Верещагин Василий Васильевич

Верещагин Василий Васильевич
В. Верещагин. Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. Масло. 1878—1879.

Верещагин Василий Васильевич

112 лет назад при взрыве броненосца «Петропавловск» у Порт-Артура погиб Верещагин Василий Васильевич (1842—1904) — великий русский художник-баталист. Главная тема многих его произведений — обличение войн и показ мужества и героизма русского народа.

В 1877—1878 годах Верещагин был на русско-турецкой войне и написал цикл картин, посвященный военным событиям. О полотнах балканской серии рассказывает исследователь творчества Верещагина, доктор искусствоведения.
О сочувствием и напряженным вниманием следил русский народ в 1860—1870 годы за ходом освободительной борьбы балканских славян против многовекового османского ига. С восторгом и радостью воспринимал успехи восставших, горько переживал их неудачи. Собирались пожертвования «на братьев болгар». В ряды балканских повстанцев вливались русские добровольцы.
В апреле 1877 года правительству Османской империи была объявлена война. Добровольцами ушли писатели В. Гаршин и В. Гиляровский, революционер С. Степняк-Кравчинский; хирург Н. Пирогов и врач Н. Склифосовский без устали работали в госпиталях прифронтовой полосы. Участниками войны стали художники А. Боголюбов, В. Поленов, Н. Каразин, Е. Макаров… Представители передовой интеллигенции считали своим долгом участвовать в боях за освобождение Болгарии. Добровольцем отправился в действующую армию и художник Василий Васильевич Верещагин.
Верещагин наблюдал войну не как бесстрастный свидетель, а как активный ее участник. По его мнению, подлинную правду о войне он мог передать в картинах, только непосредственно испытав опасности боя.
В июне 1877 года художник получил разрешение участвовать в атаке быстроходного катера «Шутка» на Дунае против турецкого парового фрегата.
Шутка» смело ринулась на врага, но попытка взорвать турецкий корабль не удалась: огнем противника были перебиты проводники мин. Русский катер, получив пробоины, начал наполняться водой, приходилосьее непрерывно откачивать. Только благодаря самоотверженности экипажа судно было спасено. Командир «Шутки», несколько матросов и Верещагин получили ранения.

В. Верещагин. Перед атакой. Под Плевной. Масло. 1881.
В. Верещагин. Перед атакой. Под Плевной. Масло. 1881.

Преждевременно покинув госпиталь, Верещагин вновь возвратился в армию. Художник ездил по Болгарии, видел «третий» штурм Плевны, ее падение после блокады, был на Шипкинском перевале, на полях сражений под Телишем и Шипкой-Шейново, участвовал в стычках с противником за Балканами, во взятии Адрианополя. Окружающих поражала его храбрость.
Принимая участие в боевых операциях, Верещагин не забывал о творчестве. Он рисовал и писал сцены сражений, бивуаки, переходы войсковых колонн, убитых и раненых. Зарисовки и этюды часто делал под огнем противника.
Верещагин разносторонне изобразил события войны 1877 — 1878 годов. В его серию вошло около тридцати полотен. Многие из них передают сцены и эпизоды, виденные художником. Он показал войну как народную драму, такой, какова она есть на деле, в ее сложной противоречивости, когда победы чередуются с поражениями, а успех достигается тяжелыми жертвами, чудовищным напряжением сил и нервов, страданиями людей, сидением в снежных траншеях, переходами по разбитым дорогам в дождь, по пояс в грязи. Художник старался изобразить «оборотную» сторону войны, ее подлинное лицо. Он не забывал, каких жертв и лишений стоили победы.
Большое полотно «Шипка- Шейново» Верещагина посвящено триумфу русского и болгарского оружия. На картине изображена покрытая снегом долина, ограниченная заснеженными горными вершинами, а справа турецким редутом Шей- ново. Вдоль солдатских шеренг мчится на белом коне сопровождаемый свитой «белый генерал» М. Д. Скобелев. Сняв фуражку и высоко подняв ее над головой, он обращается к войскам с приветствием. Летят вверх солдатские шапки, раздается могучее «ура!». Свита Скобелева, среди которой художник изобразил и себя, едва поспевает за стремительным генералом.
Располагая шеренги войск и движение группы всадников по диагонали, художник достигает впечатления нескончаемости солдатских рядов, большой пространственной глубины картины. Шеренги второго плана подчеркивают громаду гор, таких сурово-неприступных, но пройденных и покоренных русскими и болгарскими солдатами. Центральная группа отнесена на второй план, в то время как передний заполнен телами павших. Композиционной акцентировкой бедствий войны и отдалением сцены триумфа художник подчеркивает тяжесть жертв, ценой которых досталась победа. Гимн мужеству солдата сливается с трагическим звучанием реквиема.

В. Верещагин. Побежденные. Панихида по убитым. Масло. 1877—1879.
В. Верещагин. Побежденные. Панихида по убитым. Масло. 1877—1879.

В отечественном батальном искусстве не было принято изображать поражения армии.
В картине «Победители» представлено поле под Телишем, покрытое после неудачного штурма телами павших егерей. По полю бродят турецкие мародеры, которые торжествуют победу, добивают раненых, раздевают убитых. Художник не допустил утрировки или нарочитости. Улыбки и смех «победителей» среди изуродованных тел подчеркивают их звериные повадки. Острый сюжет картины, ее глубокое содержание приобретают особую выразительность. В центре здоровенный детина с ухмыляющимся лицом примеряет мундир русского офицера, веселя соучастников преступления. Его фигура — композиционный центр полотна. Она как бы вбирает в себя настроение «победителей»: бесшабашное веселье, чудовищную
жестокость, жажду стяжательства.
Картина «Побежденные», или «Панихида по убитым», изображает сцену, очевидцем которой был художник. Необозримое поле до горизонта усеяно телами павших русских солдат. Сквозь безлистную поросль кустов, пожелтевшую высохшую траву зритель видит обезображенные турками обнаженные тела, уже обмякшие, потерявшие естественные очертания. Полковой священник отпевает воинов, погибших мученической смертью. Мрачное, покрытое густыми облаками свинцовое небо становится к горизонту зловеще-си- ним. Сухая трава, желтый кустарник — осенняя увядшая природа — оттеняют мертвенность поля битвы и пыток, усиливают настроение гнетущей, безысходной печали. Горизонтальный формат полотна помогает художнику подчеркнуть размеры поля и масштабы трагедии. Неуравновешенная, асимметричная композиция вызывает ощущение беспокойства и этим усиливает трагизм сцены. Цветовое единство картины, отсутствие строгих линий, форм, контуров — результат работы художника-реалиста над совершенствованием живописного языка, размышлений о цветовой взаимосвязи и взаимозависимости явлений мира, понимания оптической роли световоздушной среды, с расстоянием скрадывающей и смягчающей очертания предметов.
В картинах Верещагина показаны истинные герои эпопеи освобождения — солдаты и часть офицерства, проявившие отвагу, верность долгу, Родине.
На неоконченной картине «Атака» изображен эпизод третьего штурма Плевны. По холмистой местности, озаренной отсветами пожаров, под огнем противника пехотное подразделение устремилось к неприятельским укреплениям. То тут, то там лежат погибшие. Судорожно опираясь на ружья, отползают раненые. Картина подкупает правдой, простотой, безыскусственностью. Как непохожи эти припавшие к земле тела на идущих в атаку парадным строем бравых, красивых, статных, лоснящихся от довольства воинов, которых обычно льстиво изображали придворные художники! Драматическая тема страданий солдата выступает на первый план.

В. Верещагин. Победители. Масло. 1878—1879.
В. Верещагин. Победители. Масло. 1878—1879.

Серия картин Верещагина о русско-турецкой войне отличалась крайне важной особенностью. Это были произведения искусства критического реализма. Они содержали оценку событий с демократических позиций, заключали в себе приговор, выносимый художником.
Верещагин болел душой за солдата, приносившего на войне из-за бездарности, произвола правителей и генералитета огромные, часто ненужные жертвы, был смелым обличителем нравов самодержавной верхушки, часто виновной в бессмысленной гибели солдат, в страданиях народа. Конечно, изображение этих сторон войны правительство России находило антипатриотичным. На самом же деле Верещагин выступил как пламенный патриот, как человек, проникнутый страстной заботой о народе.
Художник был участником обороны Шипки. Он видел, как гибли от холода полки солдат, не имевших теплого обмундирования. А в это время генерал Радецкий, который руководил обороной, проводил время в пяти километрах от передовой, с утра до ночи играя в карты. Свои рапорты о положении вверенного ему войска он заканчивал стереотипной фразой: «На Шипке все спокойно!»
В триптихе «На Шипке все спокойно!» художник-демократ изобличил истинное лицо тех генералов, которые, забыв воинский долг, смотрели на солдат как на низшие существа, обрекали их на бессмысленную гибель. Композиция изображает замерзающего часового, до конца верного долгу, но забытого на посту и обреченного на смерть. Триптих с его трагическим содержанием и ироническим названием приобрел в России нарицательный смысл.
Картины Верещагина с их гуманистическим содержанием, получившие высокую оценку передовых кругов общества, вызвали ярость и негодование царского двора. Ни одно из его полотен, посвященных войне 1877—1878 годов, не было приобретено царским правительством. Десяткам различных художников дали заказы на новые полотна об этой кампании. Верещагину не было заказано ни одного: в нем видели бунтаря, нигилиста.
Постепенно балканская серия Верещагина была разрознена. Это стало подлинной трагедией художника — патриота и гуманиста.
Василий Васильевич Верещагин сумел создать монументальные образы русских воинов-освободителей, подняться до широкого обобщения трагедии войны, воспеть подвиг русского народа во имя освобождения болгарских братьев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art