Евсей Евсеевич Моисеенко

Е. Моисеенко. Сережа. Масло. 1973.
Е. Моисеенко. Сережа. Масло. 1973.

Евсей Евсеевич Моисеенко

«Красные пришли.», «Вестники», «Черешня», «Матери, сестры», «Победа»… Каждое произведение народного художника СССР, лауреата Ленинской премии ЕВСЕЯ ЕВСЕЕВИЧА МОИСЕЕНКО — это огромный и своеобразный художественный мир, исполненный высокого гражданского пафоса.

Мы живем в подлинно героическое время. Оно задает тон нашим чувствам, мыслям, творческим устремлениям. Моя судьба, как и судьбы миллионов моих сверстников, неразрывно связана со становлением и развитием родного Отечества — первой в мире страны социализма.
Детство пришлось на двадцатые годы. Несмотря на то, что родился я в глубинном белорусском селе, все мы — и взрослые и дети — жили волнующими событиями тех революционных, преобразующих лет. В нашей деревне только и гоприли о недавних жарких схватках с врагом, о героях, сражавшихся за Советскую власть.
Многое пережито. Я видел людей в самых критических, самых страшных ситуациях и обстоятельствах. И никогда советские люди не теряли мужества, присутствия духа, не склоняли головы перед врагом. Как не восхищаться ими!
Свой нравственный долг художника я мыслю прежде всего в том, чтобы поведать в своих картинах о немеркнущем подвиге великого нашего народа, оставить грядущим поколениям память о павших героях.

Евсей
Е. Моисеенко. Горнист. Масло. 1965.

Если произведение искусства создается по горячим следам событий, то невольно «привязываешь» себя к конкретным фактам, наблюдениям, эмоциям. Когда работаешь над темами давно ушедших дней, уже не стремишься к буквальному изображению каких-то реальных черт. В ткань живописного повествования прежде всего входят размышления над тем или иным событием, его оценка. Это самое трудное. Чтобы достичь желаемого результата, следует найти точный образ времени и способ его выражения.
Когда я писал картину «Вестники», мне было важно выразить образ рядовых солдат революции. Я старался добиться того, чтобы сознание зрителя как выстрелом пронзило, обожгло узнавание прошлого. Чтобы, взглянув на холст, можно было воспринять ощущение подлинности того времени»
Несколько слов о лирическом начале в живописи. Мне кажется, без него .невозможно истинное произведение искусства. Оно, это начало, словно камертон, дает верный настрой зрителю, помогает глубже воспринять главную идею живописного полотна.
Работая над «Черешней», я бился именно над этой лирической нотой. Мне было понятно, что хочу и должен сказать, но мучительно долго рождалось зрительное выражение лирического образа.
…Пауза между боями. На пригорке отдыхают красноармейцы. Как хорошо, привольно лежать им на этой весенней траве. Мы любуемся их молодостью, близостью родной природе. Передышка. Хорошее, щемящее слово. И эта краткая минута наполнена мечтой, покоем. Она оторвала бойцов от полных опасности будней военной жизни.
Шапка со спелыми ягодами черешни как бы и вовсе отодвигает возможность гибели кого-то из них. А ведь скоро снова в поход, снова в бой…

Евсей Евсеевич Моисеенко
Е. Моисеенко. Вестники. Масло. 1967.

Чтобы и сегодняшнему зрителю был понятен и близок внутренний мир того героического поколения, что, не щадя себя, боролось за наш светлый день.
Невероятные испытания выпали на долю советских людей в годы Великой Отечественной войны. В картине «Победа» запечатлен ее заключительный момент. Надеюсь, она поможет зрителю постичь глубину и горе утрат, ту истинную дену победы и свободы, которую заплатил советский человек…
Лучшие из моих учеников с первых самостоятельных шагов в искусстве обнаруживают свою кровную связь с делом отцов. Что нужно для воспитания, роста молодого творца? Прежде всего, чтобы он ощущал свою судьбу как частицу общей судьбы народа. Без этого нет художника, он просто не состоится.
Мои студенты не были участниками войны. Но душевная причастность к событиям теперь уже более чем тридцатилетней давности помогает им постичь нравственную силу советского воина-освободителя. «Увидеть» и выразить ее в своих вещах.

Е. Моисеенко. Черешня. Масло. 1969.
Е. Моисеенко. Черешня. Масло. 1969.

Это же чувство удовлетворения, радости и уважения вызывают у меня работы о гражданской войне В. Безусова, дипломная композиция «Лейтенант Шмидт» В. Жемерикина и его совсем недавний цикл интересных картин о БАМе.
Главное — запечатлеть в своих полотнах время, в котором живешь. Когда мы обращаемся к великим мастерам прошлого, прежде всего поражает отразившееся в их произведениях дыхание эпохи. Они сумели донести его до нас. И этому надо у них кропотливо и настойчиво учиться.
Вот почему я говорю молодым — не проходите мимо забот и тревог своих современников, своих сверстников. Стремитесь к людям. Будьте с ними и в праздники, и в будни, и в невзгоды. Не отклоняйтесь от ударов, не бойтесь рисковать. Преодоление неудач только закалит ваш характер.
Молодому человеку сегодня открыты, гарантированы нашей Конституцией все условия для полного развития его творческих сил. Пробуй, выдумывай, совершенствуй свой талант.
Тем не менее порой берет досада на некоторых студентов. Случается, они не до конца используют, не ценят возможности, предоставленные для накопления того мастерства и знаний, которые впоследствии могут дать прочную опору и уверенность в работе. Культура по наследству не передается, ею надо овладеть. А это требует громадных усилий и самой напряженной учебы.

Е. Моисеенко. Черешня. Фрагмент. Масло. 1969.
Е. Моисеенко. Черешня. Фрагмент. Масло. 1969.

И вам, юные творцы, нужно помнить о высокой нравственной ответственности художника, о том, как эту ответственность понимали наши учителя П. Кончаловский, А. Осмеркин, С. Герасимов, А. Дейнека. Жизненный путь многих прославленных деятелей советского искусства — это неустанное совершенствование, учеба, постижение великих истин, неуклонное движение вперед. Помните — не может быть раз и навсегда научившегося художника.
И чем раньше эту простую истину поймет молодой живописец, тем больше он успеет сделать. С самокритичности, недовольства собой начинается мастер. А когда он сознает тяжесть ответственности за свой талант, он продолжает развиваться и как человек, и как творческая личность.

Е. Моисеенко. Сережа. Масло. 1973.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art