Детство Васнецова

Детство Васнецова
Н.П. Кузнецов. Портрет В.М. васнецова. 1897

Детство Васнецова Виктора Михайловича. Ранние произведения.

Семья Васнецовых была многодетная, в доме все было в обрез, материальные условия жизни напоминали быт крестьянина-середняка. В доме бревенчатые стены, сосновые некрашеные полы, скромная, экономно сберегаемая одежда, вся в заплатах, часто требующая починки обувь, скромная пища, копейки, изредка выдаваемые на гостинцы во время каникул и праздников, — вот характерные черты домашнего быта семьи Васнецовых по воспоминаниям детей.

Детство Васнецова
Автопортрет. 1868. Рисунок.

Отец, хотя и прожил почти всю жизнь в далеких углах Вятского края, по своим интересам стоял выше окружавшей среды и старался дать детям воспитание более широкое, чем обычно было принято, развить в них пытливость, наблюдательность. Такое же влияние оказывала на своих племянников и сестра отца Мария Васильевна, особенно тепло относившаяся к ним после смерти матери, умершей в возрасте тридцати девяти лет в 1863 году.
Природа и быт Вятского края формировали первоначальные представления юноши Васнецова. На сотни верст тянулись к Уралу холмы и увалы, пересеченные долинами и логами реки Вятки с ее притоками Чепцой, Кильмезью, Воей. Их разнообразные и живописные берега, еще покрытые густыми хвойными лесами, то обрывистые, с висящими над водой стройными пихтами, соснами и елями, то отлогие и песчаные, переходящие в поскотины (выгоны для скота), то болотистые, с мягкими мшистыми берегами, — все это производило суровое и сильное впечатление.
Живописны и величественны были окрестности села Рябова на извилистой речке Рябовке. С увалов и холмов открывались на десятки верст широкие горизонты, ведущие к уральским горам через проселочные дороги и обсаженный березами сибирский большак — тракт.

Детство Васнецова
Жница. 1867

Во всем укладе края уцелели и в середине XIX века еще сохранялись устои далекого прошлого, которые и в преданиях и в пережитках встречались повсюду. Воспоминания о набегах «вольных людей», о подвигах новгородских ушкуйников, искавших новых богатых земель, их продвижение по привольным тогда рекам края к Уралу и в Сибирь — все это отложилось своеобразно в сказаниях и песнях. Сурова была природа с коротким летом и долгой морозной зимой, строги и суровы были предания, сказки и былины, которые воспринимал молодой Васнецов, надолго запоминая их.
В зимние вечера он, весь насторожившись, с замиранием сердца слушал от своей нянюшки и у соседей сказки про Аленушку, про Серого Волка и про многое другое, всеми нитями связанное с древними народными поверьями. А в летние вечера среди толпы, собравшейся около паперти сельской церкви или в торговые дни на базарах, он слушал сказания и «пропевы», которые приносили с собой «калики перехожие», слепцы- нищие; в хороводах распевались веселые народные песни. В сказках, преданиях и народных песнях открывался мальчику Васнецову мир фантастических прекрасных образов.
Темой первой картины Васнецова стали «Нищие-певцы» (1873).
Вятка была одним из торговых городов северо-восточного края России. Отдаленная от культурных центров, патриархальная по своему провинциально-купеческому жизненному укладу, Вятка была избрана царским правительством как место ссылки. Здесь вынужден был жить с 1834 по 1837 год А. И. Герцен. В 1835 году
в Вятку был сослан архитектор А. И. Витберг. С 1848 по 1856 год здесь принужден был жить М. Е. Салтыков-Щедрин. В его «Губернских очерках» Вятка описана под названием «Крутогорска».
Политические ссыльные не могли не оказать влияния на интеллигенцию города. Уже в середине XIX века в городе существовал книжный магазин, имелась публичная библиотека, устроенная еще по инициативе Герцена, и в 60-х годах был создан по частному почину так называемый Вятский музей, состоявший главным образом из гипсов, эстампов, увражей, литографий и фотографий. Но даже и таким музеем в те годы могли похвалиться не многие отдаленные города царской России.

Детство Васнецова
Портрет михаила Васильевича васнецова. (отца художника). 1870. рисунок.

Вятский край известен был мастерством его коренных жителей в плотницко-столярном деле, в резьбе по дереву и отчасти в росписи жилищ, домашней утвари, в изготовлении игрушек Отсюда идет начало и тех кустарных промыслов (изготовление игрушек и наглядных пособий), которые в 80-х годах XIX века легли в основу мастерских Вятского земского музея, получившего в дальнейшем широкую известность.
Виктор Васнецов прожил в девять лет, проводя летние каникулы и большие праздники дома в Рябове. Довольно рано у него проявились художественные наклонности. Васнецов много работал с натуры и развивал свои незаурядные способности к рисованию «по воспоминанию». Возможно, что именно так сделаны рисунки карандашом «Зима», «Проезжающие» (1866), где изображены снежные поля, занесенная снегом избушка и остановившаяся около нее кибитка.
Одно время Васнецову помогал художник Н. А. Чернышев, преподававший рисование в Вятской гимназии. Под его руководством Васнецов пробовал свои силы, рисуя в местном музее с гипсов, с гравюр и литографий, знакомился с увражами и репродукциями, находившимися в этом музее. Особенно сильное впечатление на него произвела гравюра с картины А. А. Иванова «Явление Христа народу».
Васнецов начал изображать сцены из окружавшей его жизни. Этюды и целые композиции бытового характера он привозил во время каникул домой и охотно показывал родителям и родственникам.
Они исполнялись по предложению вятского любителя художеств и этнографа Н. Трапицина, задумавшего второе, иллюстрированное издание своего труда «Народный нравоучитель» или «Собрание русских пословиц», вышедшего в 1864 году в Петербурге, но без иллюстраций. Собирание и изучение народного творчества во всех формах и видах находило живой отклик среди развивавшейся разночинной интеллигенции 60—70-х годов. Этот интерес, будучи всеобщим, не мог, конечно, не затронуть и вятичей.

Детство Васнецова
Отставной солдат. 1868. рисунок.

В предисловии к своему сборнику Н. Трапицын объяснял, что в задачу его работы входило не столько исследование того, когда пословицы получили свое начало, не столько истолкование их в научном отношении, сколько желание показать в них «чистый плод русского народного ума». Заинтересовался ими и Васнецов. Робко, как самоучка, взялся он за большую для него работу и с увлечением довел ее до конца, в пределах намеченного плана. В 1870 году предполагалось в Петербурге издание вятского альбома- тетради рисунков Васнецова с надписями-пословицами, сделанными одновременно с рисунками, но издание тогда осуществлено не было.
Об этих рисунках мало говорили друзья и знакомые первого периода деятельности Васнецова. Они были вне сферы внимания В. В. Стасова — автора первой обстоятельной монографической статьи о Васнецове, хотя по предварительной переписке Стасова с художником в 1898 году видно, что Васнецов обращал его внимание на этот свой ранний труд, очевидно, ценя его. Оригиналы рисунков, вошедших в упомянутый альбом, были приобретены в 1900 году В. М. Оловянишниковым. Впоследствии право на их издание у Оловянишникова приобрело «Товарищество скоропечатни А. Левенсон» и лишь в 1912 году, после издания альбома, эти ранние рисунки Васнецова стали доступны тем, кто интересовался творчеством художника. В издании 1912 года воспроизведены 75 рисунков Васнецова, 15 из них закончены были в 1868 году уже в Петербурге.
Репродуцирование карандашных рисунков первого альбома Васнецова было выполнено хорошо. Знакомясь с изданием, можно составить точное представление о содержании и стиле данной серии рисунков. Они носят иллюстративный характер и передают просто, непосредственно то, что видел юноша Васнецов. Наблюдательность помогла ему верно отразить черты деревенского быта далеких углов Вятского края середины XIX века.

Детство Васнецова
Русские пословицы и поговорки. 1866-1868. Иллюстрация

Каждый рисунок отмечен поучительной надписью, взятой из «Народного нравоучителя» Н. Трапицина. Последовательно в зрительных образах раскрывается содержание приведенной пословицы или поговорки. Рисунки изображают отдельные сценки из окружавшей художника жизни, например: крестьянский обед в поле, базар, обоз, фабрику, сельскую церковь, крестьянские избы, работы крестьян, беседу хозяина с батраком, похороны крестьянина и многое другое. Рисунки не имеют назидательного характера, они интересны своей непосредственностью, «простодушием» переживаний, которые легли в их основу, хотя художник отображал иногда такие факты действительности, которые говорят о противоречиях жизни. Так, пословицу «По одежке протягивай ножки» он иллюстрировал встречей на дороге барина в бричке с мужиком, едущим на телеге. Мужик сворачивает перед барином. На тему поговорки «Ешь репу вместо ржи, а чужого не держи» изобразил крестьянина-должника, ссыпающего рожь в мешок толстого, сытого крестьянина. Нередко встречается в альбоме наивное понимание композиции, кропотливое воспроизведение деталей. Многие рисунки, вошедшие в альбом, при всей их свежести, искренности и наблюдательности, кажутся сырыми и слабыми, в особенности, когда автор пробует выразить чувства действующих лиц, показать человека во внешнем проявлении его переживаний.
Например, на листе 4-м живо и верно изображен нищий. В его позе, вялой и инертной, выражена обездоленность и усталое равнодушие человека, вынужденного постоянно скитаться и жить подаянием. К числу удачных по замыслу работ можно отнести и рисунок 53-го листа альбома, иллюстрирующий поговорку «Не детина — животина, кто валяется у тына», изображающий пьяницу. Его поза и жест левой руки, беспомощно качающаяся голова, лицо с чертами совершенно опьяневшего человека подмечены и выражены метко, жизненно и, для начинающего рисовать юноши, художественно правдиво. Это, несомненно, удача самоучки, так как никакой помощи со стороны Васнецов не имел. Удачен по замыслу и композиции рисунок, изображающий хозяина и батрака, где правдиво показаны взаимоотношения участников сцены (л. 70).
Отличительной чертой первого цикла рисунков Васнецова является отображение в них жизни глухой провинции и деревни, без раскрытия социальных противоречий. Это имеет место даже в тех случаях, когда молодой художник сопоставляет бедняков и богатеев, когда для иллюстрации выбранных пословиц и поговорок изображает развалившиеся избы, забулдыг, нищих и т. п.

Детство Васнецова
Русские пословицы и поговорки. 1866-1868. Иллюстрация.

Черты патриархальности, отмеченные Салтыковым-Щедриным, наложили свой отпечаток на юношеские восприятия и первые работы Васнецова, в них сквозит именно это «простодушие».
Жизнь привела создателей народных пословиц и поговорок к метким обобщающим выводам. Юноша-художник не мог, конечно, создать равноценные образы. Он старался воплотить в конкретном сюжете содержание пословицы. Работая самоучкой, Васнецов в меру своих сил и умения справился с серьезным заданием. Следует отметить, что первой работой Васнецова явилось образное воплощение фольклорной тематики, которое в дальнейшей его деятельности углубилось, развилось и составило своеобразие его творчества.
Кроме иллюстраций к пословицам до нас дошел в оригиналах ряд ранних рисунков Васнецова значительно большего размера — набросков с натуры. Может быть, поэтому в них ярче чувствуется способность юного художника уловить характерное и метко запечатлеть его.
В рисунке «Отставной солдат» (1865) хорошо очерчено умное лицо много видавшего на своем веку и много пережившего старого служивого. В бою солдат потерял глаз, однако старость калеки не обеспечена; на нем лапти, до крайности истрепанная и оборванная шинель с продранными локтями. Рассматривая рисунок, можно судить о заброшенности бобыля-солдата, по возвращении с долгой службы не нашедшего уже никого из близких. В горьком одиночестве доживает он свой век. Его образ, выразительно показанный молодым Васнецовым, близок по содержанию к инвалиду-нищему в картине В. Г Перова «Чаепитие в Мытищах». Но Перов, сложившийся мастер, давая нищего в остром социальном сопоставлении с тунеядцем-монахом, делал яркий вывод, начинающий же художник лишь фиксировал свое наблюдение.
Сходство тематики, встречающееся в ранних работах Васнецова, с тем, что было близко для молодых художников-разночинцев 60-х годов, уже работавших в Петербурге и Москве, говорит о единстве устремлений демократической молодежи и о поисках ею нового жизненного содержания искусства.

Детство Васнецова
Слепой нищий с поводырем. 1866. Рисунок.

Сильнее и выразительнее рисунок «Слепой нищий с поводырем» (1866). Остро передано лицо слепого человека, вынужденного иначе, чем зрячие, схватывать перемены в окружающем. Напряженно подалась вперед голова, ей соответствует жест руки, держащей палку, которой слепой ощупывает путь. Верно переданы ступающие мелкими шажками ноги, чувствуется и вся слабость щуплого старика, одетого в лохмотья. Рисунок хорошо построен, в нем найден ритм линий, передающий медленное, осторожное движение слепого. Штрих карандаша стал смелее и свободнее. Среди работ доакадемического периода необходимо отметить еще акварель «Нищие» (1867) — этюд к картине «Нищие-певцы» (1873). Приятная по тональности, она отличается большой жизненностью и остротой передачи характерных подробностей.
Рассмотрение юношеских произведений Васнецова дает право сделать вывод, что начинающий художник был в достаточной степени подготовлен к быстрому овладению графическим мастерством и вступление его в 70-х годах в Петербурге в ряды художников-иллюстраторов не было неожиданным.
В середине 1867 года Васнецов, находившийся на предпоследнем курсе семинарии, решил бросить ее, для того чтобы поступить в Академию художеств. Предстояло объяснение с отцом и получение от него согласия на решительную перемену жизненного пути. Отец неожиданно отнесся к намерению сына довольно благосклонно: «Воля твоя, ты мог бы пойти по спокойному пути нашего рода — получить приход и зажить безбедно. Но раз ты решил пойти по иному пути — мое тебе родительское благословение, но на меня не рассчитывай, — кроме тебя у меня ведь шестеро. Кормить надо».
Получив согласие отца, Васнецов решил устроить, по совету своих знакомых, охотно поддержанную городской интеллигенцией лотерею, для которой написал две картины масляными красками — «Жница», «Баба-торговка» или «Молочница». Картина Васнецова «Жница» говорит о большой одаренности юноши, в ней проявляется композиционное чутье, чувство формы. Непосредственность в восприятии натуры, любовь к родной природе помогли еще неопытному художнику создать образ чем-то родственный типам Венецианова. Лотерейные билеты были по подписке довольно быстро распространены и дали шестьдесят рублей.
Нетерпение уехать в Петербург учиться было настолько велико, что Васнецов не стал ожидать сбора всей суммы полностью, доверил это дело своим знакомым и, когда в кармане его за всеми путевыми издержками оставалось наличными не более десяти рублей, в начале августа 1867 года отправился в Петербург.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art