Архитекторы Евгений Пожарский и Виктор Викторов
Семь лет назад по путевкам ЦК ВЛКСМ они приехали на БАМ в творческую командировку с одной целью — сделать существующие временные поселки строителей более красивыми, благоустроенными. Красота жилья, столовой, Дома культуры — это немаловажное слагаемое хорошего настроения, а следовательно, и радостного труда.
В первую поездку они успели немало: в поселке Беркакит улучшили проект торгово-промышленного центра, подготовили к открытию поселковый клуб: светильники, люстры, чеканка на стенах сделаны руками скульптора. Но с особенной любовью Виктор работал над созданием своеобразного сказочного царства на площадке детского сада «Солнышко». Резные зверюшки, избушки, горки, на длинном шесте взметнулся флюгер с жестяным петушком. Да такому городку позавидуют ребятишки и столичного города!
Здесь, в Беркаките, на трассе произошла случайная встреча молодых архитекторов с художником Юрием Ракшой. А через несколько месяцев в Центральном выставочном зале Москвы они увидели свой групповой портрет. Картина называлась «Беркакит-77». Ныне она широко известна и воспринимается нами как собирательный образ молодого творческого поколения 70-х годов.
С Беркакита и началась их дружба со стройкой. Теперь каждый год они стремились приехать на БАМ, чтобы в короткий командировочный срок воплотить те замыслы и идеи, которые обдуманы в Москве. После Беркакита были Кичера, Северобайкальск, Таксимо. Особенно много труда они вложили в строительство поселка Кичера — недаром он был признан впоследствии самым красивым на трассе. Архитекторы сделали перепланировку здания школы, проект нового клуба. Они доказали, что из одних и тех же типовых щитов можно построить оригинальное здание, а не безликий барак.
А скульптор занимался своим делом. Первая из скульптур «Приятного аппетита» украсила здание столовой. И конечно, были работы для детского городка. БАМ — стройка молодежная, и надо подумать о молодых семьях, их детях. Для детей, тех, кто вскоре будет осваивать БАМ, трудиться на БАМе, и надо прежде всего создавать такую среду, которая несла бы радость, оптимизм.
Когда в Москве увидели произведения Виктора — бамовские «Лошадки», «Тройку», «Белочку»,— подготовленные для детского городка, то сделали скульптору срочный заказ для Битцевского лесопарка столицы, который входил тогда в зону олимпийского комплекса.
Всего за восемь лет сколько же успел сделать Виктор! Всех работ хватило бы с лихвой на серьезную персональную выставку: и архитектурно-декоративная скульптура, и памятники, и оформление интерьеров. Да, только на БАМе можно так расти творчески, обретать свое лицо, быстро воплощать замыслы, остро чувствовать необходимость и пользу своего труда.
Во всех скульптурах виден характер Виктора, его восхищение жизнью стройки, его щедрый дар, благодарность молодым строителям, их энтузиазму, о котором не принято говорить пышными словами, а который надо доказывать делом. «В моей жизни нет ничего лучше БАМа»,— говорит Виктор.
Может быть, в этой любви к стройке, к ее нешуточной жизни, где все отлично от атмосферы московской, сказываются наследственность, семейные традиции. Отец Виктора принимал участие в строительстве Донбасса в 30-х годах. Там Виктор родился, и детские впечатления вновь ожили на БАМе! Тот же трудовой ритм, та же устремленность в будущее, то же отсутствие меркантильности, то же стремление делать свою биографию с высоких образцов!
Сегодня Виктор снова на БАМе. Он занят возведением монумента строителям магистрали, который будет установлен на месте стыковки. Этот памятник — своеобразный итог восьмилетней работы и жизни скульптора.
Высокой оценкой труда архитектора и скульптора по благоустройству поселков на БАМе стало присуждение им премии Ленинского комсомола. И хочется верить — они многое еще сделают для этой стройки, ведь предстоит огромная работа по освоению территорий, прилегающих к БАМу. Здесь встанут новые заводы, поселки и города. И опыт Евгения Пожарского и Виктора Викторова ценен и для их будущей творческой жизни, и для других архитекторов, художников, которым предстоит создавать новые районы. Ведь БАМ на строительстве трассы не кончается, он только начинается!