Александров Юрий Владимирович

Ю. Александров. Скульптурные композиции из серии «Русское веселье» для одного из залов туристического комплекса в г. Суздале. Кованая медь. 1974—1976.
Ю. Александров. Скульптурные композиции из серии «Русское веселье» для одного из залов туристического комплекса в г. Суздале. Кованая медь. 1974—1976.

Александров Юрий Владимирович скульптор, заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР

Волею счастливом судьбы моя работа многие годы была связана с Владимиром, Вологдой, Суздалем.
Владимиро — Суздальская земля… Здесь в эпоху расцвета Владимирской Руси закладывались основы российской государственности, отечественной культуры. Здесь владимирские мастера создали подлинно классические произведения архитектуры, скульптуры,живописи, которые пленяют нас и сегодня.

Ю. Александров. Скульптурная группа «Театр кукол» в фойе Вологодского драматического театра. Кованая медь 1974.
Ю. Александров. Скульптурная группа «Театр кукол» в фойе Вологодского драматического театра. Кованая медь 1974.

Стоит упомянуть названия этих городов — и перед нашим взором возникают образы белокаменных храмов владимирско-суздальского зодчества, церковь Покрова на Нерпи, резной убор Дмитровского и Георгиевского соборов, фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, которые ныне является бесценным сокровищем Третьяковской галереи.
Сегодня в городах нечерноземной зоны, сердце России, многое делается для того, чтобы памятники прошлого были сохранены в первозданной красе. Но жизнь меняет облик древних городов: рядом со старинными постройками возводятся новые кварталы жилых домов, строятся школы и стадионы, театры и Дворцы культуры. От нас, художников, архитекторов, зависит, насколько органично входит это новое в облик старого города, чтобы не разрушалась, а подчеркивалась его неповторимость и красота.
Поэтому понятно то волнение, с которым мы вместе со скульптором 3. М. Ветровой приступали к работе во Владимире. Нашей задачей было украсить скульптурой новое здание Владимирского драматического театра.
В своем замысле мы исходили из образов русского народного театра. Нам казалось, что именно во Владимире будет уместно напомнить о его традициях. Возникло решение украсить фасад здания шестью фигурами скоморохов, любимых персонажей народных гуляний, ярмарок, балаганов. Все фигуры выполнены из традиционного для владимирских старинных построек белого известняка. Хотя мы, русские, может быть, и не самый веселый народ на свете, но любим веселье, и наш народный театр был всегда жизнеутверждающим, праздничным.
В 1974 году архитекторы предложили мне оформить театр в Вологде. Эта работа явилась продолжением и развитием темы театра, сценической игры в моем творчестве. Но несколько в ином плане. Если во Владимире скульптуры располагались на фасаде здания, то в Вологодском театре они в интерьере, в нишах фойе, где публика гуляет до представления и в антрактах.

Ю. Александров. Скульптурная композиция из серии «Русское веселье» для одного из залов туристического комплекса в г. Суздале. Кованая медь. 1974 — 1976.
Ю. Александров. Скульптурная композиция из серии «Русское веселье» для одного из залов туристического комплекса в г. Суздале. Кованая медь. 1974 — 1976.

Беломраморные стены, белый потолок, хрустальные люстры — все это продиктовало выбор материала. Я выбрал медь — теплый материал, который четко контрастирует с интерьером.
Шесть рельефов из кованой меди, помещенные в прямоугольных нишах стены, развертывают перед зрителем страницы истории театра, его основных действующих лиц и героев. Смысловой ряд этих композиций хрестоматийный, и персонажи понятны, узнаваемы для каждого зрителя — и взрослого, и маленького.
Первая группа из двух фигур символизирует античный театр. Женская фигура олицетворяет главную идею античной трагедии — торжество высшей справедливости, разума и знания над поверженным злом. В пластическом решении композиции и образов я стремился передать острое драматическое столкновение.

Александров Юрий Владимирович
Ю. Александров. Скульптурная вставка «Русалка» на портале туристического комплекса в г. Суздале. Известняк, 1976.

Вторая группа переносит зрителя в итальянский театр комедии дель арте. Мне было интересно показать разницу двух характеров — веселую, задорную Коломбину и лирического, грустного, но не менее симпатичного Пьеро. Я старался сделать жесты рук Коломбины достаточно открытыми, активными — ведь для народного театра они столь характерны.
Далее располагается скульптурная группа «Русские скоморохи». Они появились в моих работах не в первый раз, этот сюжет я люблю и использовал его во Владимире. Изображена забавным хладнокровием. Язык скульптуры тоже условен, даже в большей мере, чем язык живописи и театра. Своими работами я хотел помочь зрителю воспринять условность искусства, настроить его на образное мышление, на восприятие того таинства, которое называется театром.
Еще одна сторона творчества для меня немаловажна — это взаимоотношение мастера и материала. Скульптура — вещь рукодельная, несет отпечаток творческих усилий художника. Хотелось показать власть человека над материалом, свободное выявление его пластических возможностей. Любому, кто придет в театр, будет интересно узнать не только что изображено, но и как это сделано.

Александров Юрий Владимирович
Ю. Александров. Скульптурные композиции из серии «Русское веселье». Кованая медь. 1974—1976.

В работе я применял вырезку, вытяжку, выколотку меди. Модель выкраивалась из листов меди, затем чеканилась и собиралась в форму. Сделанность вещи, ее проработанность только усиливают декоративную содержательность скульптуры. Я стремился сделать вещи занятными для разглядывания, чтобы в каждой была интересная деталь.
Мне кажется, что в современной архитектурно-декоративной скульптуре не хватает внимания к детали. При нынешних масштабах строительства, когда перед монументалистами ставятся задачи пластической организации больших площадей, художники нередко стремятся создавать громадные произведения. Нам недостает небольших вещей, соизмеримых с человеком, даже с его физическим размером.
На мой взгляд, в Вологодском театре удалось в крупно решенный объем современной архитектуры ввести мелкую деталь, изображение фигуры человека дать даже немного меньше его натуральной величины.
Занимательность сюжета, внимание к детали, скульптурно-декоративная содержательность, верный масштаб — все должно привлекать и останавливать внимание зрителя.
Эти принципы легли в основу нашей работы над оформлением туристического комплекса в Суздале. Комплекс включал несколько зданий — гостиницу, зрительный зал, бассейн, каминный зал. Расположен он очень тактично по отношению ко всему древнему городу — в низине, невысоко. Такое удачное архитектурное решение очень важно для города-музея, каким является Суздаль.

Александров Юрий Владимирович
Ю. Александров. Скульптурная композиция «Часы» на здании туристического комплекса в г. Суздале. Известняк. 1974—1976.

Прежде всего надо было найти образную подачу главной фасадной стены. Я выбрал мотив — часы.
Белокаменные часы, ведь резьба по камню характерна для построек Суздаля. Это многосложная композиция размером 4X6 метров, здесь и цифры, и знаки Зодиака, и символы времени года. Сверху часы венчаются фигурками, изображающими древних жителей земли суздальской: воин, кузнец, летописец, архитектор, плотник, каменщик. Шесть персонажей достаточно полно олицетворяют трудовое население древнего города. Я старался не только торжественно и празднично оформить парадный въезд, но и подчеркнуть емкий философский образ, который мы привыкли связывать с часами. Образ времени как символ вечности жизни и быстротечности мгновения.
Главный вход украшен небольшими скульптурная сцена между двумя острословами. Я ввел здесь несколько «нескульптурных» деталей — дерево с листвой, балалайку, остроконечные колпаки.

Ю. Александров. Скульптурная группа «Скоморохи» в фойе Вологодского драматического театра. Кованая медь, 1974.
Ю. Александров. Скульптурная группа «Скоморохи» в фойе Вологодского драматического театра. Кованая медь, 1974.

Композиция «Агиттеатр Синей блузы» напоминает о становлении советского театра. Это театр политически активный, с яркой формой театрального действия. Революционный дух спектаклей рабочих агитбригад, с их большим гражданским и социальным звучанием подчеркнут в резком, устремленном на зрителя движении. Девушка и парень в рабочих блузах с бантами решительным шагом как бы влетают на сцену, горячо декламируя стихи. В этой группе усматривается некоторое сходство с известной скульптурой В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница». Я сознательно не стремился к этому сходству, но когда заметил его — был доволен. Очень люблю скульптуру Мухиной и рад, что моя работа родственна ей по духу.
Две последние группы — «Театр пантомимы» и «Театр кукол». Одна говорит о любви, преклонении перед прекрасным. Без этих чувств нет театра. В другой композиции изображены Петрушка и Емеля — герои народных сказок и народных, площадных представлений. Сцена развернута не со стороны зрителя, а со сцены, кулис.
Таким образом, все шесть композиций вводят в мир театра. Необходимо было не только найти пластическую выразительность каждой группы, но верно срежиссировать их как единое целое. Язык искусства — язык условный, образный. На театральной сцене могут убивать, герои пьесы умирают от любви — и мы относимся к этому с должными композициями на темы русских былин и сказок — Бова-королевич, Король-олень, Царевна- лебедь. Все они также выполнены из белого камня.

Ю. Александров. Скульптурные группы в фойе Вологодского драматического театра. Кованая мгдь. 1974.
Ю. Александров. Скульптурные группы в фойе Вологодского драматического театра. Кованая мгдь. 1974.

Стилистически я исходил из особенностей владимиро-суздальской резьбы. Владимирские и суздальские мастера блестяще владели резьбой по камню, понимали ее пластические возможности.
Другие задачи решены в скульптурных композициях, предназначенных для интерьера. Одна серия, «Русское веселье», установлена в зале ресторана. Основную массу в ней составляют самовары — символ русского гостеприимства и радушия русского застолья. Они окружены фигурами персонажей. Это чисто русские типажи, которые пляшут, пьют чай, играют на гармошке. Я стремился ввести человеческую теплоту в сюжеты, окрасить их мягким юмором, чтобы зрителю было приятно рассматривать их одежду, лицо, украшения. Высота фигур 80 сантиметров, всей композиции — не более 2 метров. Сделаны они из кованой меди, с подсветом. Вещи небольшие, стоят на парапете балкона. К ним можно подойти довольно близко. Поэтому я стремился к ювелирной тщательности и изяществу в их обработке.
Строительство и оформление Суздальского туристического комплекса длилось около шести лет. За эту работу группе архитекторов, инженеров и мне была присуждена Государственная премия СССР.
Это время творческих поисков и работы я вспоминаю с благодарностью. Оно позволило еще раз обратиться к живительным истокам русского искусства, заново осознать его глубокую традиционность и вечную новизну. Сама близость бессмертных творений отечественного зодчества диктовала особую меру ответственности. Создания художников сегодняшних дней должны доставлять людям радость, сообразуясь с правилами гармонии, разумности и красоты, которыми в совершенстве владели наши предки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art