Культура и искусство Ростова Великого
Даже при рассмотрении далеко не полного ряда исторических личностей и событий, связанных с Ростовом, становится понятным, сколь велика была роль этого города в становлении русской государственности. Но не менее важно его значение и в развитии русской культуры.
В конце XI или начале XII века в Ростове возникает первый на Северо-Востоке Руси монастырь, основанный Авраамием. Вскоре появляется и другой монастырь — «Григорьевский затвор», где «книги многи быша» и при котором открывается первая в этих краях школа.
Уровень образованности и просвещенности среди ростовских князей, бояр, духовенства и, возможно, простого люда был очень высок. По дошедшим до нас сведениям, в библиотеке ростовского (с 1207 по 1216 гг.), а потом великого князя владимирского (с 1216 по 1219 гг.) Константина Всеволодовича было около 1000 книг на греческом и русском языках. Богослужение в Успенском соборе Ростова в домонгольские времена велось на двух языках: греческом и русском. В иконостасе собора в XII веке была поставлена привезенная из Киева Андреем Боголюбеким, тоже некоторое время бывшем ростовским князем, икона Богоматери, написанная Алимпием Печерским, первым известным нам иконописцем. Есть предположение, что знаменитый список «Слова о полку Игореве» который граф А. И. Мусин-Пушкин нашел в Спасо-Преображенском монастыре Ярославля, первоначально хранился в Ростове. В Ярославль же он мог попасть вместе с архиерейской библиотекой при переводе туда кафедры в конце XVIII века.
В Ростове велось великокняжеское летописание, имевшее общерусское, общегосударственное значение. Среди ростовских памятников письменности XIII -XIV веков особенно известна летопись княгини Марии, жены князя Василько Константиновича. Мария, после гибели мужа в битве на реке Сити в 1238 году, основала в Ростове Спасо-Преображенский монастырь. Ее летопись составлена в виде драматических некрологов русским князьям, павшим в борьбе с татаро-монголами.
Широко известно понятие «Ростово- Суздальская школа иконописи». Иконописание в древнерусских северных землях началось раньше всего в Ростове, где была основана самая первая епархия и возникли первые монастыри. Ростовские иконы в собраниях крупнейших музеев нашей страны являются одними из самых древних и самых высокохудожественных. Иконописные каноны, пластические и стилистические приемы, выработанные в Ростове, повлияли на формирование московской, общерусской, школы иконописи в конце XIV — начале XV века.
В XIV веке в Ростовском «Григорьевском затворе» трудились в монашеских подвигах Стефан Пермский — составитель азбуки для зырян, выдающийся просветитель, Сергий Радонежский — великий деятель национального возрождения, Епифаний Премудрый — ученик Сергия, автор жизнеописания Стефана и Сергия Радонежского, основатель русской житийной литературы.
Одно из ведущих мест в истории русского искусства принадлежит ростовской архитектуре. Самые первые храмы в Северо-Восточной Руси были построены в Ростове. Это церковь Кирика и Улиты и Успенский собор. К сожалению, ни одного ростовского храма домонгольской постройки не сохранилось. Некоторое представление о местном зодчестве XII — начала XIII веков могут дать нижняя часть кладки Леонтьевского придела Успенского собора и открытые экспедицией Государственно-го Эрмитажа во время раскопок 1987 года остатки домовой церкви ростовских князей — храма Бориса и Глеба.
Из сохранившихся в Ростове памятников архитектуры самые древние относятся к XVI веку. Это уже упоминавшийся Богоявленский собор (1553 г.) Авраамиева монастыря, церковь Вознесения или Исидора Блаженного (1566 г.), построенная Андреем Малым, Успенский собор (некоторые исследователи относят его к концу XV века), подклеты и нижние этажи некоторых зданий кремля. К XVI веку относятся также собор Бориса и Глеба (1522—1524 гг.), церковь Благовещения (1524—1526 гг.) ростовского Борисоглебского монастыря, возведенные Григорием Борисовым. Этот ростовский зодчий работал и в других русских городах. Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле- Залесском сооружен по его проекту.
К XVII веку относятся всемирно известный ансамбль Ростовского кремля, многие храмы и здания ростовских монастырей, приходские храмы в городе и окрестных селах. «Нарышкинское барокко», стиль, получивший в архитектуре конца XVII века почти повсеместное распространение, представлен в Ростове всего несколькими зданиями. Ростовская архитектура в этот период ориентировалась на свои местные традиции. Эталоном для ростовцев был Успенский собор, который, в свою очередь, был создан в традициях, восходящих к домонгольским временам.
В 197-8 году автором этих строк был открыт Конюшенный двор Ростовского кремля, ранее считавшийся разобранным в XIX веке. Это пока единственная известная сохранившаяся от средневековья постройка такого типа. Конюшенный двор представляет собой каре, состоящее из четырех сомкнутых корпусов с внутренним двором и двумя проездными воротами. В нескольких местах уцелели фрагменты первоначальной окраски здания: по красному фону раскраска «под кирпич». Почти такие же фрагменты раскраски обнаружены на церкви Иоанна Богослова Ростовского кремля, на церкви Сретения Борисоглебского монастыря, на западном портале Успенского собора.
Близ Ростова сохранилась единственная на Ярославщине деревянная церковь, поставленная в 1687 или 1689 гг. Авраамиевым монастырем на реке Ишне и посвященная происшедшему на этом месте явлению Авраамию Ростовскому апостола Иоанна Богослова. Памятник дает представление о высочайшем мастерстве и художественном чутье русских плотников эпохи средневековья.
Так, стены церкви Спаса на Сенях расписывал «ростовский поп Тимофей», как сказано об этом в сохранившейся надписи на одной из фресок домовой церкви ростовских митрополитов.
Ростовские фрески первой половины XVIII века по-прежнему, как и в XVII веке, исполнялись в древнерусских традициях. Например, в росписях церкви Вознесения (Исидора Блаженного), Богоявленского собора Авраамиева монастыря, церкви Троицы на Бору в Борисоглебе, Никитской церкви села Поречья, относящихся к началу XVIII века, нет светскости, приверженности западноевропейской манере, столь характерных для творчества художников петровской эпохи и последующего времени.
Примерно с середины XVIII века ростовская иконопись, архитектура, монументальная живопись начинают утрачивать местное своеобразие, все более подчиняясь господствовавшим стилям барокко, рококо, а затем и классицизму.
Во второй половине XVIII — первой половине XIX века в Ростове продолжалось каменноестроительство. Эпоха классицизма оставила в городе свои памятники. Граф Н. II. Шереметьев, известный театрал, женатый на бывшей своей крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой (которая тоже происходит из-под Ростова: на лугу около села Уславцева, под Борисоглебом, граф и повстречал свою будущую супругу), был щедрым жертвователем. В 1794 году на его средства в Спасо-Яковлевском монастыре был заложен Дмитриевский собор. В проектировании здания приняли участие московские зодчие Елизвой Назаров, крепостные архитекторы Душкин и Алексий Миронов. В 1836 году на пожертвования графини Орловой-Чесменской над местом погребения основателя монастыря Иакова Ростовского была сооружена Яковлевская церковь. Этот храм, будучи поставленным рядом с Дмитриевским, вторит ему обработкой своего северного фасада, формой купола, увенчанного таким же, как и у собора, бельведером. Таким образом, здесь возникает единый ансамбль, который дополняется стоящей поблизости колокольней, тоже памятником классицизма.
К первой половине XVIII века относится и колокольня, построенная местным крестьянином Козловым в богатом селе Поречье Рыбное, расположенном за озером Неро, напротив Яковлевского монастыря.
Заслуживает внимания здание 1-й мужской гимназии, сооруженное в 1911 году в Ростове Великом на средства, завещанные городу ростовским купцом 1-й гильдии А. Л. Кекиным. Здание построено архитектором А. Н. Трубниковым, победившим в конкурсе, на который было представлено более 20 проектов. За строительством наблюдал специальный общественный комитет, в который входили дворяне, купцы, интеллигенция.
Среди многих достопримечательностей Ростова Великого можно выделить две: это ростовские звоны и ростовская финифть.
Звоны появились в Ростове много веков назад. Какими они были в древности неизвестно; лишь о звонах XVII века можно составить определенное мнение, поскольку до сих пор на ростовской соборной звоннице XVII века висят колокола, отлитые в то время. Ростовские звоны были заметным явлением русской музыкальной культуры. В XIX веке священник Аристарх Израилев записал их на ноты. Звоны в Ростов приезжал слушать Гектор Берлиоз; восхищался ими Федор Шаляпин. После почти 60-летнего молчания, в 1987 году, когда отмечалось 1125-летие Ростова Великого, ростовская соборная звонница вновь ожила. С помощью последнего ростоdского звонаря А. М. Урановского преподаватели местного музыкально-педагогического училища восстановили звоны и теперь, как и несколько столетий назад, колокола вновь сопровождают церковные службы.