Картина Поклонение волхвов

Неизвестный Антверпенский мастер Картина Поклонение волхвов. Первая половина XVI века. Триптих Дерево, масло. Боковые створки 1,07 X 0,31, центральная часть 1,05 X 0,725
Неизвестный Антверпенский мастер Картина Поклонение волхвов. Первая половина XVI века. Триптих Дерево, масло. Боковые створки 1,07 X 0,31, центральная часть 1,05 X 0,725

Неизвестный Антверпенский мастер Картина Поклонение волхвов

Написанный неизвестным мастером антверпенский триптих интересен тем, что дает представление о среднем уровне массовой живописной продукции тех лет.

Неизвестный Антверпенский мастер Поклонение волхвов. Фрагмент. Балтасар
Неизвестный Антверпенский мастер Поклонение волхвов. Фрагмент. Балтасар

Картина «Поклонение волхвов» написана на сюжет, получивший в европейской живописи особенно широкое распространение в XV—XVI веках, когда в него стали вкладывать почти светское содержание. Особенно большое влияние на иконографию оказали широко распространившиеся в те годы ежегодные празднества, во время которых организовывались театрализованные шествия волхвов. В них принимали участие наиболее богатые представители городских верхов, выступая, как правило, в главных ролях и соревнуясь друг с другом в богатстве и представительности. Черты такой чисто светской театральности можно обнаружить и в антверпенском триптихе: в фантастической маскарадности костюмов волхвов, в современных художнику формах драгоценных сосудов, изображающих дары. Очевидно, художник, писавший триптих, старательно воспроизводил какой-то оригинал: неуверенность копииста особенно чувствуется в трактовке лиц волхвов (Валтасара — в левой створке, Мельхиора и Гаспара — в центральной и Иосифа — в правой). Вместе с тем этот мастер обладал несомненным даром декоратора, что проявилось в стремлении к ярким локальным цветам. Особенно это бросается в глаза в трактовке ярко-красного головного убора темнокожего Валтасара, красной шляпы и желтой повязки Мельхиора, голубого оплечья Гаспара.

Неизвестный Антверпенский мастер Поклонение волхвов. Фрагмент. Мария.
Неизвестный Антверпенский мастер Поклонение волхвов. Фрагмент. Мария.

К сожалению, триптих не сохранил своей первоначальной ради, которая должна была придавать ему еще большую нарядность. Новое обрамление, в котором он экспонируется, условно передает силуэт старой рамы. Доски поступили в ГМИИ в 1924 году из московского Рогожско-Симоновского монастыря. В 1967 году триптих был расчищен в реставрационной мастерской Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art