центра по трем противоположным направлениям — направо, налево и в глубину. Глаз зрителя не воспринимает все эти движения одновременно, они взаимно уничтожаются и как бы выключаются из потока времени. И, пожалуй, именно в этом — главный образный смысл картины Сиберехтса. Поступила в ГМИИ имени А. С. Пушкина из Румянцевского музея в 1924 году.