Дятьковский хрусталь

В горных расщелинах и пещерах, в пустотах гидротермальных жил встречаются изумительно чистые кристаллы кварца. Это горный хрусталь, созданный природой. Но, есть и другой хрусталь—творение рук, человека — Дятьковский хрусталь.

Хрусталь самый красивый и благородный вид стёкла. Исходным сырьем для, него служит кварцевый песок. К нему, чтобы придать хрусталю радужный блеск и цвет, добавляют окислы свинца и других металлов. Стекломассу Получают при полуторатысячной температуре в специальных печах.

Художник С.Г. Рязанова. Декоративный комплект «Полюшко-поле». Стекло дымчатое, живопись. 1962 г.
Художники Н.Ю. Ганф и Е.С. Жигалкина. Сувенирные кружки. Стекло цветное, живопись. 1963 г.

Производство дятьковского хрусталя

Дятьковские изделия, создаваемые подневольным трудом безвестных мастеров, завоевывали признание на внутреннем и международных рынках, пользовались успехом на выставках и ярмарках.
Мальцевы всех поколений, одинаково рьяно заботились о расширении своего производства с целью извлечения наибольшей прибыли и одинаково нещадно эксплуатировали труд, разум, душу так богато одаренного русского человека.

Самой бесчеловечной эксплуатации подвергались дети.
Среди хрустальщиков все больше зрела ненависть к хозяевам, к жестокой эксплуатации капиталистического строя. Под руководством большевиков массовые выступления рабочих, крупные забастовки и демонстрации неоднократно происходили в Дятькове в годы первой русской революции и первой мировой войны. Осенью 1917 года по инициативе Дятьковского комитету РСДРП были созданы отряды Красной. гвардии, которые сыграли важную роль в победе рабочего дела.

Весть о Великой Октябрьской социалистической революции ликующей радостью отозвалась в сердцах пролетариев Дятькова. По зову партии, с чувством полноправных хозяев своей судьбы . они приступили к утверждению своей рабоче-крестьянской власти.

12 декабря 1918 года Президиум ВСНХ объявил дела, капиталы, предприятия и все прочее имущество бывшего акционерного общества Мальцевских заводов собственностью Советского государства. Тогда и был организован государственный трест Мальцевских заводов.

Годы империалистической, а затем и гражданской войн и интервенции тяжело сказались на судьбах «хрустального художества». Поредели ряды мастеров, а навыки уникальной хрустальной работы были почти забыты.. В первую очередь предстояло восстановить производство. К этому призывали рабочих правление, треста, партийная и профсоюзная организации. Благодаря героическим усилиям коллектива Дятьковский завод не гасил огней. Было сбережено и народное достояние—музейная коллекция.

 

Вазы для цветов. Стекло цветное, иризация, роспись цветными эмалями, золотом. Начало ХХ века.

Дятьковский хрусталь XIX века

Уже в 1923 году выпуск изделий достиг предвоенного уровня. Ассортимент состоял из стакайов и блюдец; выпускались также кувшины, простые вазочки для цветов и для конфет на тонкой высокой ножке. В 1925 году, эталоном для завода, выпуск удвоился по сравнению с предыдущим годом, а бой и брак оказались значительно ниже довоенного 1913 года. Тогда же вновь открылась живописная мастерская, реконструкция завода помогла возобновить производство цветного стекла— голубого, зеленого, синего и розового. Вновь осваивался ассортимент «азиатской посуды», благодаря чему в те нелегкие годы Советская страна смогла экспортировать стекло в Иран и Афганистан, Турцию и Индию.

В 1928 году выпускалась выдувная посуда 22 наименований-гладкая, матированная, шлифованная, а также прессованная—от стопки до изящного дятьковского «сундучка». Дятьковские мастера не растеряли своих достижений. Они применяли те же виды «разделок», что и прежде: грань овальную и круглую, кустами, веткой, прорезью и широкую грань, декорировали изделия живописью и травлением. Наиболее способные мастера не только вносили свои «поправки» в традиционные рисунки, но и учились создавать новые выразительные композиции. Их стараниями узаконенную схему «мальцевской» они активно вливалась символика труда и мира: колосья, пятиконечные звезды, эмблемы серпа и молота.

Появились произведения, предназначенные для размещения в общественных интерьерах. Такие вазы были выполнены мастерами-живописцами братьями Л. и В. Голубковыми. Вазы украшены сложными сюжетными рисунка- и, выполненными кистевой росписью молочно-белому стеклу: фигура рабочего на фоне заводский корпусов и руб. То был символ начинавшейся Индустриализации Советской страны.

Близки по стилю хрустальные вазы, крашенные эмблемой РСФСР с граненными серпом и молотом в обрамлении колосьев, выполненные мастерами ввода.

Крюшонница. Цветное стекло, роспись белой эмалью. 1939.

Из-за отсутствия в отрасли художников-специалистов, забота об обновлении ассортимента целиком легла на мастеров-профессионалов. В 1937 году мастера ДХЗ предложили к производству 30 новых фасонов и 76 разделок. Ксобенно активно работали кадровые стеклодувы С. В. Козявин и С. И. Игнатов, отдавшие производству более полустолетия жизни. За инициативу в о здании новых образцов изделий главке управление стекольной промышленности в 1939 году отметило и лучших алмазчиков—М. Панкова, А. Билетова, Й. Парамонова, живописца Л. Голубкова.

Однако искренность и непосредственность новых рисунков, даже положенные на великолепное техническое мастерство, не могли скрасить Алые, несколько манерные формы, наследованные еще от стиля «модерн». Одним из резервов улучшения художественного и технического качества продукции оставалось повышение квалификации мастеров. Другим важнейшим резервом явился переход на механизированные методы выработки и обработки изделий.

Первая, восстановительная, реконструкция Дятьковского завода проведена еще в 1926 году. С 1936 года когда реконструкция завода возобновилась на новой технической основе, ее задачей было механизировать основные производственные процессы и увеличить выпуск необходимых народу изделий.

Результаты принятых мер быстро сказались на облике промышленной продукции. Когда в связи с открытием в Москве в 1939 году Всесоюзной сельскохозяйственной выставки дятьковцам было поручено ответственное государственное задание: подготовить образцы сувениров и подарочных изделий с тематическими рисунками и надписями, мастера Дятьковского завода смело освоили необычную манеру; и большая серия ваз для цветов из белого «молочного» стекла, декорированного живописью, к открытию выставки была выпущена.

Выставка дятьковского хрустального завода в Москве 1940 года

Новые изделия ДХЗ имели большой художественно-резонанс на первой выставке стекла в Москве в 1940 году. Было отмечено, что Дятьковский завод «отражает поиск новых методов оформления изделий, применяя сочетание живописи с травлением и гранью, с цветными накладами, использует гутные методы декорирования».

Мирный и счастливый труд мастеров хрусталя был прерван войной. Враг наступал угрожающе быстро — Сотни патриотов добровольцами ушли на фронт. Мужчины непризывного возраста, старики и даже школьники взялись за сооружение оборонительной полосы под Брянском. Завод и драгоценнейшие шедевры-образцы изделий, составляющие многочисленную коллекцию музея хрусталя, пришлось эвакуировать в глубокий тыл.

Дятьковский хрустальный завод в годы войны

Фашистские захватчики оккупировали Дятьково 9 октября 1941 года. Город Они застали словно вымершим.
Активные действия дятьковских партизан, в составе которых были преимущественно хрустальщики, заставили гитлеровцев отвлечь от фронта немалые силы. Народные мстители совершали дерзкие налеты на фашистских оккупантов.

14 февраля 1942 года объединенные партизанские отряды совместно с группами бойцов Советской Армии, вышедших из окружения, нанесли гитлеровцам сокрушительный удар, в результате которого город хрустальщиков был полностью освобожден. В Дятькове и во всем районе была восстановлена Советская власть. Возобновилась деятельность райкома партии, райисполкома, а также поселксярых, и сельских Советов. «Островок Советской власти», над которым развевался алый флаг, жил, работал, боролся.

Кубок и кувшин. Стекло цветное, иризация, роспись цветными эмалями, золотом. Конец XIX века.- Об «островке Советской власти» в тылу врага мир узнал из газеты «Правда», которая опубликовала серию очерков своего специального корреспондента под заголовком «Письма из партизанского района». В этих материалах по понятным причинам город Дятьково назывался Партизанском, а подлинные имена были изменены.

Гитлеровцы неоднократно предпринимали попытки выбить партизан из Дятькова и района. Однако все они терпели крах. Только в июне 1942 года фашистам удалось вновь оккупировать Дятьковский район. Но сломить сопротивление народных мстителей и их волю к победе враг оказался ре в силах.
# 16 сентября 1943 года партизанские отряды, объединившись частями Советской Армии, изгнали захватчиков из городов й сел района. На этот раз— навсегда! »

Буквально а плечах бегущего в панике врага ворвались в Дятьково солдаты стрелкового батальона под командованием бывшего хрустальщика капитана В. А. Курицына и партизаны во Клаве с комиссаром, недавним секретарем партбюро завода С. С. Качаловым. Город лежал в руинах, дымился пепелищами. Его мостовые были обагрены Кровью многих хрустальщиков.

Оставшиеся в живых воздвигли павшим обелиск на заводской площади. На нем начертаны имена работников завода, отдавших свою жизнь в боях Великой Отечественной войны, сражаясь в рядах Советской Армии и в партизанских отрядах. Среди (павших смертью храбрых начальник смены С. А. Смолькин и два его сына, секретарь заводского комитета ВЛКСМ-Я. Тараненко, начальники отделов С. Б. Земский и С. А. Сизиев, кузнец М. Г. Трубкин, мастера-выдувальщики П. И. Макаров, В. С. Пышкйн, П. И. Ободников, А. Д. Сергунин, С. Ф. Чижиков и многие другие доблестные патриоты.

Настоящий героизм проявили дятьковцы и сразу же после освобождения города. Люди работали с утроенной энергией, мужественно преодолевая все тягости восстановительного периода.
Приходилось ютиться в сырых землянках, переживать острую нехватку Продовольствия, топливами строительных материалов. Но город возрождался, набирая силу. Возрождался и хрустальный завод. Уже в конце 1945 победного года была пущена первая стекловаренная печь, шлифовальная и живописная мастерские.

Кувшин и графин. Стекло, роспись золотом. 40-ые годы XIX века.
Дятьковский хрусталь после войны

С окончанием войны вновь потребовалось множество предметов мирного быта: посуда, цветники, сувениры, нарядные сервизы для празднеств. Руки мастеров хрусталя, отвыкшие от сложной работы, обретали былую сноровку и точность движений. Велико было их стремление к творчеству. Талантливые мастера-шлифовщики А. Д. Халеев, П. Н. Копылов, гравировщик С. К. Карасев и другие старались оживить устаревшие рисунки, разнообразия их цветом, выполняя декор с особой тщательностью.

Забота о качестве даже самого незначительного предмета стала законом дятьковских мастеров. Простая прессованная посуда выглядела привлекательно благодаря чистоте тона розового, золотистого, сиреневого стекла. Мастера-гравировщики ухитрялись превращать простые чайные стаканы в подлинные произведения искусства: так красивы и нежны, артистически выполнены были украшавшие их узоры из веток, цветов, колосьев и ягод.

Шаг за шагом налаживал кoколлектив предприятия производство, прилагал огромные усилия, чтобы полнее удовлетворить большие потребности населения в посуде. Введение в эксплуатацию новых Горшковых и ванных печей позволяло с каждым Годом увеличивать выпуск продукции. В 1950 году объем производства уже достиг 85 процентов довоенного уровня. Но еще в 1948 году завод первым среди предприятий выпускающих сортовую посуду, отказ; государственной дотации и с тех пор стал работать рентабельно.
А мощность завода продолжала возрастать. Если в 1946 году было в выработано всего лишь 1 миллион 966 изделий, то через семь лет производство продукции увеличилось более чем в 26 раз! Это был большой трудовой подвиг дятьковцев.

За восемь послевоенных лет с. 1945 по 1953 год—хрустальный завод превратился, в мощное предприятие стекольной промышленности. Инженеры, техники и технологи, новаторы производства заботились о его дальнейшем техническом перевооружении и повышении, культуры производства. Многими добрыми переменами памятен „1954 год; когда приступили к сплошной конвейеризации, созданной впервые в мировой практике стеклоделия. Поточно-конвейерная установка, смонтированная к марту 1955 года, неузнаваемо изменила процесс шлифования и алмазного гранения. В результате производительность труда значительно повысилась, а потери от боя и брака сократились почти наполовину.

1958 году вступил в строй конвейер шлифовки изделий линейными рисунками. В течение 1959—60 гг. введены в действие еще семь конвейерно-поточных линий.

Маем 1960 года был пущен конвейер на участке декорирования изделий золотом, который облегчил труд живописцев и в полтора раза увеличил выработку.

Дятьковский хрусталь
Прибор для крюшона Хрусталь, алмазная грань. 1930-е годы
Механизация и автоматизация составного и керамического цехов

Механизация и автоматизация составного и керамического цехов позволили создать непрерывные механизированный технологические линии от склада сырьевого материала до склада готовой продукции. Это явилось подлинной технической революцией в стеклоделии, которое веками считалось традиционно ручным производством, и повлекло за собой перестройку организации труда. Начальник цеха обработки
Н. И. Зяблов предложил тогда использовать бригадно-поточный метод шлифовки изделий, когда каждому участнику бригады поручалось выполнение одной операции. В дальнейшем этот метод получил широкое распространение.

В послевоенные годы на Дятьковском хрустальном заводе родились и другие Новшества, ставшие достоянием и коллективов родственных предприятий: усовершенствованные шлифовальные и шайбочные станки, карбюраторные установки, механические передставители стаканов на механизированной линии и новый способ отжига изделий, декорированных препаратом жидкого золота. Авторы этих новшеств— А. Т. Белый, И. Г. Бабаев, Г; И. Ободников, А. Г. Белоконский, Л. М. Цепков.

Под стать техническому прогрессу развивались социалистическое соревнование и движение за коммунистическое
— Отношение к труду. В славной плеяде за Читателей добрых дел были бригадир выдувальщиков В. И. Лагутин, первый на заводе кавалер ордена Ленина И. И. Косурин, орденоносцы Т. Парамонова и 3. П. Немчинова,, отличники соцсоревнования: выдувальщики
В. И. Зайцев, А. Ф..Сысоев и Г. И. Степанов, алмазные мастера В. X. Горбачева и А. П. Степина, гранильщик П. И. Корев, живописец М. Ф. Паршиков, чеканщик А. Г. Беликов, токарь Г. П. Баранов, знатный мастер-алмаз- чик С. И. Игнатов, «начальник: цеха выработки В. Ф. Ткачевский.

В авангарде соревнования шли первые бригады коммунистического труда:
шлиифовщиков-алмазчиков Юрия Андриянова и Анатолия Ермакова, прессовщиков и выдувальщиков, возглавляемые Виктором Степиным и Анатолием Астаховым.

Достижения коллектива заслужили высокую оценку Родины: 23 июля 1966 года завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Ордена и медали получили 17 лучших рабочих, инженеров и техников. Заводу было вручено переходящее Красное знамя Жистеоства промстройматериалов и ЦК .профсоюза отрасли. С тех пор дятьковские хрустальщики неизменно завоевывают первенство во Всесоюзном и республиканском социалистическом соревновании родственных предприятий. Этому способствует воплощение в жизнь мероприятий, дозволивших значительно увеличить выпуск изделий, в ром числе из хрусталя. Так, например, на, участке ручной выработки успешно внедрен вакуумный метод выдувания изделий на ножке.

«Разработка и практическое осуществление непрерывного метода варки хрусталя в больших ванных печах вместо малогабаритных горшковых явились достижением мирового масштаба. В короткое время на непрерывную варку были переведены пять стекловаренных печей и созданы соединенные с ними три механизированные линии выработки, оснащенные автоматическим оборудованием. За это изобретение группе специалистов стекольной промышленности, в том числе главному инженеру завода Д. Т. Белому, была присуждена Государственная премия СССР.

В цехе обработки также произошли радетельные перемены: созданы комплексные бригады, работающие по принципу сдачи готовой продукции непосредственно на склад; освоен шлифоальный инструмент из синтетических алмазов. В результате вдвое поднялась производительность труда и повысилось качество продукции, а общий ее выпуск увеличился в полтора раза.

Народный художник РСФСР К. С. Шувалов

В годы девятой пятилетки, техническое перевооружение завода продолжалось. Большим Достижением явился ввод в строй в 1972 году филиала завода и полное освоение его проектной мощности. Особенность этого производства в том, что в его цехах все технологические процессы поставлены на конвейер.
В июне 1975 года коллектив дятьковских хрустальщиков первым в отрасли рапортовал о выполнении пятилетнего плана по всем технико-экономическим показателям. Производительность труда за пять лет-возросла на 65 процентов, а производство, и реализация продукции увеличились в 2 раза (при этом выработка хрусталя—в 9 раз).

Первые годы десятой пятилетки—пятилетки эффективности и ,качества — ознаменовались бурным развитием изобретательства. Крупным достижением заводских новаторов было создание принципиально новой—огневой—полировки хрустальных изделий, когда под действием высоких температур шероховатости граней, оплавляясь, полируются до зеркального блеска. Внедрение этой прогрессивной технологии на одной только, линии производства стаканов дало экономию свыше 150 тысяч рублей.

Рабочие мастера дятьковского хрустального завода

За активную рационализаторскую деятельность, главному инженеру завода А. Т. Белому, рабочим Ю. И. Ободникову и И. Г. Бабаеву присвоено почетное звание-«Заслуженный рационализатор РСФСР».
Новым трудовым Подъемом были отмечены дни работы XXV съезда КПСС. Воодушевленная его историческими решениями, бригада выдувальщиков кавалера ордена Трудового Красного Знамени Е. Е. Кондрашова обратилась ко всем хрустальщикам с призывом удержать трудовые рекорды, достигнутые в эти дни, и сделать их нормой. Бригада Н. А. Сидоренкова, тоже выдувальщика и кавалера ордена Трудового Красного Знамени, выступила с почином «Пятилетку—за четыре года!» Бригады А. П. Степиной и А. Р. Изотова Призвали хрустальщиков трудиться под девизом: «Пятилетке эффективности и качества—рабочую гарантию».

Трудовые коллективы основных цехов приняли участие во Всесоюзном социалистическом соревновании за выполнение плана трех лёт десятой пятилетки к первой годовщине новой Конституции СССР. Первой о завершении плана рапортовала в сентябре 1978 года смена, руководимая А. Т. Юдиной. По итогам работы за 1978 год завод вновь завоевал переходящее Красное знамя ЦС КПСС, Совета Министров СССР, Дспс и ЦК ВЛКСМ.

Коллектив Дятьковского хрустального завода долгие годы соревнуется на основе прямого договора с Гусевским хрустальным заводом Владимирской Власти. Эти два ведущих предприятия отрасли подают пример развития коммунистических принципов трудового соревновании» на базе взаимообмена опытам и тесного творческого и технического содружества. Все новое, передолев быстро становится достоянием обоих предприятий.

Хрусталь составляет до 80 процентов продукции завода, и качество его оценивается по верней категории. В течение года завой осваивает от 25 до 30 новых образцов изделий, которые выполняются по проектам художников-специалистов. Участие в работе квалифицированных художников обеспечивает своевременна обновление ассортимента и улучшение его художественных достоинств.

Художник А. А. Липская Декоративная ваза «Аквариум» Хрусталь, цветное стекло, алмазная грань, химическое матиро­вание, роспись золотом.
1957 г.
Дятьковские хрустальщики мастера

На ежегодно проводимых международныx выставках и ярмарках дятьков-хрусталь неизменно удостаивается высоких оценок. Он завоевывает высокие награды на всесоюзных и республиканских выставках декоративно- прикладного искусства.

Дятьковским хрустальщикам свойственно творческое отношение к организации не только труда, но и быта. Они любят свой город и не жалеют труда для его обновления. Их руками построен замечательный Дом культуры, городская поликлиника, музей хрусталя, крупные продовольственные магазины, стадион, парк и пионерский лагерь для детей рабочих, расположенный у берегов живописной реки.

Завод располагает благоустроенными жилыми домами, детскими удобными общежитиями, столовыми поликлиникой, загородной спортивно-туристической базой. Большое внимание уделяется отдыху тружеников. Ежегодно по льготным путевками в домах отдыха, санаториях, на курортах и в туристических путешествиях по стране и за рубежом отдыхают рабочие завода.

Хрустальщики активно участвуют в культурно-массовых и спортивных мероприятиях. В- каждом цехе работают кружки художественной самодеятельности, проводятся смотры-конкурсы самодеятельных артистов, состязания спортсменов, экскурсии, вечера отдыха. Часто устраиваются конкурсы мастеров- выдувалыциков и алмазчиков; результаты которых оценивают коллективом, а лучшие работы размещаются в музее хрусталя. Это высокая честь и добрая традиция дятьковских хрустальщиков.

Вплоть до совсем недавнего времени характер образа изделий, определяли мастера, знатоки всех тонкостей обработки материала. Художник на стекольном предприятии—это было явление эпизодическое, если не случайное. Во всей стекольной промышленности бывшей царской России работала лишь один специалист с высшим художественным образованием—А. Я. Якобсон, связанная с известными заводами Оболенских в Пензенской и Калужский губерниях, а в советские годы с Государственным институтом стекла в Москве и с Дятьковским хрустальным заводом» где были освоены и выпущены её ваза «Ветка» и прибор для вина с гравированным орнаментом.

В тридцатые годы началась коренная перестройка художественной работы в советском стеклоделии. К активному творчеству в этой области обратились народные художники СССР скульптор В. И. Мухина, ленинградские художники А. А. Успенский и Н. А. Тырса, которые сумели дать художественному стеклу новое, современное стилевое направление.

’С конца тридцатых годов с коллективом Дятьковского хрустального завода начали сотрудничать московские художники-специалисты А. А. ЛипекаЙ, Н. Н. Ростовцева, Н. А. Тарковская. Они работали в духе лучших классических традиций отечественного стеклоделия.

Выпущенные заводом по образцам А. А. Липской хрустальные вазы для цветов с глубокой гранью и чаша «Камешки», сверкающая россыпью цветного узора, большая декоративная ваза «Аквариум» явились Новым словом в художественном языке искусства стекла, Н. Н. Ростовцева находила лаконичные решения алмазной грани, сочетая ее с золочением, с металлической оправой. Н. А. Тарковскую особенно увлекала работа над прессованными изделиями, в которых она умела соединить красоту с пользой.

Усложненные рисунки грани уступили место лаконичным. Художники охотно использовали живопись: и в качестве традиционных «разделок»—отводками или легким орнаментом—и фигурных изображений с надписями, возродив традицию Шаринного русского расписного стекла. Ими были выполнены новые наборы сосуды для сервировки стола, разнообразные по форме, цвету и композиции.

Художники создавали свежие по замыслу многоцветные фигурные росписи, использовали легкое химическое Навление, порой сложную гутную технику и оригинальные решения рисунков Алмазной грани. Серия таких работ была Востоена бронзовой медали на Всемирный выставке «Экспо-58» в Брюсселе.

Напряженный поиск художников Комбината прикладного искусства и самого завода, таких, как Е. С. Шувалов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art