В рамках советской культурной революции и политики поддержки малых культур косторезное дело на Чукотке стало быстро превращаться в главный вид художественного творчества местного населения. Исключительно важным для развития косторезного промысла как вида народного искусства стал тот факт, что на Чукотку с 1930-х гг. стали направляться профессиональные художники и искусствоведы из Москвы и Ленинграда. Первым таким внешним наставником-консультантом был художник А.Л. Горбунков.
Перед зрителем разворачивались величественные картины, повествующие о природе Арктики, о людях, живущих в этом суровом краю. Относительная ограниченность тематики произведений компенсировалась их стилистическим разнообразием. Для многих гравированных клыков характерны крупный масштаб изображений, отсутствие перспективы, звучная цветовая гамма, построенная на сочетании контрастных тонов. Эти работы принадлежат так называемой дежневской школе — особому стилистическому направлению, созданному Петром Пенькоком, его младшим братом Степаном Еттуги и другими мастерами поселка Дежнев (чукотское название Кенишхун), расположенного неподалеку от Уэлена. Как пишет Т.Б. Митлянская об этих работах, «их композиция отличается особой ясностью, характер изображенных животных монументален, силуэт прост и выразителен, цветовое решение построено на декоративных контрастах, рисунок крупный, легко читаемый. Эти работы, рассказывающие об охоте на моряса, разделке кита и празднике в честь удачной охоты, отражают лучшие стилистические черты дежневской школы гравировки».
Гравированный клык 1926 г. был исполнен Степаном Еттуги и содержит рассказ о морской охоте и разделке добычи, а также многие важнейшие сведения о самом поселке Дежнев и жизни его жителей. Вместе с другим гравированным клыком 1934 г., который приписывается самому Петру Пенькоку (он свои работы обычно не подписывал), обе эти работы содержат своего рода малую этнографическую энциклопедию о жизни береговых чукчей и эскимосов. Клык Пенькока изображает с фотографической точностью два поселка: на одной стороне — Дежнев, на другой — Уэлен. Т.Б. Митлянская считает, что Пенькок не мог создавать столь высокохудожественные произведения в середине 1930-х гг., ибо «по воспоминаниям уэленских мастеров, в то время Пенькок был уже стар и плохо видел».
В действительности мастеру в 1934 г. было всего 36 лет, он имел дома свою мастерскую, где работал его брат Степан и их сыновья — Калята и Лайвыят. Умер мастер в 1944 г. Заметим, что Горбунков прибыл на Чукотку уже после того, как были созданы такие шедевры, как клык Еттуги 1926 г. И в этой связи встает большой вопрос об оценке воздействия посланца московской Академии художеств на косторезное искусство. В целом оно было, конечно, позитивным, но мощность и красота ранней дежневской школы со временем куда-то исчезли, перейдя в более изысканно прорисованные сложные композиции. Последняя работа самого Степана Еттуги — резной клык, сделанный для Уэленской мастерской в 1945 г., — заметно уступает по своим художественным качествам. Его можно только условно отнести к старой школе. Это скорее уже нарождающаяся уэленская традиция в ее редкой форме резных, а не гравированных клыков.
Мастерам дежневской школы принадлежат уникальные предметы прикладного назначения, но не для быта аборигенов, а, скорее всего, для капитанских кают. Речь идет о салфеточных кольцах, которые делали по заказу местные мастера, сами никогда не участвовавшие в трапезах с применением салфеток, да еще и в кольцах! Этой же школе принадлежит письменный прибор и пресс-папье, богато украшенные гравировкой. В них отразилось почтение и тяга к получению образования, которые были тогда очень сильными среди местных жителей. Кстати, оба предмета были сделаны не для сувенирных целей, а для прямого назначения и использовались теми, кто учился грамоте и писал чернилами на бумаге.
ПЕНЬКОК ПЕТР (1889-1944), чукча, родился и умер в Дежневе. Охотник. Гравер. Работал в Дежневе в 1920-1930 гг. Имел домашнюю мастерскую, где работали его младший брат Степан Еттуги и их сыновья. Работы находятся в МАЭ и РЭМ.
ЕТТУГИ (Еттувги, Етувьи) Степан (? — 1940-е), родился и умер в Дежневе, чукча, брат гравера П.Пенькока, гравер, морской зверобой. Работал вместе с Пень- коком в семейной мастерской в 1920-х — 1930-х гг., участник выставки в ГТГ в 1937 г. Работы находятся в РЭМ, МНИ, МАА.