Интерпретация карельского народного костюма

Интерпретация карельского народного костюма

Интерпретация карельского народного костюма

В средневековые времена одежда человека была знаковой. По одежде и особенностям ее ношения люди безошибочно определяли сословную и религиозную принадлежность человека, его семейное положение. Минули века, изменилась одежда, знаковость ее в повседневности почти полностью утратилась. Только по праздникам, присутствуя на представлении народных ансамблей, мы можем видеть старинные наряды на артистах. Принято, чтобы народные коллективы выступали в нарядах, с большей или меньшей точностью отражающих традиции своей местности второй половины XIX — первой трети XX вв., а в особых случаях — период «древней героической эпохи», связанной с зарождением народа. Если о костюме древней эпохи этнографу судить сложно (да и археологи обычно имеют дело с остатками погребальных нарядов, а не повседневных или праздничных одежд), то в одеждах участников фольклорных групп, одетых в крестьянские костюмы, то и дело можно найти кое-какие несуразности. Причем некоторые из них нельзя назвать иначе, как вопиющими.

Нелепо, когда старушка выступает в девичьем головном уборе с открытой макушкой, а несовершеннолетняя девушка в повойнике или кокошнике. Быть такого не должно! К числу несообразностей можно также отнести отсутствие поясов на мужчинах, наряженных в праздничные рубахи. Ведь пояс и крест считались двумя самыми сильными оберегами у народов Карелии. Снять пояс на людях — это, по народным понятиям, распоясаться, уподобиться колдуну, призывающему на шабаш нечистую силу.
Особого разговора заслуживают нательные кресты. Когда смотришь выступления большинства современных фольклорных коллективов, в которых выступает одна молодежь, не покидает ощущение, что поют народные песни и исполняют танцы карел, вепсов и русских не сами карелы, вепсы и русские, а опять же заезжие «басурманы», наряженные в наши традиционные костюмы. Как правило, на шее ни у одного из них нет креста. Надевать нательные крестики исключительно ради выступления на публике, конечно, было бы кощунством. Но кто мешает надеть на шею на длинных шнурках кулоны, а сами кулоны замаскировать под верхней пуговицей грудного разреза рубахи. Получается, что мы, сами того не замечая, отказываемся от одного из наиболее характерных признаков традиционной одежды народов Карелии. В советский период отсутствие обозначения места креста на шее было обусловленным, а в наши дни — для участника фольклорной группы Карелии стало противоестественным.
Очень важен цвет мужских штанов. Если они темного или синего цвета — это то, что надо! Синие или черные джинсы, заправленные в сапоги, на участнике фольклорной группы выглядят естественно, не то, что штаны серого цвета. Выйти в штанах серого цвета «в люди» в XIX — начале XX вв. для молодого парня или мужчины было бы тем же самым, что нынче заявиться на какой-нибудь праздник одетым в мужские кальсоны.
Все остальное, как, например, замена вышивок кумачовыми вставками, — это менее существенные, вполне допустимые детали. В идеале участникам фольклорных групп, если они стремятся использовать народный, а не «фолк»-костюм, неплохо бы было после прочтения этой книги провести собственное исследование и расспросить бабушек из своего родного села об особенностях народного мужского и женского костюмов, присущих именно этому селу и ближайшим окрестностям. Кое-где об этом еще помнят.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art