Древнерусская книжная миниатюра

 

Изображение жилища в рукописи XVII

Древнерусская книжная миниатюра

Искусство оформления книги имеет интересную и богатую историю. На протяжении многих веков книги создавались вручную, талантом переписчиков и художников, по заказу именитых людей. На каждую рукописную книгу уходило несколько месяцев, а то и лет кропотливого труда. Особенного умения и тщательности требовала работа над «лицевыми» рукописями — так назывались книги, украшенные миниатюрами, иллюстрациями и орнаментом.

В древней Руси книгописание возникло в XI веке, и первые же рукописные книги (например, знаменитое «Остромирово евангелие», 1056— 1057 гг.) поражают удивительным совершенством исполнения и богатством вымысла.
Материалом для письма до XV века служил пергамен (особо выделанная кожа). Тугие листы пергамена сшивали в тетради, а тетради — в книжный блок. Массивные, обтянутые кожей доски переплетов предохраняли пергамен от порчи. Текст писался темными чернилами буроватого оттенка, как правило, — в две колонки. Как ни дорог был пергамент, мастера не скупились оставлять широкие поля — уж очень красивой и торжественной выглядела страница, да и инициал (заглавную букву) можно было вывести покрупнее и позамысловатее.
Немало таланта и выдумки требовалось от художника, чтобы по всей книге вырисовать затейливые инициалы (и притом — все разные!), скомпоновать их из причудливых переплетений завитков, листьев, человеческих лиц и фантастических чудищ. Украшенная такими инициалами, любая книга, даже богослужебная, приобретала черты сказочности, близости к народному искусству. В начале книги мастер обычно помещал парадные миниатюры или декоративно-узорчатые фронтисписы, перед каждой главой рисовал красочные орнаменты — заставки. Согласованность всех деталей оформления превращала книгу в единое художественное произведение.

Древнерусская книжная миниатюра Битва войск Александра Невского с ливонскими рыцарями на льду Чудского озера. Миниатюра из рукописи XVII в.
Древнерусская книжная миниатюра Битва войск Александра Невского с ливонскими рыцарями на льду Чудского озера.
Миниатюра из рукописи XVII в.

Краски древних миниатюр не поблекли и не потемнели от времени. На плотном глянцевом пергамене они застывали непрозрачным слоем, то переливаясь глубокими звучными тонами красного, зеленого, синего цветов, то светясь тончайшими оттенками певуче-нежных розовых, золотистых, голубых колеров. Особую нарядность и изысканность придавало миниатюре золото. Постепенно характер книги менялся. Почерк утрачивает размеренность, четкость и превращается в беглую измельченную скоропись. Помимо больших, во весь лист, изображений, появляются многофигурные сюжетные сценки, расположенные непосредственно в тексте или на полях. В XIV—XV веках они еще несложны по композиции, нарисованы без фона. Сценки нередко соединены красной линией с соответствующими им абзацами текста, который, кстати, уже не выстраивается двумя колонками, а сплошь покрывает страницу.
С появлением на Руси бумаги (XV в.) изменяется цветовая гамма миниатюры. Краски становятся как бы размытыми, теряют эмалевый блеск и сочность, обретают акварельную прозрачность и легкость. Даже мерцание золота становится мягче, приглушеннее.
Растущий интерес к жизни, к окружающему миру находит отражение в миниатюре, наполняет ее новым содержанием. Книжная миниатюра была менее скована официальными требованиями, круг ее сюжетов гораздо шире, чем в иконе или фреске. Что бы ни иллюстрировал художник—историческую хронику, книгу религиозного содержания или литературное сочинение—он всегда старался внести в миниатюру результат своих наблюдений.
Большие изменения претерпевают инициалы. В них все чаще пробиваются живое мироощущение и фантазия мастера. Зачастую заглавные буквы принимают очертания зверей, птиц, змей или сказочных чудовищ. А нередко на месте инициала изображается сценка или отдельные фигурки рыбаков, охотников, скоморохов.

Батальная сцена. Киевская рукопись 1397 г.
Батальная сцена. Киевская рукопись 1397 г.

Книги XVI—XVII веков, иллюстрированные чуть не на каждой странице, рассказывают обо всем — от будничной жизни простых людей до крупных исторических событий. Многие сюжеты отразили тему патриотической борьбы за национальную независимость, которой была насыщена история русского народа. Миниатюрист с документальной точностью передает детали быта, орудия труда, утварь, одежду, оружие, церковную и светскую архитектуру. Некоторым сценкам он придает юмористическую окраску. В оформлении книги отразилось народное творчество, полнокровное и жизнелюбивое.
В 70—80-е годы XVII века изображение человека в миниатюре становится более индивидуальным, появляются портреты, в которых тонко подмечены особенности внешности изображенного, его характер. В художественных приемах заметно тяготение к передаче светотени и объема, усложнению перспективных построений.
Нередко в конце книг писцы и художники оставляли записи о том, где и когда создавалась книга, кем и по чьему заказу.

Древнерусская книжная миниатюра Изображения животных. Киевская рукопись 1397 г.
Древнерусская книжная миниатюра Изображения животных.
Киевская рукопись 1397 г.

Взятые из жизни персонажи, повествовательность сюжета, знакомые реалии помогали средневековому читателю конкретнее воспринять содержание книги; для нас эти миниатюры — неиссякаемый источник изучения быта, жизненного уклада, облика наших предков.
Рукописные книги не избежали разрушительного действия времени, войн, пожаров, а иногда и человеческого невежества. Немудрено, что до наших дней уцелела лишь незначительная часть огромного рукописного наследия. Но и то, что сохранилось, свидетельствует о высоком уровне книжного дела в древней Руси, о таланте и одаренности мастеров. Недаром в древности говорили: «Рука, державшая перо, истлела, но написанное живет вечно».
Из монастырских библиотек и частных коллекций выдающиеся памятники национальной культуры после Великой Октябрьской социалистической революции перешли в государственные хранилища. Одно из богатейших собраний древнерусских рукописных книг — в Государственной Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде.

Батальная сцена. Киевская рукопись 1397 г.
Батальная сцена. Киевская рукопись 1397 г.
Древнерусская книжная миниатюра Искушение праведников нечистой силой. Миниатюра из рукописи XVII в.
Древнерусская книжная миниатюра Искушение праведников нечистой силой. Миниатюра из рукописи XVII в.
Сцена пляски. Киевская рукопись 1397 г.
Сцена пляски. Киевская рукопись 1397 г.
Строительные работы. Миниатюра из рукописи XVII в.
Строительные работы. Миниатюра из рукописи XVII в.
Соловецкий остров в Белом море. Миниатюра из рукописи XVГI в
Соловецкий остров в Белом море. Миниатюра из рукописи XVГI в
Портрет Петра I в детстве. Миниатюра из рукописной книги 1673 г.
Портрет Петра I в детстве. Миниатюра из рукописной книги 1673 г.
Древнерусская книжная миниатюра Пожар. Миниатюра из рукописи XVII в.
Древнерусская книжная миниатюра Пожар. Миниатюра из рукописи XVII в.
Лука за перепиской книги. «Остромирово евангелие» (1056—1057 гг.)
Лука за перепиской книги. «Остромирово евангелие» (1056—1057 гг.)
Кораблекрушение. Миниатюра из рукописи XVII в.
Кораблекрушение. Миниатюра из рукописи XVII в.

Изображение жилища в рукописи XVII

Заглавная буква «Р» «Остромирово евангелие» (1056—1057 гг.)
Заглавная буква «Р» «Остромирово евангелие» (1056—1057 гг.)
Заглавная буква «М». Новгородская рукопись XIV в.
Заглавная буква «М». Новгородская рукопись XIV в.
Заглавная буква «В». «Остромирово евангелие» (1056—1057 гг.)
Заглавная буква «В». «Остромирово евангелие» (1056—1057 гг.)
Древнерусская книжная миниатюра Сцена пира. Миниатюра из рукописи XVII в.
Древнерусская книжная миниатюра Сцена пира. Миниатюра из рукописи XVII в.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art