Антонио Моро

Антонио Моро
Портрет Марии Тюдор

Антонио Моро Антонис Моор ван Дасхорст

Антонио Моро (Антонис Моор ван Дасхорст) родился около 1516 года в Нидерландах. Где и как он получил художественное образован не, неизвестно. Примерно к двадцатипятилетием возрасте он приезжает в Испанию, где начинает работать портретистом.

Этот острый, но холодный и бесстрастный мастер быстро добивается успеха при дворе и становится официальным королевским живописцем.
Он привнес в испанское понимание портретного искусства точность моделировки формы и глубокую психологическую характеристику портретируемых — свойства, характерные для работ нидерландских мастеров.
Когда в середине XVI века возник вопрос о браке наследника испанского престола Филиппа II с английской королевой Марией Тюдор, Моро отправляют в Англию для написания портрета предполагаемой невесты. Это лучшее произведение художника было написано в 1554 году. В портрете ему удалось передать величие королевской власти, не приукрасив при этом личность самой королевы, некрасивой, суровой и жестокой религиозной фанатички.
Королева Мария была старшей дочерью Генриха VIII и Екатерины Арагонской. Король не признавал ее права на трон, но когда после смерти его сына Эдуарда претендентов на трон по мужской линии не осталось, она. яростная католичка, сумела вступить на трон в протестантской стране. Вошедшая в историю под именем Марии Кровавой, введшая в Англии инквизицию, она тщетно пыталась вернуть ее в русло католицизма.
На портрете — немолодая женщина со взглядом, минующим зрителя. Высокий лоб обрамляют рыжеватые волосы под плотной маленькой шапочкой, украшенной драгоценными камнями. Брови почти отсутствуют, тонкие губы плотно сжаты над выступающим вперед упрямым подбородком. Лицо поддерживает жесткий кружевной воротник. Платье тяжелого коричневого бархата украшено брошью и поясом из золота и драгоценных камней. Королева сидит на кресле с обивкой алого бархата. Левая рука унизана кольцами и покоится на коленях, сжимая перчатки, в правой руке она держит алую розу — символ династии Тюдоров. Мастер бесстрастно констатирует портретное сходство королевы, и дает лишь намек на ее психологическую характеристику, но нигде и ничем не выражает своего к ней личного отношения. Монументальностью картины художник пытался подражать образцам Рафаэли и Тициана. Живописная манера Моро заметно повлияла на жанр испанского портрета. Его учениками были признанные испанские художники Санчес Коэльо и Понтоха де ла Круз. В начале XVII века произведения Моро все еще оставались образцами для подражания. Портрет Марии Тюдор был заказан отцом будущего мужа Марии Карлом V.
Он гак нравился императору, что тот сохранил его даже после отречения, когда удалился в монастырь.
В музей Прадо картина поступила из королевской коллекции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art