Гентский алтарь

Гентский алтарь (закрыт); слева направо до, во время и после реставрации Яна ван Эйка , 1432 г.,собор
Слева направо: до, во время и после реставрации.

Гентский алтарь История

Гентский алтарь состоит из 24 панелей, двенадцать из которых видны в открытом состоянии и двенадцать в закрытом. В нем рассказывается история христианской веры, во многом благодаря отрывку из книги Откровений св. Иоанна;

«После сего я увидел, что там собралась такая большая толпа, что никого не счесть. Это были люди всех племен, колен, народов и языков. Они стояли пред престолом и пред Агнцем, облеченные в белое, с ладонями в руку, возвещая громко: Спасение исходит от Бога нашего, сидящего на престоле и Агнца». Откровения св. Иоанна (VII, 9).

Фрагмент Гентского алтаря работы Яна ван Эйка , 1432 г., Собор Святого Бавона, Гент, Бельгия,
Фрагмент Гентского алтаря работы Яна ван Эйка , 1432 г., Собор Святого Бавона, Гент, Бельгия.

Закрытый алтарь:

Закрытый запрестольный образ состоит из трех рядов. На вершине две сивиллы-ангела в сопровождении двух ветхозаветных пророков наблюдают сверху за возвещением Благовещения.

В среднем ряду архангел Гавриил сообщает Марии справа весть о рождении Иисуса. Ее ответ написан вверх ногами, как если бы Бог смотрел с небес.

Панели в среднем ряду изображают как святилище Святой Евхаристии, так и царский зал. Христос мог быть представлен открытым пространством посередине.

В нижнем ряду изображены Иоанн Креститель (в центре слева) с агнцем и Иоанн Богослов (в центре справа) с чашей. Две фигуры, окружающие их, это доноры Йоос Виджид и Эслиабет Борлуут, которые окрашены в красный цвет, чтобы изобразить их живыми.

Деталь жертвователей в Гентском алтаре (открытом) работы Яна ван Эйка, 1432 г., Собор Святого Бавона, Гент, Бельгия
Деталь жертвователей в Гентском алтаре, 1432 г., Собор Святого Бавона, Гент, Бельгия.

Открытый алтарь:

В открытом состоянии запрестольный образ состоит из двух рядов, изображающих Искупление человека.

Верхние панели:

Двигаясь от верхней центральной панели наружу, Бог изображен на центральной панели в византийской манере в виде Деисуса, возглавляющего внутреннюю массу.

У его ног лежит корона с надписью на основании его трона. Размещение короны перед его ногами, вероятно, используется, чтобы изобразить его как царя царей.

Надпись гласит: «На его голове жизнь без смерти. На его лбу юность без возраста. Справа от него радость без печали. Слева от него безопасность без страха». Эта цитата выполнена в стиле францисканской модели Бога. как доброжелательный отец и отличается от средневекового, мстительного Бога.

За Богом мы видим небольшие узоры в виде пеликанов. В готической традиции считалось, что пеликан собирает свою плоть, чтобы накормить своих детенышей во время голода. Это символично, потому что Бог послал Свою плоть и сына Иисуса, чтобы спасти нас.

По обе стороны от Бога Иоанн Креститель и Богородица. У Девы Марии также есть корона, которая, скорее всего, представляет Церковь и брак между Богом и Церковью.

По бокам фигур ангелы, играющие музыку, в том числе святая Цецилия, играющая на органе.

Снаружи верхнего ряда находятся Адам и Ева, представляющие проточеловеческих существ и первородный грех. Адам и Ева изображены здесь в реалистичных образах, что делает эту картину уникальной. Над ними изображения Каина и Авеля.

Поскольку в верхнем ряду преобладает центральное изображение Бога, в нижней половине доминирует, вероятно, самая известная картина в алтаре «Поклонение Агнцу всеми святыми». символ Христа.

Деталь жертвователей в Гентском алтаре (открытом) работы Яна ван Эйка , 1432 г., Собор Святого Бавона, Гент, Бельгия, via Closer to Van Eyck
Деталь жертвователей в Гентском алтаре.

Нижние панели:

Фоном является один и тот же пейзаж на всех нижних панелях, на котором изображены цветы всех сезонов и разных стран. Далеко на заднем плане виднеются высокие мистические здания, вероятно, представляющие небесный Иерусалим, где все будут искуплены через Иисуса.

Также в сцене присутствует голубь, изображающий благодать, и фонтан, символизирующий вечную жизнь.

Закрытые для зрителя две процессии. Группа слева состоит из патриархов и пророков Ветхого Завета, а группа справа новозаветных дьяконов, епископов и других лиц, представляющих Церковь.

На заднем плане и слева группа представляет Исповедников Веры, а справа другая группа, представляющая Дев Мучениц, носит венки из цветов.

В центре перед агнцем преклоняют колени ангелы с символами Страстей Христа, его страданий, но агнец не чувствует боли, потому что он больше не привязан к этой земле. Кровь ягненка течет из его груди в чашу.

Центральная часть обрамлена Воинами Христа (слева) и Святыми Пилигримами и Отшельниками (справа) во главе со Святым Христофором, сходящимися, чтобы почтить сцену.

Иисус был назван Агнцем Божьим в Иоанна 1:29 и Иоанна 1:36. Агнец постоянный символ Ветхого Завета, показывающий возмездие Богу. Согласно Библии, все мы грешники и за наши грехи отделены от Бога.

Мы можем достичь Бога, только используя любые средства, которые Он посылает нам, чтобы почтить Его и заплатить возмездие за наши грехи.

Деталь Адама в Гентском алтаре (открытая) работы Яна ван Эйка , 1432 г., Собор Святого Бавона, Гент, Бельгия, via Closer to Van Eyck
Деталь Адама в Гентском алтаре работы Яна ван Эйка , 1432 г.

Гентский алтарь Вдохновение для работы

Использование ягненка в Поклонении Агнца всеми святыми было установлено в чтениях Ветхого и Нового Завета и изображает жертву Богу.

Башни на заднем плане на нижних панелях в интерьере изображают «небесный» Иерусалим, где все искуплены, но Филипп Добрый был одержим крестовыми походами и, возможно, послал Яна ван Эйка в Иерусалим для расследования. Не исключено, что Иерусалим на картине был вдохновлен этой поездкой.

Анализ Гентского Алтаря

Хотя, как и многие работы ван Эйка, эта картина вызывает некоторые споры относительно ее подлинности, мы знаем, что Ян ван Эйк был автором Благовещения и, вероятно, почти всей внутренней панели.

Этот запрестольный образ представляет собой гигантскую работу, которая исследует минимализм и перспективу, а также представляет новые достижения в области масляной живописи, которые послужили толчком к началу эпохи Возрождения.

Деталь мистического ягненка в Гентском алтаре (открыто) работы Яна ван Эйка, 1432 г.
Деталь мистического ягненка в Гентском алтаре (открыто) работы Яна ван Эйка, 1432 г.

Цветовая палитра:

Ян ван Эйк, которого иногда ошибочно принимают за изобретателя масляной живописи, вероятно, был первым, кто развил тонкости масляной живописи и вывел ее на новый уровень.

В Гентском алтаре он использовал масляные краски, чтобы усилить насыщенные и часто яркие цвета, например, с короной, лежащей у ног Бога. Этот прием дополнял общее восприятие «нового реализма», отличавшего северноевропейское Возрождение от южного.

Использование света:

Подобно использованию цветов ван Эйком, он уделяет особое внимание освещению и затенению фигур, добавляя точные детали.

На внешней панели кажется, что свет падает из окон и придает сцене мягкий, осязаемый аспект, который христианство придает нашему миру.

Гентский алтарь (открытый) работы Яна ван Эйка , 1432 г., Собор Святого Бавона, Гент, Бельгия,
Гентский алтарь, 1432 г., Собор Святого Бавона, Гент, Бельгия.
Перспектива:

Художник преображает свои фигуры благодаря тщательному вниманию к деталям и объемным изображениям. Замечательны фигуры Адама и Евы, а также пространственное использование переднего и заднего плана на нижних внутренних панелях.

Зритель может почти сосчитать волосы на гривах лошадей на нижних левых панелях в интерьере, а оттенок драпировки одежды святых замечателен.

Изображения:

В деталях все фигуры нарисованы как живые и настоящие, однако сами персонажи и темы не из реальности или, скорее, из этого физического мира.

Несмотря на то, что картина написана со строгими деталями до реалистичных пропорций, в картину включены пальмы, гранатовые и апельсиновые деревья, что делает ее похожей на райский сад.

Также есть высокие башни на заднем плане в нижних панелях в интерьере. Вероятно, это было сделано для изображения небесного Иерусалима, места, где человек может жить после покаяния.

Деталь Благовещения в Гентском алтаре (закрыта) работы Яна ван Эйка , 1432 г.,
Деталь Благовещения в Гентском алтаре.
Техника:

У Ван Эйка была строгая приверженность к деталям, а не математическая точность, которую можно увидеть в работах Мазаччо и других итальянских художников эпохи Возрождения.

Он нарисовал фигуры пространственно правильно, но не идеализировал их, как это сделали бы древние греки или римляне. Его внимание к деталям сводится к изображению металлов, отражений в зеркалах, доспехам и надписям.

Интересно посмотреть на две фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова снаружи. Две панели были выполнены в технике гризайль с помощью штифтов, чтобы их удерживать.

Детали доноров и статуй гризайль в Гентском алтаре (закрыто) работы Яна ван Эйка , 1432 г.
Детали доноров и статуй гризайль в Гентском алтаре работы Яна ван Эйка , 1432 г.
Критический прием Гентского алтаря

В течение жизни:
Эта картина, показывает четкое различие между готическими художниками и тем, что станет общим для художников северного Возрождения.

С юных лет Ян ван Эйк был известен своей тактикой и способностями, и получение этого поручения, должно быть, было связано с его репутацией и его отношениями с герцогом Бургундским.

После смерти:
«Здесь, в видении преображающей природы, обширные богословские программы, до сих пор связанные с готической соборной скульптурой, наполнены чувственным натурализмом и наводящим на размышления символизмом новой концепции человечества ван Эйка». (Новая Кембриджская средневековая история)

Подобно фрескам Мазаччо в капелле Бранкаччи в Италии, Гентский алтарь продолжал оказывать влияние на художников Северной Европы.

Деталь жертвователей в Гентском алтаре (закрытом) работы Яна ван Эйка , 1432 г., Собор Святого Бавона, Гент, Бельгия
Деталь жертвователей в Гентском алтаре.
Картины, связанные с Гентским алтарем
  1. Связанные работы включают в себя;
  2. Альбрехт Дюрер, «Поклонение агнцу», ок. 1498
  3. Франсиско де Сурбаран, Agnus Dei, 1640 г.
  4. Местонахождение Гентского алтаря во времени заметные продажи

Ян ван Эйк создал Гентский алтарь в соборе Святого Бавона, ранее известном как собор Святого Иоанна. В 1566 году кальвинисты украли раму и попытались уничтожить картину.

В 1794 году французские солдаты украли центральные панели, но они были возвращены в 1815 году после падения Наполеона. Однако они были повреждены пожаром в 1822 году и вскоре были разобраны и проданы по частям Гентской епархией королю Пруссии, и в течение сорока лет выставлялись в Галерее Галереи в Берлине.

После Первой мировой войны Германия была вынуждена вернуть панели по Версальскому договору.

Гитлер снова забрал этот кусок во время Второй мировой войны. Их поместили в баварский замок, а затем перевели в соляную шахту из-за угрозы взрыва. В конце Второй мировой войны американские войска нашли этот кусок и вернули его в собор Святого Бавона.

Гентский алтарь (закрытый) работы Яна ван Эйка , 1432 г., Собор Святого Бавона, Гент, Бельгия
Гентский алтарь (закрытый) работы Яна ван Эйка , 1432 г., Собор Святого Бавона, Гент, Бельгия
О художнике

Родился около 1385 года. Ян ван Эйк, скорее всего, учился у своего брата Герберта ван Эйка. Ян работал под началом Филиппа Доброго, герцога Бургундского, и создал Гентский алтарь и портрет Арнольфини, две самые известные картины раннего Северного Возрождения.

В своих путешествиях к герцогу ван Эйк был художником, путешественником и дипломатом. Вероятно, путешествуя по Италии, Испании, Португалии и Святым Землям, считается, что художник черпал разные стили и вдохновение, но это минималистский стиль, которым он известен, и это стало определением Северного Возрождения.

Хотя Ян ван Эйк работал под началом герцога, он по-прежнему принимал заказы от различных автократов и был одним из первых, кто создавал портреты. Он разработал для портрета вид профиля 3/4, технику, которая используется до сих пор.

Гравированные портреты Яна ван Эйка и брата Хуберта ван Эйка , 1600 г., через Музей Плантена-Моретуса, Антверпен.
Гравированные портреты Яна ван Эйка и брата Хуберта ван Эйка , 1600 г., через Музей Плантена-Моретуса, Антверпен.
Гентский алтарь Период искусства

Почти тысячу лет Европа находилась в темных веках при феодальном обществе без какого-либо значительного прогресса. Когда-то в 14 веке в Европе крепостные жили как свободные люди, был изобретен печатный станок, развивалась торговля и возникали новые идеи.

Благодаря мобильности рост купеческого класса привел к росту идей, философии, художественных достижений и научных инноваций.

В Италии Ренессанс в архитектуре и скульптуре уже начался благодаря нововведениям Донателло и Брунеллески. Взгляды на перспективу и математику, взятые у классиков, должны были показать человечество в новом свете.

Ренессанс распространится по обеим сторонам Европы, хотя и принципиально по-разному. Позже идеи с севера и юга смешались и подстегнули дальнейшее продвижение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art