Анатолий Иванович Алексеев

Анатолий Иванович Алексеев
А. Алексеев. Писатель Валентин Распутин. Темпера. 1981.

Анатолий Иванович Алексеев народный художник РСФСР

Однажды художнику-иркутянину Анатолию Ивановичу Алексееву задали вопрос: в чем выражается самобытность искусства иркутских мастеров? Только ли в том, что их тема — «Сибирь и сибиряки»?
— Конечно,— ответил Алексеев,— творчество наших художников вдохновляют поистине эпические картины созидания, величие и красота земли сибирской, неповторимая мощь самого прибайкальского пейзажа. Но каждый иркутский художник отличен индивидуальной манерой, кругом интересов. Каждый привержен заветным темам и, размышляя с кистью в руке об истории и современности Родины, о славе и доблести предков и о сегодняшних буднях человека труда, вкладывает в эти размышления личный гражданский опыт, особый лиризм…

Наглядным подтверждением слов мастера о самобытности искусства иркутян служит его же творчество, в котором сплавлены в единый романтический образ родной земли самые разные наблюдения и обобщения. Интерес к историко-революционной теме неотделим от горячего внимания к заботам современников. И образы строителей Саянской ГЭС сродни героям революции и Великой Отечественной войны. Центральные фигуры и элементы пейзажа, общий колорит и совокупность деталей — все в картинах и портретах Анатолия Алексеева пронизано активным интересом к воплощаемому событию, к изображаемому человеку.
Картины художника рождаются медленно. Их создано не так уж много за 25 лет творческой деятельности. Но в каждой невидимо, глубоко спрессованы усилия и поиски кропотливые, упорные. Всесторонне изучает автор избранную тему, подолгу, с большой требовательностью к себе пишет этюды, неоднократно меняет композиционный подход.
В картине «Семья» зрителям открывается многогранная тема сыновнего долга, решенная в двух изобразительных планах. Один план составляют реальные действующие лица, другой — представители той же семьи, вернее, целого сибирского рода, глядящие на своих потомков со старых фотографий. Диалог поколений, связь пути дедов с судьбой новых поколений подчеркивается всем строем картины, отчетливо звучит в ее психологической тональности.
Многофигурную композицию «Легендарная хроника» А. Алексеев посвятил тем, кто поднял знамя революции и защитил ее славные завоевания. Своим торжественным, суровым ритмом картина воплощает идею духовного завещания революционеров потомкам. Образ советского человека, несгибаемого перед испытаниями и трудностями, его волевая собранность, верность долгу и вера в идеал находят логическое продолжение в историко-революционной картине «Клятва», живописном триптихе «Ежегодно 9 Мая в парке культуры», в полотнах на современную тему.

А. Алексеев. Строители-скалолазы Саянской ГЭС. Масло. 1974.
А. Алексеев. Строители-скалолазы Саянской ГЭС. Масло. 1974.

Мы видим идейных наследников революции в произведениях Алексеева о людях БАМа, Саянской ГЭС, о коренных жителях Сибири. Художник изучает характеры современников в поездках по Восточно-Сибирскому краю. Не один год он возглавляет творческую бригаду художников «Энергетика Сибири».
С волнением вспоминает друг Алексеева писатель М. Сергеев годы совместного участия в бурном строительстве Сибири: «Помню нашу юность, бессонные ночи на перекрытии Ангары в Братске, когда вместе со строителями толпились у наплавного моста и Александр Твардовский, и Борис Полевой, и кинематографисты, и большой отряд художников-иркутян. Помню настроение штурма…»
Настроение штурма, то есть готовности преодолеть препятствие, заложено в -портретных образах
А. Алексеева. Кого бы он ни писал — безымянного дежурного погранзаставы или известного писателя Валентина Распутина, грациозную девушку из Гоби или молодого бамовца из поселка Звездный,— в каждом портрете подкупает внутреннее достоинство и нравственная цельность героя.
Сибирь обычно возникает в нашем представлении краем суровым, скупым на яркие, броские краски. Не случайно и лица людей на полотнах художника выглядят чуть усталыми, обветренными, неулыбчивыми. Но земля эта не только настойчиво требует сил, энергии, постоянной заботы человека, строящего здесь новые магистрали, возводящего гидроэлектростанции, сеющего хлеб. Она радует его красотой и мощью природы. И особенно радует художника-сибиряка. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на щедрые красочные пейзажи и натюрморты народного художника РСФСР Анатолия Ивановича Алексеева, чье искусство так естественно и прочно связано с родной Сибирью социалистической

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art