Джованни Больтраффио Св Себастьян

Джованни Больтраффио Св Себастьян

Джованни Больтраффио Св Себастьян

1467—1516
Дерево, масло, переведено на холст. 0,48 х 0,36
«Святой Себастьян» Больтраффио — произведение, озаренное светом художественных идей гения эпохи итальянского Возрождения — Леонардо да Винчи. Картина, по-видимому, была создана Больтраффио в самом конце XV века, в период первого пребывания Леонардо в Милане, между 1482 и 1499 годами, когда Больтраффио работал в его мастерской.

Больтраффио, несомненно, был одним из самых одаренных в многочисленной плеяде учеников великого художника, так называемых «леонардесков», среди которых, как известно, было немало эпигонов, вульгаризировавших творческие идеи своего учителя. На примере этой картины можно судить о глубоком восприятии Больтраффио творческой сущности искусства Леонардо, обобщившего художественные искания великой эпохи как в теоретических трудах, так и в художественной практике. Святой Себастьян, этот образец христианского мученика, изображен в образе прекрасного, нарядно одетого юноши с нежным просветленным лицом, обрамленным мягкими пышными локонами. Легкая улыбка озаряет его черты, создавая столь характерное для персонажей Леонардо ощущение духовной активности, какого-то неопределенного душевного движения. Современники угадывали в облике святого черты юного художника Салаи, работавшего вместе с Больтраффио в мастерской Леонардо. В картине этот миловидный юноша предстал в идеальном образе совершенного и духовно возвышенного героя.
В светской трактовке сюжета, в пристальном штудировании натуры и в характере ее обобщения Больтраффио следует принципам Леонардо, призывавшего художников к глубокому постижению реального мира и вместе с тем отрицавшего мелочный натурализм, требовавшего глубокого обобщения конкретных наблюдений.
Одним из открытий художественного метода Леонардо была его знаменитая светотень, так называемое сфумато. Необычная мягкая светотеневая моделировка лица святого Себастьяна, безусловно, результат изучения Больтраффио этого художественного приема. С помощью сфумато он создает ощущение воздушной дымки, как бы окутывающей лицо модели, тончайшие нюансы светотени придают ему неповторимую одухотворенность.
Ранее сюжет картины расшифровывался как изображение св. Людовика. Однако сравнение картины нашего музея с картиной из частного собрания в Бергамо, где та же модель изображена в профиль со стрелой в руке и надписью на нимбе «Св. Себастьян», подтверждает правильность современного названия картины. В 1860 году картина была переведена на холст. В музей поступила в 1930 году из собрания Государственного Эрмитажа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art