Искусство Азербайджана

Искусство Азербайджана
Абдуллаева Е. Село Гюнчюнт Щекинский район Сумка переметная (хурджин) 1974

Искусство Азербайджана. От древнего периода осталось немного предметов, но каждый из них отличается удивительным совершенством технического исполнения и высоким художественным мастерством. В кладах на территории древней Манны до сих пор находят массивные реалистически выполненные литые пустотелые статуэтки животных и птиц, предметы домашней утвари и ювелирные украшения.

Серебряное блюдо и золотой нагрудник — пектораль, металлические сосуды с округлыми днищами — все это свидетельства высокой художественной культуры древних мастеров Азербайджана.
С VII века, с арабского нашествия утверждается ислам как официальная религия. Арабский историк Табари писал, что в VIII веке золотые ворота храма огнепоклонников Азербайджана отосланы в Мекку и вделаны в стену Каабы.
К XIII веку рост городов, развитие торгового обмена в Азербайджане привели к подъему и художественных ремесел. Кузнечное и ювелирное дело расцветает в Нахичеване и Байлакане. Техника отлива из металла по восковой модели позволяла достичь высокого художественного мастерства исполнения. Находящийся сейчас в Лувре кувшин этого времени — выдающийся памятник азербайджанского искусства, работы мастера Османа, сына Сулеймана, имеет красивую скульптурную форму.
изображающую птицу с тонко вычеканенным силуэтом. Головка птицы стилизована в виде «буты».
Уже с IX века известна полихромная азербайжданская керамика. Особенно характерными являются глиняные чаши с резко суженным горлом, на невысоких ножках, с росписью ангобом кирпично-красного цвета и прозрачными глазурями или с цветными желтыми, зелеными, фиолетовыми поливами. К XIII веку на территории Азербайджана сформировались керамические центры — Гянджа, Байлакан, Мингечаур, Кабала, Барда. Выделывалось много керамических изделий: чаши, блюда, вазы, кувшины. Они обладали характерной росписью синими, желтыми и фиолетовыми глазурями. Поверхность керамики обогащалась штампами, налепами, гравировкой. Полихромной гаммой цвета отличалась керамика Байлакана, а в Гяндже, напротив, предпочитали роспись одной фиолетовой краской. Рисунки были преимущественно орнаментальными, но в них угадывались растительные мотивы. Особого внимания заслуживают глазурованные полихромные чаши IX—XII веков из Байлакана, в которых мы встречаем изображения человеческих фигур за различного рода трудовыми занятиями: сапожников, портных, вышивальщиков, медников, гончаров и других.

Искусство Азербайджана
Эюбов Д. Баку Гарнитур украшений (ожерелье и серьги) 1980

XIII век принес невиданные разрушения этому плодородному краю. Монголы стерли с лица земли много городов, в том числе Байлакан и Барду. Девять десятых земель остались на многие годы невозделанными. До XVII века Азербайджан ощущал последствия этого тяжелого периода — нелегкого для развития художественных промыслов. Но со временем начинает возвышаться центр художественных ремесел — Тебриз. В Тебризе осуществляется значительное строительство, появляются крупные постройки, из которых наибольшую славу приобретает так называемая Тебризская Голубая мечеть. У нее великолепное убранство, выполненное из камня, покрытого сочными геометрическими узорами, а также мозаики и изразцы, имеющие цветовую гамму белого, бирюзового и темно-синего цветов, которая и дала название памятнику. Среди растительных узоров попадаются вкрапления светло-зеленого, оранжевого, коричневого и красноватого тонов, что сообщает цветовой композиции красивое мерцание. Декор этого самого значительного архитектурного сооружения свидетельствует о торжестве орнаментального искусства и забвении реалистических традиций предшествующей эпохи.
XVI—XVIII века прошли в Азербайджане вплоть до присоединения к России под властью иранского государства Сефевидов. К XVIII веку на землях Азербайджана было пятнадцать самостоятельных ханств. Сложились местные школы художественных ремесел, которые оказали заметное влияние на последующее уже общенациональное развитие азербайджанского народного искусства.
Керамика. Из числа керамических промыслов Азербайджана древности можно выделить нахичеванскую, апшеронскую, а несколько позднее — тебризскую школу. В новое время керамический художественный промысел существенного значения для развития народного искусства Азербайджана не имел.
Средневековая азербайджанская керамика имела глазурованный бирюзовый фон, геометрические, растительные и зооморфные орнаменты, нанесенные коричневым, белым, зеленым и красноватым цветом. Апшеронская керамика имеет темно-красный черепок и охристую роспись. Кроме того, для апшеронской керамики характерны применение фаянсовой массы и кобальтовая роспись, дающая глубокий синий цвет.
После длительного периода упадка лишь с 1940-х годов начали несколько оживляться керамические производства, но уже в большей степени в русле развития профессионального декоративно-прикладного искусства. В этой связи большой интерес представляет творчество А. Ибрагимова. Выполненные им в 1970-е годы сосуды из красноватой глины, без поливы, имеют мощные, упругие линии форм, красиво выраженный чистый силуэт эластичных, прямо-таки музыкальных линий. Абрис формы не разрушают продуманного размера маленькие ручки. Формы лишены декора, они монументальны, несколько статичны и имеют глубокую внутреннюю связь с керамикой прошлого.
Однако, несмотря на отдельные и весьма успешные попытки художников возродить азербайджанскую керамику, имевшую древнюю художественную традицию, сегодня мы еще не можем говорить о существенном развитии керамического художественного ремесла в Азербайджане.

Также слабее по сравнению с ковроделием, изготовлением тканей и изделий из металла развивается в Азербайджане промысел художественной обработки дерева. Прежде, особенно в Шеки и Кубе, из дерева изготовляли кадки, корыта, лотки и скалки, столики для разделывания теста, солонки, мерки для муки. Но эти изделия не отличались особой декоративностью. Довольно интересно мастера работали только над выполнением деревянных решеток для интерьеров общественных и жилых зданий — шебеке. Эти решетки имеют строго геометрический сквозной орнамент и напоминают узбекские панджара.
Художественная обработка металла. Большие залежи красной меди в Шемахинском районе предгорий Кавказа дали долгую и славную жизнь художественному промыслу села Лагич. Изделия лагичских мастеров известны уже многие века. Из меди с полудой делали сосуды для различных нужд, подносы, бытовую утварь, банные принадлежности, светильники. Красивая поверхность изделий с тонкой гравировкой, рисунки для которой выполняли специалисты-мастера — наггаши, крупные монументальные вычеканенные формы, особо проявленное внимание к форме ручки и пластике носика сосуда — все это выгодно отличает изделия, сообщает им высокие художественные достоинства. Иногда посуду украшали эпиграфикой, арабскими посвятительными и благожелательными надписями. Национальные восточные формы сосудов придают всей этой медной посуде большое своеобразие. Посуду выделывали также в городе Шемахе, в Нахичеване, в Шуше, Шеки. Бронзовые и медные подставки под светильники, стройные медные кувшины для омовений, исключительно красивые своеобразные шлемовидные с высокими шишаками колпаки для накрывания горячей пищи — «серпуши», жаровые мангалы, нежные изысканные кувшинчики для розовой воды, флаконы для духов и благовоний, курительные наборы-кальяны — вот далеко не полный перечень всех этих красивых самобытных изделий из металлов, которые производились в больших количествах и заполняли восточные базары. Особой славой во всех восточных странах пользовался базар в Баку.
Кованый металл характерен для Шеки и Ордубада. Особенно интересными были колотушки для дверей, украшенные солнцами, звездами и точечным орнаментом.
Красота сопутствовала и воинскому снаряжению, выполненному из металла. До нас дошел превосходно исполненный шлем XVII века. Золотая наводка по стали, чернение, накладная скань, камни, гравировка сочного крупного рисунка — все это придает изделию пышность, убедительное сочетание монументальности и изысканности. В таком шлеме нет элементов устрашения, которые нередко присутствуют в воинском облачении.
Ювелирное искусство. Азербайджанские ювелиры-зергеры владели всеми видами тонкого и изысканного ювелирного искусства: филигранью, гравировкой, чернью, чеканкой, пожалуй, только зернь не была особенно распространена.
Центрами наиболее прославленных ювелирных мастерских были Нахичевань, Гянджа, Шемаха и Баку. В Баку изготовляли изделия с горячей перегородчатой эмалью и росписью. Делали пояса для женских и мужских костюмов, предметы украшения коня и вооружений, чапраз — застежки из серебра или меди для женского костюма, силсилэ — женские золотые и серебряные украшения к лицевой части тюбетейки, перстни, браслеты, серьги и др.

Искусство Азербайджана
Управление ковроткачества «Азерхалча» Министерство местной промышленности Азербайджанской ССР Баку Сумка переметная

В традициях декоративных азербайджанских подносов, которые в давние времена обычно состояли из трех соединенных между собой частей, выполнил прекрасную декоративную работу современный мастер из Баку М. Касумов. Сделанные им подносы, экспонировавшиеся в Музее азербайджанского ковра и прикладного искусства в Баку, привлекли внимание серьезностью заявки на дальнейшее развитие одного из направлений металлообработки в Азербайджане. В декоративных композициях М. Касумов использовал орнаменты из мотивов цветов и трав, а также птиц, традиционных для азербайджанского искусства, в частности хорошо представленных в оформлении интерьеров дворца шекинских ханов.
Сегодня интересно работает в Баку и другой мастер — Г. Ашумов, который в своем творчестве также развивает традиции азербайджанского ювелирного искусства. Созданные им серьги «пиала», «веер», «пиала-ванг» из серебра с позолотой и применением в отделке жемчуга отличаются высоким вкусом. Главной характерной особенностью традиций этого вида искусства является применение ажурной, на просвет, тонкой скани, которая образует объемную форму, легкую, прихотливого рисунка металлических линий узора. Особенно красивы серьги «балдахинчик», формы перевернутой «пиалы». Края балдахинчика, обращенные вниз, обильно украшены жемчугом. Жемчужинки на лапчатых подвесках находятся в постоянном легком, колеблющемся движении. Строгое ограничение себя в выборе материала, цветовой палитры отличает азербайджанских ювелиров, придает их изделиям особую красоту.
Плодотворны попытки, предпринимаемые сегодня по возрождению горячей эмали. В этой технике создаются главным образом дорогостоящие подарочные изделия. Крупные медальоны заполняются тонкой вязью восточного узора, пространства плоскости между металлическими перегородками — стекловидной эмалью, которая покрывается цветной росписью.
Богатейшие художественные традиции азербайджанского ювелирного искусства еще далеко не исчерпаны. В древние времена ювелирные изделия отличались высочайшим искусством, их хранили, передавали по наследству, высоко ценили. Подобно тому как за ткань, выполненную среднеазиатскими мастерами, отдавали всю поземельную подать Бухары, так и за ювелирное изделие азербайджанского мастера предлагали город. Поэт Фи- зули оставил такие строки:
«Ты продай, я говорю!
Тебе за перстень город подарк»
Сказал я: «Ни продать, ни подарить Нельзя, как солнце грязью не покрыть»,
Кольцо в тюрбане я скрывал своем Или носил в кармане потайном.
Подчас красота отдельных произведений ювелирного искусства способствовала созданию вокруг них легенд. Они становились символами, их слава переходила границы.

Искусство Азербайджана
Садыхова Т. Село Джагри, Нахичеванская АССР Агагусейнова М. Шеки Мамедова Д. Село Неграм, Нахичеванская АССР Тюбетейки (арахчин) (6) 1974—1976

Художественное ремесло исстари было в большой чести в Азербайджане. Интересны миниатюры рукописи X века «История» Табари и особенно «Шахнаме» Фирдоуси XI века в которой повествуется об обучении царем Джемшидом своих подданных ремеслу кузнеца, оружейника, ткача, портного, плотника. В миниатюрах XIII века Абдаллаха ибн эл-Фадла рассказывается о вышивальщиках, сапожниках, портных, шапошниках. Интересно разглядывать эти миниатюры средневековых азербайджанских рукописей. Художником Мир-Сейид Али исполнены миниатюры в рукописи Низами «Хамсе», которые передают жизнь города в Азербайджане XVI века. Сцены улиц и интерьеры жилищ, общение людей и предметы обстановки, бытовая утварь, мебель, ковры, высокие металлические сосуды, блюда с росписью, костюмы, рисунки тканей и вышивок, красивая цветная облицовка зданий — все это передано со скрупулезной точностью и во многих бытовых подробностях.
Традиционное жилище азербайджанца представляет собой до сего времени красочное зрелище: пол застлан коврами, разложены вышитые и ковровые мутаки — подушки в форме валиков, стены украшены коврами и вышивками, на выступающих полках и в нишах стен расставлена блестящая металлическая и красочная поливная керамическая посуда, на расписных сундуках сложены ковры, ковровые сумки, пестрые одеяла. Имелся камин и «йук» — место для складывания постельных принадлежностей.
Ковроделие. Азербайджанское ковроделие отличается выдающимися художественными достижениями, составляет гордость этой республики и национальное достояние нашей страны. Ковровые изделия Азербайджана известны со 2-го тысячелетия до н. э. В своем исследовании «Киропедия» греческий историк Ксенофонт писал, что «иранцы заимствовали у мидян одежду, украшения и ковры». Мидяне — древнее население, и подобное замечание имеет принципиальное значение, так как в настоящее время в трудах западноевропейских исследователей многие азербайджанские ковры приписываются иранцам.
Многие поэтические строки посвятили достоинствам азербайджанского ковра поэты Низами Гянджеви, Ха- гани Ширвани, Мухаммед Физули.
Ткали ковры в Азербайджане исстари повсеместно. Ткали в различных техниках безворсового и ворсового ткачества. Образ ковра вошел в устный народный фольклор, в поговорки. Говорили, советуя быть со своим народом в его радостях и печалях: «Завернись в палас вместе со своим народом».
В зависимости от особенностей техники изготовления безворсовые ковры называли «шедде», «зили», «верни», «сумаха». Ведущим был художественный промысел изготовления ворсовых ковров. На 1912 год в 222 селениях
одного только Гянджинского уезда ткали 33 069 народных мастеров, т. е. 59% всех имеющихся здесь кустарей. С появлением ножниц для стрижки ковров ворсовые ковры стали называть «гайчи», что в переводе означает — ножницы, или «мингрази», что, в общем, то же самое. Плотность азербайджанского ковра феноменальна: по данным замечательного ученого Азербайджана, который 30 лет посвятил его изучению, Латифа Керимова, на один квадратный метр ковра приходится до 2 миллионов узлов!

Искусство Азербайджана
Магеррамов Г«Лагич, Нахичеванская АССР Мирзоев Г. Лагич, Нахичеванская АССР Сосуды для воды (гюм) 1976

Ворсовые ковры большого размера — «хали» или меньшего — «халча» представляли собой различного назначения бытовые предметы наряду с собственно напольными и настенными коврами. Это покрышки для седел, переметные сумы — хурджины, которые свисали с обеих сторон животного, перекинутые через его спину, ковровые сундуки для вещей — мафраши, мешки для зерна — чувалы, коврики — намазлыки и многие другие, которые отличались в основном геометрическими орнаментами на горячем насыщенного цвета красном фоне. Изысканнейшие цветовые отношения азербайджанских ковров были возможны благодаря применению растительных красителей: корки граната, кожуры лука, скорлупы зеленого грецкого ореха, индиго, корня марены.
Ковры были предметами вывоза во многие восточные и западные страны. На картинах итальянских и немецких мастеров, в частности, на полотнах Карло Кривелли и Ханса Гольбейна можно видеть изображения азербайджанского ковра.
К XVII веку сформировались основные центры азербайджанского ковроделия, которые давали на рынок и изготовляли по заказам массу ковров. Это Куба-Ширванский — северо-восточный район, западный Гянджа-Казахский, южные Карабахский и Тебризо-Ардебильский.
Несомненна весьма определенная стилистическая связь между азербайджанской книжной миниатюрой, расцвет которой связан с Тебризом, и коврами тебризской школы, облик которых существенно отличается от
ковров других центров. Рисунки для тебризских ковров нередко делали профессиональные художники и представители знати, но при этом исключительно велика была роль мастера-исполнителя, по существу, соавтора.
Старинный тебризский ковер нередко был сюжетным, изобразительным при всей его орнаментальности и декоративности. Изображались сцены со множеством действующих лиц, с включением в канву орнаментального растительного пышного узора, образов птиц и животных, построек и человека.
Так, например, известный ковер из Тебриза XVI века совершенен в передаче цветущего сада, различных животных, птиц, вазонов, розанов, а также котебе — безупречно воспроизводящих арабские надписи изречений и стихов. С XV века, с установления власти династии Тимуридов, особенно увлеклись изображением сцен охот. Композиции охот — «овчулуг» в коврах подобны изысканной книжной миниатюре. В них блистательно воспроизведены в технике ковроделия образы охотников, птиц и зверей, оплетенных, как златочеканным узором, мотивами весеннего цветущего сада. В узорах тебризских ковров, несмотря на все запреты ислама, нередко воспроизводятся образы человека, зверя, фазана — священной солнечной птицы.
Всемирно известен так называемый «Шейх-Сефи» — ковер из Ардебильской мечети, до десяти с половиной метров длиной, выполненный в 1530 году неизвестным гением по заказу Максуда Кашани.
В центре ковра тонкие переплетения узора образуют медальон, который как бы набран из драгоценных камней. На темно-синем фоне ковра медальон искрится, подобно солнцу. В данном ковре такой прием способствует созданию впечатления солнечной искристости синего фона. Медальон — крупная центральная розетка, окружен каплевидными удлиненными фигурами, как лучами. От розетки-солнца по вертикали ковра устремлены от центра изображения двух старинных светильников — зороастрийский мотив, прошедший в искусстве ковроделия через века. Фигуры в одну четвертую центрального медальона обрамляют углы ковра. Все поле ковра окружено белой полоской, которая разделяет ковер и его кайму — широкую полосу более темного цвета. В картуше на ковре написан стих Хафиза, который, к сожалению, не переведен ни в одном из известных мне изданий. Ковер имеет дату и надпись, которая свидетельствует о его владельце,
Ковры тебризской школы — уникальная высокохудожественная страница азербайджанского искусства. По богатству узоров, изысканности цветовой гаммы и особой одухотворенности они не имеют себе равных.

Искусство Азербайджана
Гаджиева Г. Шемаха Пириев Г. Шемаха Национальная обувь (чарыги). 1975

Тебризская школа ковроделия имела ковры и иного характера, в основном уже в XIX веке, которые отличались геометрическим характером орнаментики и некоторой сухостью рисунка.
Ковры куба-ширванские, гянджа-казахские и карабахские по отношению к тебризской школе совершенно иные. В них больше народного чувства и традиционных элементов, нежели в тебризских коврах дворцового характера.
Куба-ширванские ковры отличаются низким ворсом большой плотности. Центральное поле состоит из орнамента «бурма», который представляет собой сочетание геометризнрованного изображения сабли с рукояткой и изогнутых рогов тура. К этим основным фигурам могут быть добавлены стилизованные образы лебедей, звездочек, цветов, узоры растительных побегов. Имеются и многочисленные варианты этого типа ковра, как, например, такой, в котором композиция представляет собой крупный центральный медальон более темного тона по отношению к фону и четыре медальона по углам ковра или композиции, состоящие из двух рядов крупных медальонов в центре. При всех этих вариантах кайма обычно бывает широкой, многополосной и нередко превышает по ширине центральное поле. Ширванские ковры характерны крупными восьмиугольными фигурами в центральном поле. Орнамент всех компонентов ковра более сухо геометризированный по отношению к кубинским. Исключение составляет ковер «хила», отличающийся тонкими гибкими линиями как бы златочеканного узора, равномерно заполняющего все поле ковра. Узор мелкий, мерцающий, искрится вязью арабесковых композиций.
Гянджа-казахские ковры довольно разнообразны. Орнаменты этих ковров геометрические, строгих, четких линий. Много открытого поля, медальоны располагаются на фоне свободно, не стесненно. В ковре «гянджа» этой группы орнаменты несколько криволинейны и более насыщенно заполняют поле.
Некоторый урон уже в наше время азербайджанскому ковроделию нанесла ориентация в 1950-е годы на стан- ковизм в прикладном искусстве. Это привело к распространению в коврах портрета, различных изобразительных реальных элементов, панорамных композиций, изображений архитектуры и прочего, не свойственного этому виду искусства. Правда, эти увлечения прошли довольно быстро и не затронули основ азербайджанского ковроделия.
Более того, подобная тенденция заставила вспомнить и прекрасные образцы тебризского ковроделия и способствовала появлению на новой ступени декоративного изобразительно-орнаментального ковра. В этом отношении представляется принципиально важным появление такого произведения, как «Кёр-оглы» мастерицы 3. Шакуровой из Шемахинского района. Красивая композиция состоит из изображения всадника в воинском облачении и женской фигуры в национальном костюме на густом красном фоне. Группа окружена цветами, птицами, побегами. Кайма представляет собой гирлянду цветов.
Таким образом, для сегодняшнего состояния коврового художественного промысла Азербайджана одинаково традиционны два направления совершенно разной художественно-образной стилистики: декоративно-орнаментального и декоративно-сюжетного ковра. Их сближает цветовая гамма, в которой много общего, преобладание фона над изобразительной частью.
Ткачество. Набойка. Исстари широко распространенное шелководство в Азербайджане способствовало расцвету шелкоткачества и вышивки шелком по шелку. Шелковыми изделиями славились Нуха, Карабах и Ордубад.
Высокохудожественные «кызылбашские» ткани шли на изготовление парадных одеяний высшей знати и духовенства. Ширванский двор блистал золотой парчой и ювелирными изделиями, красивыми коврами и драгоценным оружием. Центрами золотошвейного промысла были Шемаха, Баку, Шуша. Вышивка цветными шелками отличается мелким растительным орнаментом, тщательным, почти ювелирным исполнением швов. Особенно интересна в этом отношении вышивка «гязьма» по цветным фонам шелковой ткани. Поле вышитого изделия сплошь зашито узорами красного, зеленого, синего шелка, а широкая кайма темного цвета имеет лишь далеко отстоящие друг от друга изображения вазонов и трехлепесткового бутона или изображение пальметты. Драгоценным шитьем расшивались занавески, покрывала, чехлы для подушек, предметы одежды, чехольчики для расчесок, очков, флакончиков. Золотое шитье и вышивка шелком обогащались применением блесток, бисера, узорным простегиванием.

Искусство Азербайджана
Абдуллаева Е. Село Гюнчюнт Щекинский район Сумка переметная (хурджин) 1974

И теперь в Баку делают красивые золотошвейные изделия для украшения интерьера и одежды.
Значительный интерес представляла собой в прошлом широко распространенная нухинская вышивка, которой занимались мужчины Нухи.
Повествуя о народах Кавказа, греческий историк Геродот в V веке до н. э. рассказывал: «Одежду красят они посредством намазывания растительными соками, краски которых долго не линяют». О растительных красителях для текстиля у азербайджанцев писал в XIII веке Марко Поло.
В произведениях народных мастеров Востока и. в частности, в Азербайджане большое значение имела символика цвета. Особенное значение она приобретала в таких консервативных обычаях, как похороны и свадьба. Костюм невесты был непохож на обыденный и даже праздничный костюм женщин прежде всего своими цветовыми отношениями. Голову невесты убирали покрывалом красного цвета. При этом волосы и руки окрашивались красной хной. На платке невесты была традиционная вышивка глубокого символического смысла — птицы вокруг солнца. Красная ткань платья невесты имела рисунок, представляющий собой крупные розетки вихревого характера, окруженные как бы горошинами — перлами. Запомним это, аналогичные мотивы мы встретим в искусстве Средней Азии. Атрибутика костюма невесты напоминает нам одеяние богини — девы Анахиты, которая входила в пантеон богов зороастризма Перед невестой прежде несли зажженный факел — тоже древний символ поклонения огню. Мы говорим об этом столь подробно потому, что цвет имеет в народном искусстве не только декоративный смысл, но и глубоко содержательный, семантический, связанный с нравственными категориями народного мировоззрения. Красный цвет олицетворял собой огонь, а следовательно, жизнь.
Уникальным художественным явлением можно назвать азербайджанскую набойку, окрашенную растительными красителями по шелковой ткани. Прежде всего это красивые женские головные платки — «келагаи» (в другой транскрипции — «кялагеи»). Эти платки и сегодня украшаются узорами при помощи деревянных штампиков, закрепляющих узор горячим воском. Ткань подвергается крашению до десяти раз. Рисунок отличается сложностью, гармонией и высоким вкусом. По красоте узоров такие набойки напоминают золотое шитье. По темному фону — коричневому, черному или темно-фиолетовому наносился узор с преобладанием красной или золотой краски. Чудо-узоры келагаи делают эти произведения народного искусства маленькими шедеврами. Такие ткани лучше всего делали в Шемахинском районе. Выдающимся мастером узорной келагаи в наше время является Азим Аскеров. От его произведений, покрытых золотой паутинкой узоров, поистине веет пряным ароматом, запахом цветов. Его произведения с золотой вязью каллиграфически выполненных тончайших рисунков великолепны.
Келагаи являются составной частью национального костюма.
Костюм. Азербайджанский женский национальный костюм имеет несколько региональных вариантов. Общим является красочность, ярко выраженная женственность, красивая вышивка, ювелирные украшения. Самые ранние изображения национального костюма мы находим в книге секретаря посольства Шлезвиг-Гольдштинского герцогства, посетившего Русь и Кавказ в середине XVII века Адама Олеария. Более ранние изображения можно встретить только в миниатюрах и на фресках. К сожалению, даже в музейных собраниях отсутствует народный костюм, датированный до XIX века.
В XIX веке традиционно носилась рубаха, широкая в сборку юбка, штаны и верхняя одежда типа камзола, с вышитой грудью и копоткими рукавами, которые выше локтя оканчиваются воланом. На косах — шапочка в виде блюдца, с покрывалом. Камзол и юбка сочетаются в цвете. Поверх камзоля женщины носили металлический, богатейшего рисунка ювелирный пояс на кожаном основании. Девушки ПОЯСОВ не носили. Кофта была из легкой ткани, неярких расцветок, с длинными рукавами, которые ниспадали из-под волана рукавов камзола.
Художественное наследие народных промыслов Азербайджана имеет непреходящее значение. Придавая огромное значение сохранению уникального художествен- го наследия республики. Советское правительсто развернуло работу охранного порядка. Уже в июне 1920 года вышел приказ Ревкома АзССР «Об учете и охране памятников искусства» В том же году был образован I осу- дарственный музей Азербайджанской ССР на базе археологических коллекций Азербайджанского парламента. В 1927 году было принято постановление Совнаркома об организации Азербайджанского государственного художественного техникума, который в 1938 голу получил статус Азербайджанского художественного училища. В середине 1921 года был прннятдекрет Ревкома «О мерах содействия кустарной промышленности. Подготовка кадров. восстановление и изучение памятников искусства, выставки, конкурсы, оформление городов и поселков к революционным празлникам. создание произведений для музеев — все это вызвало значительный подъем народного искусства В наше время не только не утратил своего значения, но и приобрел актуальность опыт деятельности Азербайджанского комитета кустарной и ремесленной промышленности, так как, проявляя заботу о развитии народных художественных промыслов, комитет поставил вопрос о специфике их «кономнческого и творческого развития в отличие от большой государственной промышленности.
Традиции высокохудожественного мастерства народных промыслов оказывают большое положительное воздействие на формирование творческого лица крупных художественных предприятий Азербайджана. В наше время— это Бакинская ювелирная фабрика, Кашлинский фаянсовый завод, Нухинский шелковый комбинат, ковровый комбинат «Азерхалча».

Искусство Азербайджана

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art