В голубом просторе Рылова Аркадия

Картина В голубом просторе Рылова Аркадия Александровича

Картина В голубом просторе Рылова Аркадия Александровича

Картина Аркадия Александровича Рылова В голубом просторе — одно из лучших произведений советской живописи. О ней в 1957 году известный историк русского и советского искусства Алексей Александрович Федоров-Давыдов написал статью, которая не потеряла своего значения и сегодня. С небольшими сокращениями предлагаем ее вниманию читателя.
В развитии советской живописи пейзаж играл немалую роль. Советские пейзажисты наряду с представителям’и других жанров живописи не только отображали новую действительность, но и выражали в своих произведениях новое мировоззрение, новый строй чувств и мыслей советских людей.

Картина Рылова была как бы итогом многих поисков и достижений художника за всю его предшествующую творческую жизнь… На протяжении всего творчества Рылова увлекала передача «ветровых песен»… Эта тема тесно сплеталась у него с другой темой, с темой радости борьбы, преодоления препятствий. Лебеди и чайки, которым он посвятил ряд картин, были для него олицетворением, символом вольной жизни и свободы.
Своеобразие этой символики у Рылова заключалось в том, что она опиралась на его жизненные наблюдения пейзажиста и знатока жизни животных и птиц Она носила у него совершенно живые, реальные формы. Это был не символ-понятие, а символ-переживание, близкий в своей эмоциональности к музыке. Символика Рылова была свободна от рассудочности и сухого аллегоризма…
…В картине «В голубом просторе» своеобразно объединились два типа рыловских пейзажей: драматически-новествовательный, эпический, и созерцательно-лирический.
«В голубом просторе» — это «пейзаж воображения». Здесь Рылов действовал по тому методу писания пейзажей, который ему завещал А. Куинджи и внутренний смысл которого заключался в утверждении синтетической картинной композиции. Это тот метод писания картины «по воображению», на основании наблюдения и изучения природы, который в наши дни применяет в своих пейзажах, например, Г. Нисский.
Она оказалась решенной… так, что в ней, как в фокусе, собрались лучшие мечты и переживания художника. Своим мажорным, светлым строем картина выражала настроения многих его современников, для которых революция была давно ожидаемой очистительной бурей, открывающей двери в царство справедливости, добра и света для всех простых людей.
Возможно, в этом «героическом» строе пейзажа сказалось стремление художника выразить «дух времени», как он его мог понять.
Рылов ставил себе трудную задачу создания героического пейзажа не только с людьми, но и без них, основанного на передаче собственно Жизни природы. Это можно было осуществить, лишь выработав героический, возвышенный строй мышления.
Картина осталась примером того, как художник приходил к правильному эстетическому осмыслению своего времени, идя по своему, органичному для себя, привычному пути, не насилуя свое воображение, а искренно стремясь выразить то, что его волновало и привлекало. Он смог это сделать потому, что превыше всего любил жизнь и искусство и увидел в только-только открывающейся перед ним советской действительности новое, обещающее развитие и жизни и искусства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art