Декоративное искусство Дагестана

Декоративное искусство Дагестана 2

Декоративное искусство Дагестана. Керамика

Керамические производства существовали в Дагестане уже в древнейшие времена. Разнообразная глиняная посуда, которую находят во время раскопок в Дагестане, позволяет определить основные периоды развития декоративных приемов украшения изделий.

Чаша. Керамика, полива, роспись. Лезгины, с. Испик. Начало XX в.
Чаша. Керамика, полива, роспись. Лезгины, с. Испик. Начало XX в.

С самым ранним типом керамики нас знакомит посуда селища VI—V тыс. до н. э. близ селения Ругуджа. Слабо обожженные на костре толстостенные сосуды, вылепленные из глины с примесью крупноистолченного камня, имеют узор в виде нарезных штрихов и отверстий в верхней части края.
Другая группа керамики представлена в Гинчинском поселении IV тыс. до н.э. Это тонкостенные, тщательно изготовленные и хорошо обожженные сосуды, украшенные красной и коричневой росписью. Остатки красно-лощеной керамики с ангобной росписью встречаются по всему Нагорному Дагестану вплоть до конца II тыс. до н. э. Своеобразные приемы украшения сосудов, примененные древними мастерами, широко использовались гончарами последующих эпох, что свидетельствует о устойчивости местных традиций.
В III—II тыс. до н.э. в керамике Нагорного Дагестана распространяются налепные украшения, а также очень часто применяется прием обмазки сосудов жидкой глиной. В первые века новой эры в Дагестане появляется гончарный круг. Гончары изготовляют разнообразную посуду: кувшины, корчаги, миски, светильники. Большинство их отличается красивой формой, разнообразной ангобной росписью и резко прочерченным узором. О некоторой специализации в гончарном производстве свидетельствует появление разнообразных клейм — знаков мастеров, а также большое количество однотипной керамики. Лепная керамика этого этапа продолжает свое дальнейшее развитие и достигает высокого скульптурно-пластического совершенства. К этому же времени следует отнести возникновение типичной дагестанской формы кувшинов с устойчивым шаровидным туловым.

Тарелка, задымленная керамика, Мастер Абеуамалаева 1960
Тарелка, задымленная керамика, Мастер Абеуамалаева 1960

Для Нагорного Дагестана I—III вв. типичны небольшие светло-красные кувшинчики с головой свиньи. В то же время зооморфные элементы такого рода сосудов говорят о их тотемном значении.
В эпоху раннего средневековья наблюдается расширение гончарного производства. Изготовление изделий на гончарном круге становится массовым, получает распространение поливная керамика. Одним из древнейших центров росписной бирюзовой керамики Южного Дагестана является лезгинское село Кала. Поливная посуда лезгинских мастеров отличается техникой исполнения, формой и манерой росписи.
Темно-коричневый узор, выполненный природной цветной землей по белому ангобу, покрывался прозрачной глазурью, подцвеченной окисью меди в зеленовато-голубой цвет. Небольшое количество сохранившейся посуды — в основном тарелки — позволяет проследить эволюцию росписи. Ранние мотивы ее состоят из очень простого узора в виде спирали с расходящимися лучами. На более поздних образцах этот мотив усложнен и образует растительные формы, порой плотно заполняющие всю плоскость изделия.

Тарелка. Задымленная керамика, лощение, белая ангобная роспись. Лакцы, с. Балхар 1964
Тарелка. Задымленная керамика, лощение, белая ангобная роспись. Лакцы, с. Балхар 1964

Полива изделий испикских мастеров имеет богатые сочетания цвета. В этой технике выполнены большие керамические блюда, до сих пор сохранившиеся на стенах жилищ глубинных аварских аулов.
Испикские блюда неглубокие, но большого размера и с широким бортом. Изготовлялись они из белой глины с обильной примесью мелкодробленой каменной крошки. В декоративном оформлении блюд использована техника, ранее в Дагестане не встречавшаяся. На их широких бортах набором специально изготовленных штампиков оттиснуты скульптурные изображения резвящихся коней, мулов, порхающих фантастических птиц. Изображения такого рода связывается, по-видимому, с древним культом коня, которому во все времена в Дагестане отводилась важная роль.
Изобразительные сюжеты дополняются солярными розетками, треугольным узором, напоминающим зернь в ювелирном деле, пышными завитками растительного орнамента. Иногда мастер вводил в узорные мотивы изображения человеческих фигур — явление в мусульманском мире нечастое. Объединению рельефных деталей способствует относительно однотонная полива на бортах блюд. В то же время на глубокой донной части она образует фейерверк зеленых, вишневых и желтых красок. Край блюда завершался мелким геометрическим узором, накатанным зубчатым валиком. Интересно отметить, что в поддоне блюд Испика еще в сыром виде делали две дырки для подвешивания блюда на стену, что свидетельствует о его декоративном предназначении.

Декоративное
Сосуд для бузы. Керамика, красная ангобная роспись. Даргинцы с. Сулевкент. 1960

Наряду с украшением рельефом в Испике продолжают развиваться приемы кистевой росписи. Основываются они на традиционных способах нанесения белого ангоба на красновато-коричневую поверхность черепка. На ранних этапах этой техники на черепок наносился слой белого ангоба, по которому процарапывались различные узоры. Затем изделие покрывалось прозрачной поливой, подцвеченной широкими мазками обычно в зеленый цвет. Затекая в углубления, полива контрастно выделяла узор.
Другая техника, получившая широкое распространение в XVIII—XIX вв. в чрезвычайно многообразных видах изделий, состоит в нанесении белой ангобной росписи на природный терракотовый цвет черепка. На прозрачной свинцовой поливе, покрывающей блюдо, мягко выделены пятна или полосы зеленоватого оттенка с расплывчатыми контурами. Для первой половины XIX века характерно плотное заполнение декором, обилие мотивов, символизирующих древний солнечный культ, простота сюжетов и очень условная их подача. Во всех изделиях обращает внимание точечное заполнение фона, хорошо объединяющее всю композицию.

Игрушка „Женщина на ослике. Задымленная керамика, лощение, белая ангобная роспись. Лакцы, с. Балхар. 1960
Игрушка „Женщина на ослике. Задымленная керамика, лощение, белая ангобная роспись. Лакцы, с. Балхар. 1960

В сосудах первой половины XX в. этот вид росписи сохраняется. Композиция обогащается за счет введения женских фигурок и восточных элементов „бута“. В отдельных случаях часть ангобной росписи оставляется матовой, коричнево-зеленая непрозрачная полива покрывает всю верхнюю часть сосуда.
В небольших изделиях посудной группы села Испик чаще всего композиция узора строится на геометрической основе. Горизонтальные белые полосы наносятся на станке при вращении изделия, промежутки между ними заполняются зигзагообразными линиями, мазками, нанесенными по диагонали, треугольниками. В орнамент вкрапливаются солярные розетки в виде звезд, колеса со спицами, линии, расходящиеся от центра. Все эти мотивы чрезвычайно распространены в резном дереве, гравированной меди, камне и других видах декоративного искусства Дагестана.
У народов, населяющих нагорную часть Дагестана, издавна бытует сулевкентская керамика. Уже в VIII в. в даргинском селе Сулевкент существовало развитое производство глиняной посуды. В крупные торговые центры Среднего и Южного Дагестана — Кумух, Кули, Касумкент — сулевкентцы поставляли хозяйственные кувшины больших размеров, для близлежащих селений делались водоносные сосуды, кувшины-водолеи. Особенно стойко традиция лепки сохраняется в верхней части сосуда — сливе. Также характерным является процарапывание волнистой линией. Даже в сосудах XVII в., когда эту технику целиком заменила роспись, манера нанесения штриха осталась.
Современные мастера Сулевкента сохранили многие декоративные приемы предшествующих поколений гончаров. Эти приемы улавливаются в немногословном узоре прямых и волнистых линий, во внимании, уделяемом скульптурной форме изделий, в приверженности к темно-красной ангобной росписи.
К XIX в. относится распространение в сулевкенгском промысле поливных изделий, что, по-видимому, следует связывать с отходничеством в южные, богатые поливной керамикой районы. В основном это — небольшие кувшины, глубокие тарелки, кружки с лепным или процарапанным узором. Зеленая или темно-коричневая полива целиком покрывает эти изделия.
Лакский аул Балхар известен как крупнейший старинный центр керамического производства Нагорного Дагестана. В древних поселениях этой местности еще в начале нашей эры изготовлялась красноглиняная лепная керамика, украшенная лощением. На ранних этапах балхарская керамика имела много общего с изделиями мастеров села Сулевкент. Но с появлением гончарного круга в XIII—XV вв. она обретает свои особенности. Лепные мотивы во многом заменяются ангобной росписью светло-красного цвета.

Декоративное искусство Дагестана
Подоииик. Задымленная керамика, лощение, красная и белая ангобная роспись. Лакцы с. Балхар. 1956

Наряду с архаичностью и простотой уже в это время присутствуют мотивы, встречающиеся в более поздней керамике. Основные узорные мотивы оконтуриваются, заполняются тонкой кистевой штриховкой наряду с процарапанной до обжига. Скульптурный элемент остается в виде налепов на горловине и поясков.
С развитием ремесла в XVII—XVIII вв. производство хозяйственных изделий расширяется, задымленная и балхарцы становятся известны как поставщики посуды не только в аварских, лакских и лакдаргинских районах, но проникают в Закавказье, в северные кумыкские районы.
Форма балхарских изделий совершенствуется, все многообразнее становятся приемы росписи. Вводятся новые расцветки ангоба, от темно-коричневого до оранжевого, лощением покрывается вся поверхность сосудов. В конце XIX — начале XX в. в селе Балхар изготовляется огромное количество самой разнообразной посуды, в которой уже преобладает роспись белым ангобом. В сосудах для молока, для воды с антропоморф. бузы мастерски выполненный узор подчеркивает форму.
Еще в период сильного сокращения выпуска испикской декоративной керамики в селе Балхар возросло производство настенных тарелок. Расписанные и с внутренней и с внешней сторон бело-красным узором, тарелки имеют различные декоративные решения. Роспись внутренней стороны обычно членится на четыре части, связанные различными переходными мотивами. Иногда тарелка имеет вид глубокой чаши и делается на поддоне или трех ножках. Лепной узор в этих вещах почти не применяется.

Водоносный кувшин. Задымленная керамика, лощение, налепы, красная и белая ангобная роспись. Лакцы, с. Балхар. 1960
Водоносный кувшин. Задымленная керамика, лощение, налепы, красная и белая ангобная роспись. Лакцы, с. Балхар. 1960

В глубинном табасаранском селе Джули существовал крупный керамический центр. Об Грелка, задымленная керамика, этом свидетельствует огромное количество осколков керамики с разноцветной поливой, остатки оснований гончарных печей и красная обожженная почва в селении. Пока истории неизвестна причина прекращения выпуска глазурованной посуды, но и в настоящее время джулинцы занимаются гончарством. Их изделия: миски, большие и малые кувшины для воды красивы по форме и имеют обычно простую темно-красную ангобную роспись.
Археологические материалы II тыс. до н.э. содержат следы языческих представлений о загробной жизни и культе предков. Земледельческо-скотоводческое хозяйство породило культ плодородия, воплощавшийся в женских глиняных фигурках. Культ домашних животных — быка, коровы и свиньи — также нашел отражение в скульптуре. Бычьи рога укреплялись над входом, закапывались около порогов, под очаг. Несколько позднее появился культ коня. Прошло много веков, менялись религии: язычество, христианство, зароастризм, ислам, а рельефно-лепные и скульптурные традиции промысла продолжали развиваться.

Блюдо. Керамика, оттиск, полива. езгина с Испик. XVIII века
Блюдо. Керамика, оттиск, полива. езгина с Испик. XVIII века

И они находили выражение не только в приемах украшения гончарных изделий в виде чисто скульптурных деталей, но и в мелкой пластике. Почти в каждом балхарском доме, наряду с расписной посудой, можно встретить лепные изображения птиц, баранов, коров, лошадей, реже — людей. Это — детские игрушки, которые по свидетельству старых мастеров в Балхарах выделывали и раньше. Самыми распространенными среди них являются лошадки — любимые игрушки мальчиков. Маленькие и большие, с хурджинами и вьюками, с всадниками и расседланные, лошадки отличаются разнообразием художественных решений. Многовековой опыт владения орнаментом проявляется в характере светлого узора, покрывающего дымчато-терракотовую поверхность глиняных фигурок. Здесь можно встретить многие элементы орнамента и приемы, свойственные изделиям посудной группы. Это и волнистый узор ,,змея“, и „зуб“, и „куропатка. Но преобладают простейшие мотивы полосок, спиралей, звездочек — на сложной скульптурной форме и эти мотивы смотрятся достаточно богато.
К новым сюжетам, не встречавшимся ранее, следует отнести „Женщину на ослике“. Женская фигурка составляет обобщенную и очень цельную скульптурную композицию с животным. Метко и образно подмечены характерные черты домашних животных — коров, козлика. Особую группу составляют сказочные образы — персонажи лакских народных сказаний. Неистощимая фантазия мастериц наделила эти существа лапами диких зверей, крыльями птиц, человеческими головами.
Мелкая пластика — глиняная игрушка села Балхар свидетельствует о многогранности и больших творческих возможностях лакских мастериц.

Игрушка „Всадник. Задымленная керамика, лощение, белая ангобная роспись. Лакцы, с. Балхар. 1960
Игрушка „Всадник. Задымленная керамика, лощение, белая ангобная роспись. Лакцы, с. Балхар. 1960

С изготовлением игрушек связывает народная молва возникновение керамического промысла в лакском селении Балхар.
Было это в давние времена. В доме, что в верхней части аула, жил человек по имени Калкучи. Как и все жители аула жил он в бедности. В одних аулах разводили много овец и ткали из шерсти ковры, вязали носки, валяли войлоки. В других, где было много дерева, — искусно резали посуду и лари для зерна. С чего начать? — думал Калкучи, сидя на берегу озера.
После обжига повез он в дальние горные аулы свои изделия и продал по хорошей цене. А вскоре и все жители научились делать сначала простую, а потом и расписную посуду. Так гончарное ремесло стало кормить все селение.

Водоносный кувшин. Керамика, полива, роспись. Мастер Умасалима Дадашева. Лезгины, с. Испик. 1950
Водоносный кувшин. Керамика, полива, роспись. Мастер Умасалима Дадашева. Лезгины, с. Испик. 1950

Декоративное искусство Дагестана

Игрушка „Козлик. Задымленная керамика, лощение, белая ангобная роспись. Лакцы, с. Балхар. 1960
Игрушка „Козлик. Задымленная керамика, лощение, белая ангобная роспись. Лакцы, с. Балхар. 1960
Игрушка „Кукла. Задымленная керамика, лощение, белая ангобная роспись. Лакцы, с. Балхар. 1966
Игрушка „Кукла. Задымленная керамика, лощение, белая ангобная роспись. Лакцы, с. Балхар. 1966
Игрушка „Птичка. Задымленная керамика, лощение, белая ангобная роспись. Лакцы, с. Балхар. 1960-е гг.
Игрушка „Птичка. Задымленная керамика, лощение, белая ангобная роспись. Лакцы, с. Балхар. 1960-е гг.
Кружка, керамика свинцовая, полива, тиснение. Мастер Алишейх. Даргинцы с. сулевкент 1950
Кружка, керамика свинцовая, полива, тиснение. Мастер Алишейх. Даргинцы с. сулевкент 1950
Кувшин для питья. Задымленная керамика, лощение, красная и белая ангобная роспись. Лакцы, с. Балхар. 1950-е гг.
Кувшин для питья. Задымленная керамика, лощение, красная и белая ангобная роспись. Лакцы, с. Балхар. 1950-е гг.
Кувшин с профилированным сливом и ручкой. Керамика III-I тыс. до н.э.
Кувшин с профилированным сливом и ручкой. Керамика III-I тыс. до н.э.
Кувшин-водолей. Задымленная керамика, лощение, красная и белая ангобная роспись, процарапанный узор. Лакцы. С Балхар. Конец XIX века
Кувшин-водолей. Задымленная керамика, лощение, красная и белая ангобная роспись, процарапанный узор. Лакцы. С Балхар. Конец XIX века
Миска. Керамика, полива, роспись. Лезгины, с. Испик. Начало XX в
Миска. Керамика, полива, роспись. Лезгины, с. Испик. Начало XX в
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art