Картина Петера Пауля Рубенса

Петер Пауль Рубенс Апофеоз герцогини Изабеллы 1577—1640. Дерево, масло. 0,68 X 0,70
Петер Пауль Рубенс Апофеоз герцогини Изабеллы 1577—1640. Дерево, масло. 0,68 X 0,70

Картина Петера Пауля Рубенса Апофеоз герцогини Изабеллы

В этом небольшом по размерам эскизе Рубенса отразился весь пафос барокко— его стремление к грандиозному и всеобъемлющему, его претензии на глобальную значительность всех, даже самых скромных событий своего времени, его пышное красноречие и любовь к сложным аллегориям. Аллегоричность барочных сюжетов, недоступных без специального комментария, зачастую ставила в тупик и самих зрителей того времени: во всяком случае, заказчики Рубенса не раз жаловались на непонятность его картин.

И хотя художник утверждал, что сюжеты их вполне ясны, ему приходилось неоднократно повторять свои объяснения, чтобы избежать неверной их расшифровки. Однако в другой картине аналогичная женщина обозначала уже не Европу, а Фландрию или «Общественное горе», как, например, в московском эскизе. Сюжет его следует расшифровывать следующим образом: женщина в монашеской одежде, восседающая на облаках, изображает недавно скончавшуюся герцогиню Изабеллу, правительницу Фландрии; налево от нее женщина с детьми олицетворяет материнскую любовь Изабеллы к своим подданным; ниже представлен испанский король Филипп IV в черном одеянии с золотой цепью, он прощается со своим братом— инфантом Фердинандом, направляющимся во Фландрию в качестве нового правителя этой страны. Оба исторических деятеля окружены свитой из античных божеств, а слева в углу — две женские фигуры, олицетворяющие Фландрию и «Общественное горе», молят покойную правительницу о покровительстве и защите.

Картина Петера Пауля Рубенса
Петер Пауль Рубенс Апофеоз герцогини Изабеллы 1577—1640

«Апофеоз герцогини Изабеллы» является одним из эскизов декоративных триумфальных сооружений, которыми должны были украсить улицы Антверпена в дни празднеств, посвященных торжественному въезду в столицу Фландрии нового наместника испанского короля. Рубенс руководил всем праздничным оформлением города, при этом целая группа художников переводила в картоны размером от 18 до 21 метра его небольшие цветные эскизы.
Большинство этих эскизов хранится в Москве и Ленинграде, они выполнены с разной степенью завершенности. Так, на московском эскизе, изображающем триумфальную арку, относительно закончена только левая часть архитектурного сооружения, правая едва намечена, очевидно, в расчете на то, что мастера-исполнители сами доделают ее в соответствии с левой частью композиции. И, может быть, именно эта незавершенность эскиза заставляет пас с такой остротой воспринимать его связь с грандиозным декоративным ансамблем, чувствовать в нем большое дыхание барочного синтеза искусств, его достойную удивления способность слить в единое образное целое архитектуру, скульптуру и живопись, превратить архитектуру в некое взволнованное и волнующее действо, властно втягивающее зрителей в сферу своей художественной активности. Современного человека вряд ли может по-настоящему волновать сюжетная сторона этого изображения, но трудно не поддаться гипнотической силе воздействия наброска гениального живописца, способного несколькими ударами кисти вызвать в воображении зрителя образ празднично украшенного города, нарядной многоголосой толпы. Картина поступила в музей в 1930 году из Государственного Эрмитажа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art