Деревянное зодчество Костромы

Деревянное зодчество Костромы

Деревянное зодчество Костромы

Деревянные строения Костромской области чрезвычайно разнообразны. Это просматривается как в типах построек, так и в архитектурных украшениях домов. Говоря словами костромского краеведа В. И. Смирнова, «внимательно всматриваясь в эту своеобразную по пестроте картину, не лишенную, однако, цельности, начинаешь улавливать смены форм под влиянием различных условий. Большую роль в разнообразии стройки играют плотничьи артели, далеко расходящиеся по другим губерниям и работающие «на городу», которые разносят в разные места свои вкусы и навыки и переносят к себе, в свою очередь, образцы стройки из других мест».

Деревянное зодчество Костромы

Разнообразию способствовали многие факторы, и среди них характер занятий местных крестьян. Так, деревни с отхожими промыслами представляли «яркий пестрый платок в солнечный день». Здесь дома, раскрашенные в синие, красные, зеленые краски, пестро разукрашенные наличники и слуховые окна — верный признак, что это дом питерщика-маляра, рядом иногда в той же деревне видим дома с необыкновенно пышной сквозной резьбой, множеством дверей, затейливыми «мизенатами» (мезонинами) — это дома столяров и плотников, работающих «на городу».
Наиболее древней из костромских деревянных строений, характерных для громадного большинства селений Костромской губернии, является одножильная курная изба, берущая свое начало от теплушки «зимницы», укрепленной срубом. О подобном типе крестьянских изб писал краевед К. Завойко. Одножильная изба имела в плане форму квадрата, «выведенная срубом», по древней терминологии «вклеть», с топкой по-черному, то есть без трубы — дым идет в дверь или особое окно, чаще над дверью. Внутренний объем избы определяется длиной бревен и количеством «венцов». Небольшие размеры избы диктовались соображениями экономии топлива, а также рядом причин чисто бытового характера. Относительно большие черные избы, однако, встречались еще в XVIII в., где их размер достигал 3 x 2,5 сажени. Черные избы были распространены по всему краю. В Варнавинском уезде в селах Замешаиха, Беберино, Лапшанга эти избы назывались «зимницами», в Солигаличском уезде они встречались значительно реже. Так же редки курные избы в Галичском уезде.
В селе Рязаново, деревне Погост, селе Верховье их называли «скотные» и «кормушки». В Ветлужском уезде их называли «дым- ницами», как, например, в деревнях Дороватово, Воздвиженское. Подобные избы встречаются в д. Погост, с. Никольское на Мере в Кологривском, в с. Арсеньева Слобода Чухломском уездах. В Нерехтском уезде они не встречались, но в тех районах, где не было распространения черных изб, широко бытовали черные бани. Черные бани бытовали в северных районах Костромского края вплоть до XIX века.

Мышкин. Дом Н.П. Крупнова.

Свободный сбыт топорных досок разрешался только в течение пяти лет. В указе 1758 г. уже категорически, под угрозой конфискации материала, запрещалось готовить для Петербурга топорный тес. Тогда же издан и известный указ об уничтожении на расстоянии 200 верст от Москвы и Петербурга крупных металлургических и стекольных заводов, потребляющих ежегодно большое количество дров. Нехватка строевого леса обнаружилась в XVIII веке даже на Севере. Все это стимулировало рост лесопильных предприятий и появление пиленых досок в крестьянском зодчестве.
Необычайное чутье пропорций, понимание силуэта, декоративность, оригинальность форм сделало деревянное зодчество костромской земли интересной страницей в истории крестьянского строительства.
Силами Костромского историко-архитектурного музея-заповедника и костромских реставраторов в 1968 году удалось перевезти и восстановить курную избу из д. Мухино Вохомского района. Материалы экспедиции говорят о том, что здесь в начале XX века было много курных изб. По форме они мало отличались от белых. У черных изб труба делалась из ствола осины с удаленной сердцевиной. В верхней части трубы для увеличения тяги имелось два дополнительных отверстия. Бездымоходная печь была сбита из глины. Из кирпича выкладывались лишь свод и шесток. Во время топки по-черному дрм, выходя наружу через потолочный дымоволок, заполнял всю избу и стоял плотной завесой над пологом. Дымница устраивалась над дымоходом и через чердак выводилась наружу, возвышаясь над крышей на 1—1,5 метра. По окончании топки дмоволок закрывался задвижкой или затыкался тряпкой.
Другой вид крестьянской постройки — белая одножильная изба — четырехугольный в плане сруб с торчащими зауголками, с бревнами, замшенными красным мхом, размерами 8×9 аршин, встречалась всюду. В зависимости от расположения двора и различных прирубок и пристроек он имеет множество вариантов. По лицу рубили обычно три окна и одно или два по одной из продольных стен. Крыша, как правило, двускатная. «Позади избы через сени вход в избу, прирубается двор. Под каждым углом избы массивные деревянные столбы и редко каменный фундамент. Одножильный вид избы с двором, пристроенным сбоку, на противоположной от входа в сени стороне, встречался во многих деревнях Костромской губернии. Двор или имеет общую крышу или не имеет, но бывают случаи, как, например, в с. Балоникольское и Н. Дмитриевское Кинешемского уезда, когда одна сторона дома оказывается под полой крыши, а чаще, — пишет Смирнов, — одна сторона двухскатной крыши дома длиннее другой, и под этой длинной стороной крыши — двор». Например, в д. Монавщиково Костромского уезда. Вариант с разными крышами над домом и двором или, как говорят в Кологривском уезде, «крыша с оврагом», встречались, в Галичском уезде в д. Погост, с. Верховье, в Кологривском уезде в с. Горелец, д. Шаблово, в Кинешемском уезде в с. Дмитриевском и т. д. «Глаголь» (изба с двором, составляющим с домом прямой угол) нашел широкое распространение в конце XIX — начале XX века в Костромском уезде, в Архангельской, Башутинской, Бычихинской волостях и Буйском уезде.
Двужильные избы, когда две избы, зимняя и летняя, рядом по лицу, называли «изба с прирубом». Особенности климатической зоны Костромского края делали необходимым существование подобного вида построек, когда пропадала необходимость в большой теплоизоляции и в наличии громадной печи, занимавшей в зимней избе большую часть, в которой помимо людей жил и скот. В зимней избе окна из соображений экономии тепла были маленькими, потолок низкий. В XVIII веке избы зимняя и летняя совершенно отделены друг от друга, были под разными крышами. В более позднее время обе избы подводили под одну крышу, или под один «колпак», а двор сзади, под особой крышей. Этот вид постройки встречался довольно часто в Кологривском, Чухломском, Ветлужском и Варнавинском уездах. Как правило, зимняя изба крестьянских двужильных построек указанного типа была значительно меньших размеров в сравнении с летней. В Костромской губернии существовал вид двух изб по лицу — теплая и холодная. Связью между ними служил двор с воротами, также «на лицо». Конструктивные особенности этого типа не обеспечивали долговечности сооружения, в частности крыши, из-за ширины которой не выдерживали кровельные связи. Подобные избы существовали, по-видимому, непродолжительное время и бытовали в Юрьевецком (с. Сёготь) и Кинешемском уездах (с. Георгиевское и Решма). Встречался тип двужильной избы со связью между летней и зимней избами в виде крытого двора, над которым находилось небольшое помещение «середка», как в д. Половинная Ветлужского уезда, того же уезда в с. Воздвиженское, или «связь» в с. Никола, Арменки, Юрьевское, Воскресенье-Корбица Кинешемского уезда. Этот же тип встречался в Костромском уезде (местное название «сельник», «светелка») в с. Малышево, в Чухломском уезде в с. Арсеньева Слобода, с. Княжево, Бушнево, Спас-Долгой, в Солигаличском и Галичском уездах, в Ветлужском уезде в д. Письменер. Иногда в них вход в избу был не с крыльца через сени, а со двора, для чего рядом с воротами устраивалась калитка, которая ведет на мост или сени (д. Дмитровское Варнавинского уезда или Овсяники Буйского уезда). Летняя и зимняя избы соединялись между собой сенями, образуя еще один вариант двужильной избы, распространенный в Варнавинском, Буйском, Кинешемском, Нерехтском, Юрьевецком и Костромском уездах с той разницей, что летняя изба ставится по лицу, а за ней располагается зимняя. Двор в таких случаях ставится или сбоку по лицу рядом с летней или сбоку и сзади «глаголем». Так же друг за другом ставятся летняя и зимняя избы в варианте, когда двор располагается между ними. Встречались случаи, когда зимняя изба ставилась по лицу, правда значительно реже (с. Арменки Нерехтского уезда). В конце XIX века (по анкете 1899 г.) избы стали делать теплыми и зимние, и летние. Они нередко располагались друг за другом, связывались крытым двором с холодной «середкой» или «горенкой», образуя еще один вариант двужильной избы. В Костромском уезде был распространен вид жилья с двумя сельниками и горенками, причем двор устраивался за ними. Один из сельников был выше сеней, он делался светлым, с окном, в него вела лесенка из сеней в 2—3 ступени. Иногда «горенка»устраивалась выше второго этажа двора или на накате сенницы, как в д. Рязаново, Вонюх, Острожниково Чухломского уезда. Второй сельник делался темным и использовался как чулан.

Деревянное зодчество Костромы
Некоузский район, деревня Раково. Дом Н.А. Охапкина, вторая половина ХХ века.

Зимние и летние жилые помещения могли располагаться и друг над другом, тогда это был двухэтажный дом. Зимняя изба располагалась, по обыкновению, над подклетом. «Подклет» и дома над подклетами имели древнее происхождение. Писцовая книга г. Юрьевца Поволжского (1676 г.) отмечает строительство изб на подклетах. Подклет иногца называли водоизбицей (с. Сущево, Костромского уезда), амбаром. Он целиком служил для хранения запасов овощей или делился на две части: одна — хлев для мелкого скота, другая — кладовая, с входом со двора или с улицы. Этот тип жилья встречался в с. Шунга, Сущево, Малышево Костромского уезда иве. Сёготь Юрьевецкого уезда. Дома с подклетом под сенником были распространены в Костромском и Кинешемском уездах (д. Коковино); иногда подклет располагался под чуланом, тогда он играл роль подполья. В ряде случаев подклет строился отдельно от жилья во дворе (с. Замерье Галичского уезда). Тогда подклет становился самостоятельной постройкой в жилом крестьянском комплексе.
Развитие крестьянского зодчества от простой клетки к двухэтажному дому, к дают ключ к пониманию мышления крестьянина, смотрящего на бытовые элементы жилого комплекса как на равноправные по отношению к жилым.
Пятистенок получил развитие в Солигаличском, Чухломском, Галичском, Макарьевском»уездах, дожив до наших дней. В Чухломском уезде дома-пятистенки начали строить около 1865 года. В них имеется, как и в двухжильных домах, зимнее и летнее жилище. Пятая капитальная стена сооружения делит дом на две избы, одна из которых имеет печь и приспособлена для зимования. В Солигаличском уезде подобные избы называли «ярославками», имея в виду их происхождение. Вход в «пятистенок» обычно был из сеней или из зимней избы с печью. Печь в зимней избе могла располагаться не у стены, как обычно, а отступя от стены на 1,5—2,0 аршина, так что получался обход вокруг печи.
Дом-пятистенок по сути своей является срубом из двух изб по лицу, между которыми находится небольшой мост. Как правило, обе избы установлены на подклете, такие дома-пятистенки встречаются и в наши дни в Вохомском районе Костромской области. Это самый северный район области. Типичным вохомским домом- пятистенком является дом Н. Т. Ширяевой. Сохранились широкие лавки, врубленные в стены, полицы, тесовая заборка, расписанная известным вохомским мастером Д. Бумагиным, высокий голбец, расписной подшесточный шкаф, залавок, посудник. Место у печи, отгороженное переборкой, имело название «середь». Угол, расположенный по диагонали от печи, где стоит стол и в большой расписной или резной раме-божнице установлены иконы, называется «сутный», а место близ него — «сутки». У дверей — куть, в кути установлены полати. Полати в избе настланы на полатный брус, который обычно врублен в печной столб. В тот же столб врубались два бруса, называемые грядками и направленные к передней стене. На грядках сушили дрова, а в старину сушили лучину, необходимую для освещения избы. Летняя изба, как правило, больше зимней, окна значительно крупнее, в подклете летней избы обычно располагалась яма для хранения продуктов питания. За избами находился мост. Под ним держали мелкий скот. Основное же помещение для скота — двухэтажный скотный двор, позади жилых помещений, под одной крышей с ними. В нижнем этаже скотного двора устроены хлева для скотины, а во втором этаже, на «повита», хранится сено, телеги и сани, а также некоторые орудия труда. Отверстие, сделанное в полу «повити», служит для подачи сена скоту.
Деревянное домостроение оказало прямое и сильное влияние и на каменное строительство. В селах Мисково и Жарки Костромского уезда выработался свой вид домовой постройки. Подклет — «по-лудомка» — делался из кирпича, с входом с улицы. Зимняя изба в таких домах располагалась внизу, а летняя вверху. Летняя изба делалась деревянной.
Большой самобытностью отличались надворные постройки в деревнях, расположенных в пойме реки Костромы. Весной река разливалась более чем на 20 километров, затопляя все окрестности с находящимися на них строениями. Приспосабливаясь к местным условиям, крестьяне ставили сооружения на сваи. Свайные постройки ставились на высокие дубовые столбы, землю вокруг укрепляли от вымывания особым забором из ивовых прутьев. На сваях ставили также бани, амбары, церкви. В деревнях Вежи, Куниково, Оганино надворная постройка давала возможность наблюдать редкую для центральной России картину свайной постройки, особенно интересную во время весеннего половодья.
Другой местной особенностью народной архитектуры считаются «гульбища». Они обычно располагались с трех сторон сруба церкви и представляли собой висячие галереи; гульбища встречались и в жилых постройках. Галереи служили, в основном, для общения и отдыха, а также укрывали от непогоды.
Крыши крестьянских домов в зависимости от возводимой постройки были двускатные одинарные или две двускатные в ряд. В жилых домах применялось расположение крыш под углом друг к другу, если постройка была типа «глаголь». Четырехскатные крыши чаще применялись при строительстве амбаров. В более позднее время появились дома с трехскатными крышами, где один из скатов выходит на фасад дома. На этом скате, как правило, строился мезонин. Крыши крылись в большинстве случаев дранью или соломой и даже мхом с жердями и без жердей. Безусловный интерес с архитектурной точки зрения представляли сооружения постоялых дворов с галереями, затейливыми фигурными крыльцами. Особенностью костромских деревянных построек составляли богато орнаментированные крыльца на два хода. Местные особенности крестьянских жилых построек и хозяйственных сооружений нередко сохраняются еще в северных районах Костромской области.

Деревянное зодчество Костромы

Оригинально выполнены колодцы в Вохомском районе. Здесь они делались из трубы, изготовленной из ствола осины или сосны с удаленной гнилой сердцевиной. Такой колодец был найден экспедицией музея-заповедника в деревне Мухино у дома Тарасова И. М. Высота наземной части составляла полметра, диаметр — 56 сантиметров. В настоящее время в этой местности бытуют колодцы двух типов — «баран» и «жаровец». Колодец «баран» — сруб, закопанный в земле, отличающийся устройством подъема воды. Оно состоит из бревна с проушиной посредине, куда вмонтирован круглый диск наоси (блок), обычно деревянный. По окружности блока скользит веревка с ведрами на концах. Бревно с блоком покоится на двух столбах, врытых в землю у противоположных сторон колодезного сруба. Такой колодец обнаружен у дома Панфиловой в с. Никола.
Конструкция колодца «журавель», или «жаровец», общеизвестна. Особенностью этого типа колодцев является описанное использавание для его устройства долбленного в сердцевине бревна большого диаметра.
Колодцы, амбары и другие хозяйственные постройки вместе с жилыми избами неизменно составляют комплекс, где все элементы компактны, близко расположены, удобны для использования. Наиболее удаленным элементом крестьянского жилого комплекса является баня, топившаяся по-черному. Располагаясь вблизи жилья и вплотную одна к другой, хозяйственные постройки образуют замкнутый прямоугольный в плане двор, называемый «ограда».
Замечательными памятниками, имеющими непреходящее значение для костромского деревянного зодчества, являются культовые постройки. Например, церковь Спаса-Преображения (1713 г.) из села Спас-Вежи.
И. Э. Грабарь в книге «О русской архитектуре» писал: «Деревянная архитектура не только получила мировую известность, обогатив человечество памятниками высокой художественной значимости, но и оказала громадное влияние на каменное зодчество. Например, дом Ершова из деревни Портюг Межевского района, украшен довольно скромно: на наличниках дома геометрический орнамент типа «городок». Мастером придавался им неброский, но изысканный характер, благодаря чередованиям выпильных кубиков и прямоугольников, выступающих от несущей доски на различную высоту и создающих светотеневой эффект и благородный по своей пропорциональности и выразительности ритм. Образный строй, возникающий от создаваемого декоративного эффекта, созвучен с красотой куполов северных деревянных церквей, покрытых деревянным лемехом.
В три окна по лицу, бет выделения среднего красного окна, украшенный лишь наличниками да причелинами с прорезным солнечным знаком «колесо», дом Ершова со всеми его хозяйственными постройками действительно соответствовал тому образу, который хотел придать своей постройке сам хозяин. Тип дома Ершова, его размеры, планировка и конструктивные элементы схожи с типами Русского Севера.
В доме Ляховой сохранены традиции северорусской избы: припуски (выступающие вперед верхние бревна сруба), причелины (доски вдоль кровельных скатов, прикрывающие торцы слег) и курицы, поддерживающие выдолбленные «потоки», традиционное красное окно с двумя небольшими волоковыми со стороны от него. Декор дома более пышный, но сохраняет традиции народного творчества.
Сколько их, великолепных памятников русского деревянного зодчества, разрушенных временем, обреченных, и тех, что еще можно спасти. Избы, которые ставились на века, амбары, колодцы и другие хозяйственные постройки, церкви, наконец, — все это отмечено высочайшим мастерством, народным талантом безымянных плотников. Действует в Костроме музей деревянного зодчества, в нем собирают старинные шедевры, реставрируют, возрождают былую красоту. Но сколько еще бесценных памятников нуждается в срочной реставрации. Среди них немало и церквей, в архитектуре которых предки наши с особой силой выражали свое стремление к прекрасному и совершенству доброго тепла деревянных форм. Не осталось ничего от их прежнего культового значения, а красота души, труд, мастерство их строителей дожили до наших дней и должны быть сохранены для наших потомков.
Лучшие здания народной архитектуры выдержали испытание временем и стали памятниками истории и культуры.

Деревянное зодчество Костромы
Музей льна в Костроме

Стили
Единое применение определенных принципов архитектуры и форм украшений в различных областях жизни называют стилем. Между отдельными, следующими друг за другом эпохами стиля отмечаются пересечения и переходные формы, объединяющие традиции и новую совокупность идей.
Основные стили, которые оказывали влияние на архитектуру: Романский стиль — до начала XIII в.
Готический стиль — начало XIII до середины XVI вв.
Ренессанс — начало XVI — начало XVII вв.
Барокко — начало XVII до середины XVIII вв.
Рококо —приблизительно 1720—1780 гг.
Классицизм — приблизительно 1770—1830 гг.
Людовик XVI
(позднее рококо) —около 1770—1810 гг.
Ампир — 1800—1815 гг.
Модерн — около 1900 г.
Народная архитектура сохраняла романские черты в полной неприкосновенности до XVIII и отчасти до XX века.
Для готического стиля характерны вертикальные детали, выполненные в виде узких башенок (фиалов) с краббами или зубчатыми фронтонами; для украшений использовался ажурный орнамент и орнаменты с изображением растений.
Стиль барокко отличался декоративной пышностью, вычурностью и пластичностью форм, контрастами света и тени.
Стиль рококо отличается причудливой орнаментацией; резные украшения заменяются лепными, применяются витиеватые и броские формы.
Стиль модерн, как одно из официальных течений, отдавал предпочтение плоским орнаментам с изображением растений или линейным орнаментом, заключенным в геометрические формы. Стиль модерн продержался около десяти лет.
В начале XX в. развиваются рационалистические течения в архитектуре, которые позднее получают название функционализма.
МОТИВЫ
То, что было создано народными мастерами в период расцвета деревянного зодчества Московской Руси XV—XVI веков, нельзя считать явлением региональным, областным. Отчасти это происходило оттого, что всякий талантливый художник, зодчий приносил в общее дело признаки культуры района, из которого происходил, а если возвращался в свои родные места, наоборот, приносил в зодчество признаки общенациональной художественной культуры. Поэтому достижения зодчества Московской Руси этого периода есть часть общерусской художественной культуры.
Народная архитектура, являясь частью народного искусства, связана с традиционной народной культурой и природной средой: развивается она под воздействием социально-экономических и исторических условий существования этноса.
Этническое сознание свойственно этническим общностям всех уровней от племени эпохи родового строя до народов современного обществе. Объединение в декоративных композициях образов и сюжетов различных исторических периодов характеризует народное искусство каждого этноса.
Разнообразие декора русского народного жилища обусловлено локальными художественными традициями, которые прямо влияют на мотивы архитектурного декора, являющегося в свою очередь элементом художественной культуры данного региона.
Среди антропоморфных образов были не только русалки-берегини, называвшиеся «фара- онками», но и идентичные мужские персонажи, получившие название «фараон».
Они всегда симметричны; их композиции устойчивы, два дракона, тянущиеся друг к другу, обращены головами в сторону от центральной оси наличника, фронтона, светелки, крыльца и т. п. Драконы на городских домах выглядят свирепыми. На крестьянских домах они, как правило, не просто добродушны, а веселы. Мотав дракона в пропильной резьбе — своеобразное развитие древнейшего образа.
Таким образом, в орнаментальной резьбе, украшающей дома, присутствуют следующие традиционные элементы: цветущее дерево (побег с листьями), женская фигура, трехлепестковый цветок, фигуры зверец, птиц, коней, драконов, солярные знаки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art