Анри Матисс картины

Анри Матисс картины
Марокканский триптих. 1912

Анри Матисс картины

Великий французский художник XX века Анри Матисс (1869—1954), живописец, рисовальщик, гравер, „ иллюстратор книг, оставивший также много статей и высказываний, в которых суммировал свои творческие взгляды на искусство, родился в Като-Камбрези и умер в Ницце.

Анри Матисс картины
Вид из окна. Танжер

В юности он изучал юриспруденцию, затем занялся живописью, поступив в мастерскую Гюстава Моро. По совету учителя Матисс внимательно копировал старых мастеров в Лувре. В начале своего творчества он испытал влияние импрессионистов, затем дивизионистов — Синьяка и Кросса. В 1905 году после выставки в «Осеннем салоне» он стал главой группы художников-фовистов («fauve» в переводе с французского значит дикий); фовисты провозгласили полное освобождение стихии цвета от изобразительных функций во имя усиления эмоционально образной экспрессии. В группу фовистов входили Маркс, Вламинк, Дерен, Дюфи, Ban Донгеп, Мангеи, Руо, Фриез. Группа быстро распалась, так как каждый из мастеров, и прежде всего сам Матисс, признанный глава фовистов, нашел в живописи собственную неповторимую художественную манеру.
Анри Матисс много путешествовал по Европе, Северной Африке, Америке, был на островах Океании, Таити. В 1911 году художник посетил Россию. Триптих был задуман и выполнен Матиссом зимой 1911, осенью 1912 года. На весну и лето художник уезжал из Марокко и работал в своей мастерской в Исси-ле-Мулино близ Парижа.
Все картины марокканского триптиха Матисса связаны единым стремлением воплотить личное восприятие Востока в живописный образ, минуя описательный сюжет и действие, характерные для искусства со времен романтизма, увлекавшегося восточной экзотикой.

Анри Матисс картины
Вход в Казба

В начале 1912 года Матисс начал работать над первым панно, выбрав для него пейзажный мотив из окна своей гостиницы «Отель де Франс». Скупо обозначенная открытая внутрь створка окна с белой занавеской дает визуальный намек на внутреннее пространство интерьера. Поставленные на подоконник два горшка с цветами нужны Матиссу как декоративные пятна и как пункты обозначения пространственной глубины по ту сторону окна. Матисс не строит линейной перспективы: точной расстановкой цветовых пятен он вызывает в зрителе ощущение огромной
дали. В самом колорите содержится у Матисса световая, атмосферная и эмоциональная трактовка пейзажа: накаленные зноем белые дома и розовые песчаные дорожки погружены в синеву пространства.

Анри Матисс картины
Зора на террасе

Если в левом панно по замыслу художника мир как бы распахнут вовне, то в правом изображен вход во внутренний двор (казба)—помещение, скрытое от посторонних глаз. Картина так и называется «Вход в казба». В центральном полотне триптиха «Зора на террасе» Восток персонифицируется художником в образе молодой женщины, представленной сидящей в неподвижной позе, полной сдержанной медлительной грации. Замкнутое существование и созерцательность, свойственные восточным женщинам, тонко сопоставлены с жизнью красных рыбок в аквариуме. Однако по отношению к живописной характеристике произведения эта ассоциация является вторичной, Матисс ищет прежде всего цветовые модуляции, призванные выразить основные художественные ощущения, воплощая их в единый образ. Матисс объединил все панно триптиха синей колористической гаммой, в каждом отдельном случае модулируя цвет и меняя его содержание. В триптихе отразилось не только восхищение художника красотой Востока, но и при.: сущее ему радостное мироощущение. Триптих поступил в ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art