Архитектура Ворсмы

Архитектура Ворсмы
А. С. Малинников. Дымник. 1925

Архитектура Ворсмы

Поселок Ворсма в Павловском районе Горьковской области славится своими мастерами. Фронтоны домов, крылечек, коньки крыш и ворот увенчаны «гребнями» — затейливыми решетками, изображениями птиц, зверей и фантастических существ: на водосточных и дымовых трубах — букеты цветов из металла, а порой в растительном и геометрическом орнаменте, как в медальоне, силуэт беседки, в ней развернута лаконичными средствами прорезного металла сцена чаепития. Своеобразные сцены «с движением» представлены парными флюгерами на воротах и гребнях крыш. Фигурка, изображающая охотника, помещена в виде флюгера на одном уровне с изображением собаки, они укреплены с возможностями свободного вращения на шпилях и при порывах ветра образуют то один, то другой вариант композиции: то охотник устремляется за собакой, то собака бежит вслед охотнику.

С. Малинников. Дымник. 1904
С. Малинников. Дымник. 1904

Дома в Ворсме разного «возраста»: есть почтенные столетние из потемневшего дерева, вросшие в землю. Много домов построено в начале XX века, но больше всего выстроено или перестроено за последние двадцать лет. Почти все они одеты в железное и деревянное кружево: пропильные украшения из дерева и просечные из металла. Украшения из просечного железа на домах, построенных в различное время, разные и вместе с тем очень похожие. Их объединяет единая художественная традиция, во времени она менялась, имея свои особенности.
Наиболее ранними являются украшения дымовых труб, окованных железным листом, они представлены крупными рельефными цветами, размещенными на гранях труб, и навершиями в форме широких круглых воронок из ажурного металла. Эти украшения сохранились от второй половины XIX века. Несмотря на реставрацию, которая проводится местными мастерами, они в конце 60-х годов уже были единичны. Для них характерно несколько устойчивых черт композиции и просечного орнамента. Как правило, на плоскости одной из четырех граней трубы в центре помещен крупный цветок, напоминающий розу с выпуклыми лепестками и «серединкой»; реже встречается композиция из менее крупного цветка в центре и четырех маленьких железных роз по сторонам. Орнамент ажурного навершия состоит из завитков, которые расположены парно по принципу зеркальной симметрии и создают узор из сердцевидных фигур. Этот орнамент широко распространен в народном искусстве. Для украшений такого типа характерно, что они в какой-то мере автономны по отношению к деревянным пропильным украшениям дома. Объясняется это тем, что металлические ажурные украшения, известные с XII века и широко распространенные в церковном зодчестве, а также в дворцовой и крепостной архитектуре в XVI—XVII веках, не могли войти в народное жилище, поскольку оно имело соломенную или тесовую крышу. Лишь с середины XIX века (а в центрах металлургии и металлообработки, как, например, на Урале, в Устюжне и Грязовце Вологодской области, в Старом Осколе Белгородской области и Выксунско-Кулебакском металлургическом центре Горьковской области — значительно раньше) железное покрытие домов постепенно проникает в деревню, сменяя опасные в пожарном отношении соломенные и деревянные крыши. С появлением нового в народном зодчестве материала, кровельного железа, возникают и первые украшения из него — декор печных труб. Он выполняется техникой просечки по металлу. В этот же период, к которому относятся ранние из сохранившихся просечных украшений Ворсмы (с 70—90-х годов XIX века), появляется, быстро распространяясь, новая техника пропильной резьбы по дереву. Она сменяет технику долбленой резьбы, характерной для народной архитектуры Поволжья. Новые украшения из металла и дерева постепенно, без связи друг с другом, входят в конце XIX века в народную архитектуру. Орнамент их различен, так как пропильные украшения на первых порах имитируют в виде моделированных накладок глухую резьбу. Орнаментальные мотивы пропильной резьбы здесь не согласовывались с узорами накладными и ажурными деталями просечных украшений из железа. В Ворсме в конце XIX века они не сложились в декоративный комплекс.

А. С. Малинников. Украшение дома. 1925
А. С. Малинников. Украшение дома. 1925

Украшения начала XX века определяют новый этап сложения единого декоративного комплекса народного жилища, богатый яркими находками и смелым развитием традиции. Декор из металла имеет своих мастеров и знатоков. Несомненная заслуга в развитии этой отрасли народного творчества принадлежит мастеру — кровельщику и жестянщику Сергею Сергеевичу Малинникову. Он черпает мотивы орнамента для своих композиций из просечного железа в народной вышивке — мотив барсов, львов; в росписи и резьбе по дереву — сцены чаепития, распространенные в живописных изображениях на городецких донцах; образы русалок-берегинь — в глухой резьбе лобовых досок, украшавших крестьянское и купеческое жилище Горьковской области. Мастер использует орнаментальное богатство решеток из кованого металла, которыми были забраны окна и двери церквей, кладовых, лавок.
В работах Малинникова заложены те линии развития художественной традиции просечных железных украшений Ворсмы, которые затем в 20-х годах были развиты его сыновьями. Они унаследовали от отца мастерство и создали, создают и теперь много оригинальных решений убора домов из железного кружева. Носитель русской народной художественной традиции во всем комплексе ее художественно-образного строя, стилистических и композиционных приемов, Малинников вкладывал в свои работы свойственные его личности лиричность, юмор, фантазию. Это был мастер яркой творческой индивидуальности.

С. С. Малинников. Дымник. 1926
С. С. Малинников. Дымник. 1926

О нем и о его работах рассказала нам дочь кустаря-ножовщика Венедикта Александровича Хапилова, которому в 1904 году Малинников «убрал» новый дом железным кружевом, изобразив в центре навершия фронтона сцену чаепития. Мастер, будучи другом Венедикта Александровича Хапилова, как вспоминает дочь Хапилова, часто бывал у них в доме и любил подшучивать над другом-ножовщиком за его пристрастие к чаепитию. Хапилова, бывшая в те годы маленькой девочкой, помнит, что кипящий самовар с крепко заваренным чаем «не сходил со стола», и как только приходил в дом гостем Малинников, ножовщик Хапилов оставлял работу и усаживался с другом за самовар «почаевничать и побеседовать», передохнуть от работы. Запомнила Хапилова и слова мастера-кровельщика, когда зашла речь об украшениях из железа нового, строившегося тогда дома ножовщика: «Есть узор такой, что и к дому хорош будет и о нас с тобой память тебе на всю жизнь останется. Уж как любишь ты чай пить, так я тебя и сделаю, да уж и себя с тобой вместе». Малинников знал народные узоры и как мастер недюжинного дарования использовал известный мотив городецкой росписи — чаепитие — в трудном для передачи материале-железе, техникой просечки. Умер мастер Малинников, умер его друг ножовщик Венедикт Хапилов, а жители Ворсмы любуются гребнем фронтона, ажуром сложной, «с любовью сделанной решетки». Фронтон переходит на вершине в изображение уютной беседки, так живо напоминающей беседки в маленьких садиках за домами, где в жаркое время устраиваются в Ворсме семейные чаепития. В ажурной композиции просечного железа, в спокойных позах отдыхающих людей за самоваром со стаканами чая в руках, в их фигурах есть выразительность наблюденного в жизни и одновременно эпичность художественного обобщения.

Украшение водосточной трубы. 1912
Украшение водосточной трубы. 1912

Другой дом по той же улице с деревянным полусолнцем в центре фронтона и долбленым (выполненным техникой трехгранно-выемчатой резьбы) полусолнцем на воротах дома также украшен Сергеем Малинниковым. Гребень, оформляющий фронтон, имеет узор вьющегося побега ветви с симметрично разбросанными листьями. В верхней части фронтона, где на доме Ха- пиловых изображена беседка с чаевничающими мужчинами, помещена огромная металлическая роза с круто выпуклыми лепестками. По коньку крыши ворот, как говорят мастера, «пущен» гребень. Узор его монументален (в отличие от сложного детализированного узора на гребне дома Хапиловых). Он согласуется с монументальным деревянным декором дома. На двух башенках ворот на постаментах укреплены флюгеры, вертящиеся под порывами ветра,— головы фантастических существ над ажурными шариками.
Третья работа Малинникова — декор другого дома на той же улице. Гребень крыши здесь соединяют две изящные башенки, увенчанные флюгерами в виде птичек. Они плавно, согласованно в движении поворачиваются по ветру. Орнаменту гребня соответствует просечной орнамент ажурного обрамления фронтона крылечка. Сергеем Малинниковым украшены подобным образом и другие дома на той же улице. На одном укра Ворсма. Улица Ленина, дом № 126. По той же улице дом № 38 —Хапиловых украшение конька крыши гребнем и башнями с флюгерами-птичками дополнено центральным в ансамбле ажуром дымовой трубы. Накладные рельефные розы были характерны для раннего периода в развитии промысла. В начале XX века традиционное навершие сменило новое-—парные S-образные завитки, расположенные в перпендикулярно пересекающихся плоскостях. Такие навершия дымовых труб встречаются на — старых и строящихся в настоящее время домах города Белозерска Вологодской области. Мотив этих украшений прямо связан с вышивкой на женских головных уборах, где в сложных узорах явно прослеживаются изображения водоплавающих птиц, мотив в народном творчестве, восходящий к языческим верованиям древних славян.

С. Малинников. Украшение дома. Начало XX в.
С. Малинников. Украшение дома. Начало XX в.

Малинников был не единственным мастером, изготовлявшим украшения из железа в Ворсме. Достаточно сравнить его работы с работами К. И. Софина (на доме, построенном К. И. Со- финым в 1912 году). Пышные навершия водосточных труб этого дома украшены рельефными поясами узоров, их завершают флюгеры-флажки, на них высечены инициалы владельца дома и дата строительства. Яркое решение декора этого дома отличается манерой исполнения от работ Малинникова.
Ворсма была одним из многих промысловых сел Нижегородской губернии, соседствующих с Павловом и специализирующихся исстари на металлообработке. В Павлове и Богородске, Конец XIX— на водосточной трубе как и в более удаленном от Ворсмы Выксунско-Кулебакском металлургическом районе и во всех соседних селах и близлежащих городах, украшения жилища просечным железом появились раньше, чем в районах, не связанных с развитой металлообработкой.
Много интересных поисков, оригинальных решений в «железном убранстве» домов можно обнаружить в Павлове, Богородске, Ваче и других селениях. Однако в Ворсме обилие и разнообразие украшений, их художественный уровень и близость к корням русской народной художественной традиции вполне правомерно объяснить творческим вкладом мастера Малинни- кова и его сыновей: Сергея Сергеевича и Александра Сергеевича Малинниковых, работающих в наше время. В творчестве братьев Малинниковых как бы обособленно развивались отдельные направления творчества их отца. Это любовь к многофигурным композициям, к изображению фантастических существ. Однако стилистические особенности воплощения одних и тех Же мотивов у братьев Малинниковых различны.
Работы Сергея Сергеевича, младшего, выделяет плавность линий, очерчивающих силуэты зверей, птиц и фантастических существ. В его гребнях явно прослеживаются мотивы растительного орнамента, органически сочетающиеся с удлиненными, мягко очерченными силуэтами зооморфных и антропоморфных существ.
У Александра Сергеевича наблюдается некоторая жесткость очертаний узоров. Его решетки — гребни состоят из прямых и ломаных линий, силуэты многофигурных композиций с изображениями фантастических и зооморфных существ несколько геометризированы, отсутствие кривых плавных линий объясняется тем, что в искусстве просечки по металлу при традиционном инструментарии легче работать с прямыми линиями, соответствующими листу железа. В этом смысле работа С. С. Малинникова являет образец более высокого уровня владения техникой. Вместе с тем работы А. С. Малинникова обращают внимание выразительностью силуэтов и богатством узоров гребней, что достигается более простыми и «спорыми» в работе приемами.
Но главное различие в работах братьев-мастеров заключается в эмоциональном строе созданных ими резных украшений. В работах Александра Сергеевича — строгость. Его звери серьезны и даже грозны. Таковы звери в навершии фронтона еще одного дома. В работах Сергея Сергеевича присутствует юмор.
В трехфигурной композиции, завершающей гребень фронтона другого дома, изображены свирепые барсы. Им контрастна по эмоциональному строю третья фигура — птица, поставленная в начале гребня, идущего по коньку крыши. Еще более характерны для творчества Сергея Сергеевича флюгеры, размещенные на водосточных трубах. Каждый флюгер представляет собой силуэт фантастического существа. Изображение не лишено юмора. На наши вопросы: «Кто это?», обращенные к хозяевам дома, их соседям и другим жителям Ворсмы, мы получали различные ответы, каждый из них был верен и все они вкупе характеризовали суть произведения мастера. Нам отвечали: «Это птичка», «Видно же, что мужик курит трубку», «Это фараонка». Забавная фигурка с птичьим хвостом и птичьим хохолком на голове действительно имеет четко выраженное мужское лицо, у которого крылышком фантастическое существо держит трубку. А в целом силуэт фигурки напоминает силуэт русалки- берегини, ее зовут в этом краю «фараонкой».
Важно, что в развитии промысла творчество трех мастеров Малинниковых создало локальную художественную традицию Ворсмы в изготовлении декора из просечного железа.
Современные мастера, украшающие новые дома Ворсмы, хранят и теперь местные традиции. Если раньше Ворсма была селом с деревянными домиками кустарей-ножовщиков, то теперь это благоустроенный рабочий поселок. В нем в настоящее время строятся дома по типовым проектам и в большей части каменные, а не -деревянные. Эти новые комфортабельные, большие по размерам дома так же украшаются традиционным железным кружевом, как и деревянные.

С. Малинников. Флюгер Конец XIX— начало XX в.
С. Малинников. Флюгер Конец XIX— начало XX в.

Сложившийся с начала XX века и закрепленный в традицию комплекс стилистически единых просечных металлических и пропильных деревянных украшений жилища развивается по тем же законам, как любой другой вид народного искусства. Появляются новые мотивы, например, флюгер в виде фигуры пограничника. Он напоминает в некоторой мере фигурки охотников старшего Малинникова и вместе с тем при всем разнообразии фигур пограничников они отличны от прообраза, их породившего: иная стать, иначе передано движение тела, винтовка не похожа на ружье прежнего охотника. Прочно вошла в ажур гребней-решеток пятиконечная звезда как центральный элемент орнамента. Традиции украшения водосточных труб развились в настоящее искусство изготовления разнообразных красивых цветов из металла, так хорошо смотрящихся на уровне крыш новых высоких домов. Водосточные трубы увенчаны ажурными корзинами, в которых сверкают на солнце букеты цветов. Трубы украшены в верхней части поясами из рельефно выступающих точек и накладными украшениями в виде цветов, спускающихся вниз (цветы не рельефные, а плоские). Используется мотив беседки. Важно, что в Ворсме в наши дни не только создаются новые, но и реставрируются старые украшения. Так, например, на доме Б. А. Кутянова в 1965 году был размещен реставрированный железный декор, изготовленный в 1925 году и в течение нескольких десятилетий хранимый в кладовой.

Мастер просечного железа Н. П. Чуфарин со своими работами
Мастер просечного железа Н. П. Чуфарин со своими работами

Создание новых и реставрация старых просечных железных украшений в Ворсме позволяют говорить о прочности локальных художественных традиций в Горьковской области. И это не случайно, поскольку они здесь неотделимы от корня всего комплекса русской народной художественней традиции. Быстро развивающийся народный промысел, связанный с украшением дома, привлек внимание города. На выставках произведений народного искусства все чаще можно встретить работы мастеров просечного железа, предназначенные для современного дома в селе. В настоящее время в селе Лысково работает мастер Чуфарин Н. П. Он часто показывает свои работы на выставках.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art