Владимир Иванович Переяславец

Владимир Иванович Переяславец
В. Переяславец. Друзья из Индии. Масло. 1985.

Владимир Иванович Переяславец

Москве, около Центрального Дома Советской Армии, находится Студия военных художников имени М. Б. Грекова. Ее фасад украшает эмблема-барельеф. На серебристо-серой гранитной поверхности словно громадным карандашом начертан рисунок с символическим изображением сражений революции, гражданской войны и Великой Отечественной. В рисунке запечатлен также облик сегодняшних защитников Родины; привлекают внимание традиционные очертания палитры и кистей — боевого оружия художников.

Коллектив студии объединяет мастеров, чье творчество неразрывно связано с армией. Но при общей привязанности к военно- патриотической теме у каждого из студийцев неповторимое творческое лицо, свой художественный почерк. Уже много лет работает в этом славном коллективе народный художник РСФСР Владимир Иванович Переяславец, боевой офицер, летчик и живописец, вся жизнь которого связана с искусством и армией.
Можно написать увлекательнейшую повесть о детстве и юности этого удивительного человека. Летом 1933 года близ города Обнинска разместился лагерь детского дома, где воспитывался будущий художник. Здесь, в живописных местах на берегу реки Протвы, Петр Петрович Кончаловский часто писал этюды. Он обратил внимание на живого общительного мальчика, выделявшегося среди сверстников, который внимательно наблюдал за работой мастера. Они разговорились, и в один из следующих приездов Кончаловский забрал мальчика к себе.
Естественно, что творческая судьба Владимира Переяславца сложилась под сильным влиянием щедрой натуры Кончаловского — блистательного советского живописца, творческие заветы которого его ученик с благодарностью помнит всю жизнь. Именно Кончаловскому он обязан юношеской непосредственностью восприятия окружающей жизни, яркой, мажорной палитрой, умением выразить «красоту обыкновенного».

Владимир Иванович Переяславец
В. Переяславец. Варшавский Договор. Масло. 1970.

Уже после войны, закончив институт и став художником, он никак не мог расстаться с самолетом и в течение десяти лет участвовал в авиационных парадах в Тушине.
В мастерской живописца на полотнах и рисунках можно видеть солдат и офицеров, самолеты и корабли, пограничные заставы, мирную жизнь современных воинов, их досуг, быт, занятия спортом, воинские учения. Картины художника славят людей Советской Армии, их мужественный облик, готовность, если потребуется, повторить, защищая Родину, подвиги своих отцов и дедов.
Летчики — любимые герои Владимира Переяславца. Он написал десятки полотен, посвященных авиации, людям этой воинской профессии.
Ясны и чеканны по форме тематические полотна художника, посвященные современной авиации,— «Дежурное звено», «После полетов», «Высокое небо», «Готовность N° 1». Пожалуй, наиболее значительно в этом ряду полотно «Перехватчики». Это своеобразный групповой портрет летчиков-истребителей, чья боевая задача — «перехватить цель», то есть сбить или посадить на землю вражеский самолет. Картина проста и естественна по композиции, но в напряженных, атлетически сложенных фигурах летчиков чувствуется воля, собранность, самодисциплина.

Владимир Иванович Переяславец
В. Переяславец. Юность Никарагуа. Масло. 1985.

Живописец много работает и в области чистого пейзажа, обращаясь к первооснове всего сущего — природе, к ее вечной и неизбывной красоте, нуждающейся в надежных защитниках и хранителях. В пейзажах и этюдах Переяславца все просто и проникновенно — будь то тихие улочки Гурзуфа, подмосковные рощи и дубравы, берег теплого южного моря или холодные неприступные вершины гор Средней Азии. Пишет он и городские пейзажи, воплощая облик старинных русских городов, черты архитектуры прошлых веков.
Важное место в творчестве художника занимает постоянная работа над натюрмортом, интерес к которому возник еще в Суриковском институте, где Переяславец учился у замечательных художников и педагогов А. Лентулова, А. Осмеркина, А. Дейнеки, В. Яковлева. Так называемые «военные» натюрморты живописца составлены из обычных предметов, каждодневно окружающих человека ратного подвига.
Владимир Переяславец — самобытный современный мастер изобразительного искусства, чьи произведения узнаешь на выставках и в репродукциях безошибочно, с первого взгляда. Его картины отмечены романтической фантазией, юношеским задором. В них как бы отражаются живые черты личности самого художника, его темперамент, доброта, верность товарищам.
Поездки, наблюдения, встречи с интересными людьми — неотъемлемая часть творческой работы Переяславца. Он часто бывает в отдаленных воинских частях, особенно у пограничников. Защитникам наших рубежей посвящены многие его полотна. Три тысячи километров проехали они по земле, израненной пиратскими бомбежками. Подвиг свободолюбивого народа запечатлен во многих полотнах Владимира Ивановича. Наиболее интересна в композицционном и живописном решении картина «В гостях у зенитчиков Народной армии». Под маскировочным навесом из зеленых веток собрались солдаты-зенитчики. С ними беседуют советские художники Марат Самсонов и Владимир Переяславец.
Владимир Переяславец написал несколько полотен, показывающих неуклонную и последовательную борьбу советского народа за мир: «Знаменосцы мира», «Единство», «Наш друг — Монголия». Одна из его картин называется «Варшавский Договор». На ней изображены солдаты стран социализма, стоящие под знаменами своих армий, представляющие надежную опору мира и счастливого созидания братских народов. Владимир Переяславец работает увлеченно, быстро, почти без предварительных этюдов и эскизов. В ратном труде воинов Советской Армии он видит гарантию мира, который нужно любить и защищать, как самое дорогое и ценное на земле.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art