Искусство Грузии

Искусство Грузии
Такниашвили Ш. Гори Сосуд «Марани» 1975

Древние традиции и современное Искусство Грузии. На сравнительно небольшой территории Грузии соседствуют субтропики и вечно заснеженные горы Кавказа. Южная Грузия -горно-степная, срединная — Триалети, Месхети. Аджария — обильно увлажненные земли с хвойной растительностью, восточная — лесостепная, западная — равнинная, западные предгорья покрыты лесами. Разнообразные природные условия оказали заметное влияние на развитие народных художественных промыслов. Исторически сложились регионы, которых великое множество, и поэтому народные промыслы имеют существенные региональные различия.

Издревле в горных районах жили скотоводы, в долинах жители занимались землепашеством. Грузины— древний народ, исстари живущий на этой территории. Основные очаги развития художественных промыслов — это Сванети, Рача, Имерети, Пшави, Хевсурети, Тушети, Кахети, Месхети, Абхазия. Мегрелия и Аджария. Центральпая Грузия нередко в научной литературе именуется Картли.
Объединение грузинских земель было осуществлено в 1122 году при Давиде Строителе. После изгнания арабов на территории Грузии образовалось мощное феодальное государство. Особого развития государство и культура достигли во времена средневековья при царице Тамар, в XII—XIII веках. В этот период Грузия оказывала политическое влияние на Византию, Иран, Месопотамию. Значительное развитие получили города, осуществляется сооружение крупных построек, появляется светское искусство, содержание которого отличается гуманизмом и реалистическими тенденциями.
В этот период складывается грузинская школа резьбы по камню, связанная прежде всего с памятниками
Картли и Месхети, Искусство Грузии. Грузинские резные алтарные каменные преграды в храмах имеют мировое значение. Бога- тейшая резьба пышного декора, высокое мастерство и тонкость исполнения растительного орнамента, объемная резьба рельефов грузинских храмов не имеют себе равных.

Искусство Грузии
Очиаури А. Дер. Шуа-пхо, Душетский район Шкатулка для рукоделия (тагруци) 1977

Резьба по дереву. Искусство Грузии. Резьба по дереву грузинских жилищ и утвари имеет несколько иные народные истоки, и гличные от храмовой и дворцовой резьбы, однако и в той и другой была несомненная общность. Уже с XI века богатый грузинский частный дом представлял собой двух- а иногда и трехъярусное сооружение. Нижний этаж был из камня, верхние — деревянные, обнесенные балконом с двух или трех сторон, с видом на улицу. Балконы имели ажурные стрельчатые арки, украшенные резьбой, а позднее и цветными стеклами. Колонны, перила, арки и архитрав были покрыты резьбой. Основным типом грузинского дома, богато оформленным народными мастерами, был так называемый «дарбази», сохранившийся до наших дней, главным образом в Картли и Месхети. Основное помещение дома представляет собой деревянное перекрытие с центральным верхним световым окном, служащим для выхода дыма из очага.
Ряды потолочных балок выложены с напуском, постепенно закрывая потолок. Столбы перекрытий и две главные балки с лицевой стороны покрывались богатой резьбой по дереву. В отличие от этого типа дома в западной Грузии существовал и другой — «ода-сахли»: его первый, деревянный этаж был высоко поднят над землей. Столбы, поддерживающие балкон и балюстраду, перила и колонки балкона, архитрав и арки были покрыты искусной резьбой. Такой дом имел камин — «бухари», который был изумительно отделан каменной резьбой. В доме обстановка была скромная: ниши деревянных стен с посудой, деревянные лавки со спинками, как бы диванчики, колыбель, низкий столик, утварь из металла, глины, дерева, рога, тыквы, а также паласы, хурджины и другие ковровые изделия.
Богатой резьбой покрывались опорные столбы жилища — «дедабози». Древнего характера резьба, связанная с символами — хранителями домашнего очага, — дошла до нас с очень давних времен. На столбах имеются символы земли, воды и солнца — огня. Резьбой украшалась и домашняя утварь, мебель, шкатулки и деревянные подносы, резаки для приготовления табака, опоры веретен, сундуки и ступки. Обычно резьбой почти сплошь покрывалась поверхность изделия. Особым искусством резьбы по дереву славились лазы.
В лазском орнаменте, который исследовал известный специалист Г. Читая, нередко присутствовали древние мотивы, в частности древо жизни. Можно провести параллель между деревянной резьбой древа жизни с тем, которое изображено с ветками, колокольчиком (гром) и копьем (молния) на хевсурских священных знаменах — «дроша». Мотив этот древнейший и просуществовал века в вышивке, в резьбе по дереву и камню.
Сложностью резьбы и ее особой красотой поражают деревянные сундуки Сванети. В резьбе имеются космогонические символы. Исключительно красивы резные шкатулки Пшав-Хевсурети. Сванские и хевсурские орнаменты на деревянных изделиях состоят главным образом из тройных врезанных треугольников.
Сванская скамья-диван представляла собой сложное сооружение с резной двухъярусной спинкой и боковыми подлокотниками. Передняя нижняя глухая доска была обильно украшена резьбой. Спинка кресла старшего в семье «сакурцхил» из Мтиулет-Гудамакари покрывалась интереснейшей резьбой с древнейшими символами хранителей рода и домашнего очага. У лазов главная комната жилища сплошь покрывалась драгоценнейшей резьбой. Главным мотивом этой резьбы также было древо жизни.
Искусство Грузии. Грузинская резьба по дереву — изумительный вид народных художественных промыслов. Она разнообразна по мотивам геометрического, зооморфного и растительного характера, насыщена древней символикой и отличаются высоким мастерством. Иногда эта резьба бывает сложной, многоплановой, в нескольких плоскостях. В этой резьбе и глубокие народные традиции, и связь с искусством резьбы по камню.
Так же, как и в Армении, на землях Грузии, в искусстве ее мастеров тесно переплетались христианские и языческие мотивы, создавая сложный художественно-образный строй произведений. В обычаях народа в Хевсурети во время свадьбы было помещать в хлеб резной деревянный крест с тремя яблоками на концах. Крест, процветший трилистником, имеющий на конце плод, был распространенным мотивом и в резьбе.

Искусство Грузии
Мгебришвили 3. Село Бодбисхеви, Сигнахский район Сосуды для вина копилка (кулоба) 1978

Керамика. Керамикой в Грузии пользовались повсеместно, но производили ее лишь в некоторых центрах.
Село Ниноцминда в Кахети славилось изготовлением «квеври» — сосудов для вина. Ниноцминда был единственным центром изготовления поливной керамики. Здесь по беленому черепку, но светло-желтому фону выводились темно-синей глазурью украшения — геометрические орнаменты. Знаменитым центром керамического производства была Картли. Здесь в Тбилиси и Гори делали глазурованную посуду, в Мцхета и Цхавати—ангобированную, неполивную. Цхавати — известнейшии восточно-грузинский центр гончарства. Глиняные сосуды в этом оайоне расписывали знаменитым красным ангобом «пернаки».
В Цхавати все поголовно занимались гончарным промыслом. Для продажи тбилисцам тут выделывали специальные кувшины большого размера из пористой глины для очищения городской воды от примесей, таких сосудах вода хорошо очищалась и долго была холодной. В Цхавати, Ванати, Кемсрети посуду изготовляли большей частью женщины. Традиционным для этих мест был национальный, прежде ритуальный сосуд — «марани» со множеством маленьких сосудиков в единой декоративной композиции. Марани могут быть украшены лепными скульптурными фигурками животных. Сосуды для мацони имели две ручки для переноски. Уникальна керамика села Шроша Зестафонского района в Имерети с глазурью черного цвета, секреты которой тщательно охранялись. В настоящее время здесь расцвел гончарный промысел. Изготовляют традиционную гончарную посуду красивых простых пластичных форм. Терракотовые поверхности сосудов слегка тронуты ангобной росписью.
Многим сосудам присущи античная красота форм, строгость простого силуэта, бархатистая поверхность ангобированной керамики с легкой линией узора, плавно, волнообразно обегающего сосуд по плечикам. И сегодня делают посуду краснолощеной поверхности с волнообразной линией коричневого ангоба. В Сванети и Хевсурети в быту не было гончарной посуды, там в основном пользовались деревянной и металлической утварью.
Обработка металлов и ювелирное дело. По преданиям грузин, мир был создан при помощи молота, которым выкован металлический купол неба со звездами. Мастерство ювелира и кузнеца в Грузии пользовалось особым почетом. Мастерство златокузнеца воспевается в шуточной народной песенке!
Кузнец, кузнец, ты ювелир, златокузнец ты мой Из золота, что я принес, златокузнец ты мой,
Подковы выкуй мне для птиц.
Профессиональное златочеканное и ювелирное дело в Грузин уже в древние времена достигло небывалых высот. От эпохи бронзы на территории Грузии дошли до нас произведения из клада в Триалети, которые поража ют мастерством златочеканки. Накладная филигрань и крупные кабошоны камней образуют волютообразный, спиральный завиток монументального рисунка на поверхности чаши. На другом кубке из серебра удивляют мастерские изображения оленей, людей со звериными головами, жертвенника, древа жизни. Золотая бляха из этого же клада представляет собой замечательный пример парфянского искусства — в центре розетка солнце, окруженная перлами. По кругу вокруг солнца ходят превосходно вычеканенные солнечные птицы. Диск-небо окружен по краю античными пальметтами. Диск — мироздание, в нем солнце, небо с птицами и пальметты—деревья земли. Этот интереснейший памятник говорит о широких связях Грузии с другими странами Востока.
Во второй половине XIII века, в правление царицы Тамар, возвышается художественная школа металлообработки в Тао-Кларджети. Высочайшего искусства достигли пластика из металла и перегородчатые эмали. Серебряные и золотые изделия отличались высоким рельефом. изображениями на библейские темы, необыкновенной чнеютой и ясностью композиций, не перегруженных декором. Центральной художественной школой злато- ваяния была в XII XIII веках Опизская школа. Главными фигурами этой художественной школы были великие мастера Бека и Бешкен из Опизы.

Искусство Грузии
Магомедов H. Тбилиси Кувшин 1978

Выдающийся художник Бека Опизари творил при дворе царицы Тамар во времена гениального Шота Руставели. Разумеется, высочайшие достижения художественной обработки металлов в этот период принадлежат профессиональному искусству. Но этот уровень мастерства оказывал значительное влияние и на творчество народных мастеров, в искусстве которых чувствуются достижения эпохи. Одним из таких мастеров был и Ивандиакон. в работах которого — народная трактовка креста, расцветшего трилистником, как древо жизни, напоминающее народную резьбу по дереву и камню. Много делалось в средневековой Грузин изделий из простых и драгоценных металлов с чеканкой, накладной сканью и камнями-кабошонами. В них много архаических черт и своеобразия стилистики местных школ, например Тибетской, которые дополняли искусство центральных художественных школ—Тбилисской, Опизской и Тао-Кларджетской.
Перегородчатые эмали принадлежат самостоятельной грузинской школе, имеющей значительные отличия и по стилистике, и по технологии изготовления от ведущей в это время византийской. Гелатские эмали XII века обладают чистотой красок, несколько красноватым телесным цветом, зависящим от местного сырья, на что обратил внимание замечательный грузинский исследователь Амиранашвили.
Высочайший уровень мастерства многих школ профессионального ювелирного искусства средневековой Грузии не мог не отразиться на творчестве городских народных мастеров. Известны прекрасные работы ахалцихских ювелиров великих знатоков филиграни и вышивки бисером, которая получила развитие в несколько более позднее время. Женские пояса, которые они выполняли, пользовались огромным спросом и вывозились за пределы Грузии. Мастера любили специфическую именно для Грузии технику витой филиграни—«грехи- лури». Мастера изготовляли газыри, пояса для мужского костюма, оружие, снаряжение для коня, канци-притоны из рога. Оружие, которое сохранилось до сегодняшних дней, позволяет судить о большом мастерстве народных оружейников и ювелиров. Сохранились и металлические сосуды для вина — «кула» с характерным вытянутым горлом над круглым туловом.
В горной Сванети ювелирами работали и женщины. Изготовляли для сванских женщин нагрудники для костюма — «чапрасты» («крючки со скобкой»). Нагрудники делались из серебра с чернью. Множество изготовлялось пуговиц, поясных блях, диадем, колец, ожерелий, серег. Ювелирные техники отличаются большим разнообразием и виртуозностью — зернь, скань, насечка, инкрустация, гравировка, чернение, чеканка, литье. Особенно высокими художественными достоинствами обладали сканные изделия мастеров Рачи, чернь мастеров Пшави, Тушети, Хевсурети и Сванети.
В настоящее время разгадана тайна изготовления грузинских перегородчатых эмалей без горячего припоя. Много времени уделил этому и получил блестящий ре- зулмат химик И С. Таруашвили Недавно скончался мастер, который сохранял в своем творчестве и передал своим ученикам мастерство растительной орнаментики, традиции которой восходят к искусству грузинской чеканки XVIII века. Он покрывал чаши, кувшины и другие сосуды превосходным крупным пластичным почти реалистическим узором, обладающим большой декоративностью. Знатоком растительного орнамента был блистательный мастер серебряного дела Хяндамашвнли. Мистер Джикия в своих произведениях свято соблюдал традиции древних национальных орнаментов Разрабатывать наследие грузинского златочеканного дела, златоваяния и ювелирного искусства необходимо, ибо это — кладезь мастерства. Современная грузинская чеканка в работах лучших ее представителей утверждает высокий уровень этого вида национального искусства.

Искусство Грузии
Мархваидзе С. Село Квемо-Алвани, Ахметский район Тетраули Ж. Село Чие, Душетский район Чулки и женская вязаная обувь (чита садиацо) 1972—1975

Вышивка и костюм. Еще в XIX веке вышивки грузин были предметом экспорта. В художественных промыслах Картли и Кахетн вышивали цветными шелками и золотой пятью гладевыми швами и швами вприкреп, иногда с включением цветного бисера Орнаменты были растительного характера — цветы, листья, побеги. Вышивки XIX века имеют довольно реалистический характер. Вышивали чапрасты, женские шапочки. В Гурии и Аджарии вышивали растительные мотивы золотой и серебряной нитью, а также цветными шелками. Отличительной особенностью вышивок был рисунок «боб», напоминающий среднеазиатский «бодом» или азербайджанскую «буту».
У хевсур вышивали детали костюма, как женского, так и мужского. Вышивка была мелкая, геометрического характера. Крест, круг, ромб были основными мотивами вышивок, узоры напоминали те, какими украшали обрядовый хлеб. Нередко в вышивку вкомпоновывали белые покупные пуговицы.
Искусство золотого и серебряного шитья Грузии не производит впечатления помпезности и излишней пышности. При всей драгоценности употребляемых материалов оно отличается строгостью вкуса и даже излишней сдержанностью. Так, традиционный головной платок женского костюма, выполненный золотым шитьем по шелку, весь как бы состоит из мелких мерцающих звездочек, что создает впечатление легкости всего узора, его воздушности. Грузинское золотое и серебряное шитье развивалось главным образом при монастырях. Этот вид художественного шитья сохранялся долгое время почти до наших дней.
Искусство Грузии. Осваивая традиции художественного мастерства грузинских вышивальщиц, в 1946 году мастерицы Е. Гогув и М. Цхомелидзе выполнили панно из атласа, вышитое серебряной, золотой нитью и цветными шелками. Кайма с медальонами в цветочных побегах окружает центральное поле, которое представляет собой овал, затканный золотыми и серебряными цветами с крупными листьями. Время 1950-х годов благоприятствовало созданию произведений, заказываемых народным мастерам в дорогих техниках вышивки.
Грузинский национальный костюм имеет множество вариантов, связанных с региональными особенностями. Традиции грузинского народного костюма очень давние. Покрой и орнаментация мужских хевсурских рубашек «перанги» ведут свою историю со времен средневекового рыцарства.
Хевсуры из тканей домашнего производства шили костюм, который и в мужском и в женском варианте украшался превосходной тончайшей вышивкой шерстью и шелком преимущественно оттенков красного цвета по темному сукну. Композиция декоративного оформления костюма выглядела таким образом: боковины и низ окаймлены строгими зубчатыми орнаментами, более крупные формы этого орнамента заканчивают узор рукава, грудь вышита мелким, буквально ювелирным швом, образующим четкое чередование ромбовидных фигур с заполнением пространства между ними многоцветным плотным швом. Этот вид и мужской и женской верхней одежды — «чоха» имеет укороченный рукав с разрезами, боковые полы со складками и разрезами от талии.
Иногда разрезы обшиваются и теперь пестрой декоративной тесьмой. Женщины под чохой носили длинные платья, Высокогорные хевсурки носят одежду с более строгой по цвету, почти монохромной вышивкой, а жители предгорий предпочитают вышивку пестрее, многоцветную, с включением зеленого цвета и нередко цветного бисера.
В Картли и Кахети носят короткие рубахи, длинные штаны, вышитые по низу шелком, верхней одеждой служит кафтан-архалук. Иногда на платье с красивым декоративным поясом надевается безрукавка, опушенная мехом, она имеет ложные длинные рукава, нередко связанные за спиной. Поверх головной повязки надевались газовый платок и покрывало для улицы. Красные рубахи носят пшавы, из-под которых у женщин видны длинные цветастые ситцевые штаны. Поверх рубахи надевали папанаги — суконную одежду.

Искусство Грузии
Цицишвили Д. Тбилиси Скатерть 1974

Художественная выразительность женского национального костюма достигалась в основном благодаря применению вышивки, а в костюме состоятельных слоев населения—золотого и серебряного шитья, которое то скромно, то богато и торжественно присутствует в костюме. Платье украшали металлическим нагрудником — чапрастами. Женщины-сванки носят красивые искусно выполненные вязаные шерстяные чулки — «татеби», в них встречается большое разнообразие узоров геометрического характера — ромбы и полоски, зигзаги и звездочки, иногда смелой асимметричной композиции. Искусство Грузии.
Ковроделие и изготовление войлоков. Уже в XI веке в письменных источниках повествуется о высоком мастерстве грузинских ткачих, которые выделывали замечательные занавеси — «парда», паласы — «пардаги» и ворсовые ковры — «орхова». В настоящее время отмечается полное исчезновение художественного промысла изготовления безворсовых паласов, которые прежде отличались высокими художественными достоинствами, особенно в Кахети и Картлн. Исчезли и интереснейшие ковровые паласы-одеяла, подшитые бараньим мехом, — «гуданури», имевшие древние традиции и производившиеся главным образом в Хевсурети. Но до сего времени ткут превосходные хурджины, мафраши с полосатыми и зубчатыми узорами, ковровые подушки-валики — «мутаки», мешочки для сохранения соли
Уникален художественный промысел изготовления узорных с изобразительными мотивами войлоков в Тушети и Кахети. Эти войлоки имеют темный фон и узор преимущественно красноватого и синего цвета, границы которого нечетки, несколько размыты. Искусство Грузии В наше время возрожден художественный промысел изготовления алванских кпшм небольшого размера — настенных ковриков, сделанных из натурального цвета шерсти, подобранной с большой градацией серых, рыжеватых, коричневых, черных, белых оттенков.
Набирает силу возрожденный художественный про мысел ручной набойки, в частности, знаменитых синих скатертей по хлопчатобумажной ткани «лурджи супра». Искусство Грузии.
К сожалению, полностью утрачен художественный промысел ручного изготовления тканей, о которых еще в V веке до н. э. писал Геродот, что колхидские ткани на мировом рынке успешно конкурируют с египетскими. Марко Поло считал Тбилиси крупнейшим центром по изготовлению парчовых и шелковых тканей. Шелкоткачество особенно было развито в западной Грузии. Именно тут выделывали ту знаменитую белую тафту, костюмы из которой у знатных женщин мы видим на живописных полотнах старых мастеров.
Искусство Грузии художественных промыслов, имея ярко выраженный народный характер, на протяжении веков всегда развивалось в тесном взаимодействии с профессиональным прикладным искусством больших городов, впитывая высокое мастерство ею художественных школ. В наше время промысел металлической чеканки, ювелирное искусство, вышивка, производство войлоков и изготовление изделий из металлов и дерева успешно развиваются на путях решения современных задач декоративного прикладного искусства.

Древние традиции и современное Искусство Грузии

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art