Народные промыслы Армении

Народные промыслы Армении
Мкртчян С. Ереван Шкатулка-сундучок 1978

Народные промыслы Армении. Армения—горная страна. На вершинах гор — вечные снега, а между высокими хребтами лежит горное плато — степи, сухие земли и лишь немного лесов в предгорьях. Здесь с незапамятных времен жил древний народ земледельцев и скотоводов. Герой армянского эпоса Давид Сасунский был пастухом. В особом почитании были вода, древо жизни, аист и журавль как провозвестники весны, вол — символ непрестанного земледельческого труда.

Армяне веками создавали свою культуру, в которую вошло и наследие племен хурритов, хеттов, митаннийцев. «Национальные предания, — пишет известный армянский ученый X. Самвелян, — по сей день являются теми ощутимыми отголосками и следами древней культуры, древнего быта, которые возвращают нас к древнейшим племенам и народам Армянского нагорья, ориентируют нас в туманной истории этой страны». В полной мере в этой связи можно говорить не только об изустных преданиях, но и прикладном искусстве, сохранившем многие бесценные старинные народные традиции. Языческие культы, которые на протяжении веков пронизывали армянскую народную культуру: культ гор, камней, растений, животных, воды и огня оказали определяющее влияние на формирование основополагающих понятий, воплотившихся в художественно-образном строе армянского народного искусства.
Несмотря на то что официальная армяно-григорианская церковь выступала за аскетизм, против всяких украшений, в архитектуре и прикладном искусстве уже с X века прослеживается довольно мощное влияние народной культуры с ее реалистическим мышлением, благодаря которому стали пышно расцветать страницы древних
рукописей миниатюрами, я стены зданий росписями.
Сложна и наполнена трагическими событиями история Армении. До VIII века владели Арменией Византия и Персия, а с середины VIТI века эти земли захватывают арабы, которые принесли новую государственную религию—ислам
XIII век — завоевание Армении монголами. По словам современника, армянского писателя Киракоса, монголы причинили стране бедствия, которые «превосходят все, что история может рассказать». До нас сохранились строки поэта о тягостной доле народа в это время:
Нет больше ни гор, ни полей,
Hr потоптанных злыми татарами Лишь дышим мы едва едва.
А ум и чувства в нас мертвы.

Народные промыслы Армении
Народный мастер Ереван Поднос

Другая рукопись повествует уже более прозаическим языком: «Бьют и грабят во всех уголках… Был приказ синие заплатки носить христианам, чтобы отличиться от мусульман». Во всей полноте трагедия состоялась потому, что культура Армении не захотела и не смогла ни ассимилироваться ни приспособиться к новым условиям. Культурная традиция не была прервана: она выстояла ценой невероятных лишений. Армянская культура была настолько пронизана идеями гуманизма, настолько народна в сути своей, что ни в каких своих проявлениях не пошла на компромисс. Армянский народ, на протяжении веков лишенный государственности, не был покорен в своей духовной деятельности, храни и «не жалел усилий для спасения национальных ценностей». Рукописи, попавшие в руки монголов, выкупали, собрав по селам последние крохи. И это в тех условиях, о которых пишет современник, что сбор податей монголами в армянских селах превращался в кровопролитные военные сражения. В 1498 году эмир аль-Умара собрал с Армении последнее, все, что еще осталось, в счет податей за три года вперед.
Нельзя без особого чувства душевного трепета ощущать то благоговейно почтительное отношение к родной земле, которым пронизаны все сочинения армянских авторов. Именно в этой связи понятна та терпимость, которую проявляла церковь к языческим представлениям народа, его обычаям и поверьям. В Армении было особое почитание языческого древа жизни:
Расцветало древо жизни — ненаглядное,
Принесло плод лучезарный ненаглядный…
Расцвело древо жизни — это богородица,
Принесла плод лучезарный — это сын ее…

Народные промыслы Армении
Лемецян Т. Ереван Портсигар и мундштуки 1978

Справлялся свадебный обряд в церкви, но при этом молодые посыпались зерном. Все это сосуществовало рядом на протяжении веков — официальная религия и языческие культы.
Культурная традиция Армении в период средневековья развивалась благодаря беспримерной самоотверженности армянских деятелей культуры. Ученые Армении, например Гладзорского университета, годами скрывались в пещерах гор. Бедствовали крупнейшие, мировой известности ученые Есаи Нчеци, Иоанн Воротнеци, Григор Татеваци. Спасаясь от преследований, Воротнеци с шестьюдесятью учениками-студентами два года скитался по стране:
Нет пера, бумага плохая.
Без обеда хлеб черствый жую.
Поверит ли кто, что в Гладзоре
Без надежды, в лохмотьях сижу…
Трудно поверить, что армянские ученые, художники, мастера народного искусства веками творили в условиях войны и редкого мира. Шли века. Арменией владели турки и персы. По официальным данным, опубликованным в Россия, геноцид, проводимый турками по отношению к армянам, в самом конце XIX, казалось бы, просвещенного века, унес 50 ООО жизней, 100 ООО армян были изувечены, 300 000 остались без крова и без средств. Надо ли говорить о том, что в течение долгих лет из Армении эмигрировали сотни тысяч человек, создавая по всему свету армянские колонии, где свято чтились обычаи предков и культура Армении.
Такова историческая картина, на фоне которой становится понятным и гибель многих памятников искусства, и вывоз их за рубеж, и любовное охранение древних мотивов в искусстве, и почтительное отношение армян к ремесленнику, к народному мастеру. Нужно отметить также тесную связь многих сторон народного искусства с профессиональным, ибо и то н другое питала одна и та же атмосфера почитания народной культуры.
Керамика. С рельефными украшениями керамика Армении дошла до нашего времени в традиционных формах от государства Урарту и эллинизма Эти сосуды для воды, теста, сыра и масла даже в малом размере отличаются особой архитектоникой и монументальностью, простыми силуэтами, пластичными формами и большой практической целесообразностью. Всей своей образностью связаны они с окружающей природой. Золотисто-красноватый тон глины в сосудах созвучен оранжево коричневому колориту выжженных солнцем пространств Армении, плавные линии пластики сосудов как бы отражают пологие линии ее предгорий.

Народные промыслы Армении
Джагарян С. Село Горис Сосуды и солонки 1970- 1975

На гончарном круге работали мужчины, изготовляя посуду для продажи, женщины занимались лепной керамикой, которую обжигали в огне очага. Тщательно выделывались сосуды, предназначенные для хранения соли, которая высоко ценилась. Нередко ОНИ имели своеобразный облик с многочисленными отверстиями для проветривания. Выполненные в керамике солонки были красивы своеобразной формой, украшенной скульптурными головками.
В настоящее время в армянском народном искусстве плодотворно развивается гончарная красно! льняная керамика. с неглазурованной поверхностью, украшенной скромными процарапанными узорами. Красивы бархатистая шероховатая темно-красная поверхность обожженной глины, веками выверенные формы изделий.
В армянском средневековье имела место и поливная керамика с многоцветной поливой и грапировкой поверхности, но она не характерна для современного состояния народных художественных промыслов.
Художественная обработка дерева. Так же. как и керамика, органично связан с природой художественный промысел обработки дерева на Армянском нагорье. Из дуба, ореха, ели, липы, абрикоса и грушевого дерева изготовляли кресла, люльки, лари, посуду для приготовления теста, ступки, подносы и блюда, солонки и ложки Иногда предметы обстановки жилища и посуда украшались простой трехгранновыемчатой резьбой, но чаще эти предметы были красивы только своей пластикой, практичной простой формой, выразительностью гладких поверхностен дерева, красивого своей текстурой. И
в керамике, и в изделиях из дерева армянских мастеров нужно отметить высокую культуру обработки материала.
В XVIII и XIX веках в Эчмиадзине, Ереване, Токате, Карине, Эрзуруме и Ване в больших количествах изготовляли медную луженую посуду: блюда, кувшины, бадьи, сковороды. Растительные узоры в медальонах, листообразные рисунки, образы птиц, рыб и животных украшали эту посуду. Многие из рисунков гравировки и орнаментики восходят к очень давним прообразам.
Ювелирное дело. Со второго тысячелетия до н. э. известно и ювелирное искусство. Мастера владели техниками филиграни, черни и гравировки. Васпураканские мастера создавали превосходные изделия в технике накладной зерни. Наиболее традиционными и широко распространенными являются ювелирные украшения, выполненные в сквозной ажурной скани. В крупных узорах хорошо прочитываются орнаментальные композиции, чувствуется известная связь с книжными миниатюрами армянских рукописей. В этих ювелирных изделиях скань объемна, в изделиях много воздуха, они хорошо смотрятся на просвет, играют светотенью, они зрительно легки, грациозны. В сквозной скани выполняли и некоторые туалетные праздничного вида изделия—коробочки, ларчики, небольшие шкатулки. Плоская скань в сочетании с бирюзой украшала ожерелья. Армянские ювелирные украшения отличаются большим вкусом, они строги и сдержанны по рисунку форм и узоров, в них нет излишней пышности. Не роскошь, а особый лиризм образов, скромность и изысканность характерны для ювелирного искусства Армении даже в том случае, когда применяется золочение скани.
Резьба по камню. В армянском зодчестве не было такого пышного резного архитектурного декора, как, например, в грузинской средневековой архитектуре. Напротив, памятники Армении отличают выразительность гладких плоскостей и чистота объемов. Вся красота резьбы по камню сосредоточена в армянских резных каменных стелах — хачкарах. На протяжении веков главным образом безвестные мастера-каменотесы создавали это чудо—резные армянские хачкары. Они устанавливались во многих местах, возле народных святынь, будучи тесно связанными с обычаем почитания камня, характерного для времен армянского язычества.

Народные промыслы Армении
Айрапетян В. Ереван Сумки 1978

В резьбе этих высоких, выше человеческого роста, плоских камней много и от искусства книжной миниатюры. В камне, отмеченном датой 1273 года, резьба имеет крупный рисунок, изображения плоскости, обобщенного силуэта. Центром композиции является распятие с двумя по бокам стоящими фигурами. В верхнем поясе— бог-отец и ангелы По четырем углам камня—серафимы. Изображение насыщено народной символикой: в верхней части изображения крестя помещены луна и солнце, причем с ликами, известными с языческих времен, под распятием—традиционная плетенка розетки с плодом граната в центре, r верхнем поясе— ангелы-странники с посохами Полем — фоном для всей композиции является сложная резная плетенка R другом хачкаре 1308 года, установленном на территории резиденции каталикоса в Эчмиадзине, есть надпись, говорящая о мастере, создавшем его, — Момике. Этот камень — выдающееся декоративное произведение, он покрыт тончайшим, как кружевом, резным орнаментом. По бокам композиции сверху вниз по вертикали располагаются восьмигранные, ажурные розетки, каждая из которых различается по рисунку, но правая и левая стороны тождественны. В центре большого поля, между полосами розеток находится изображение креста, кони:» которого расцвели трилистниками, ниже креста, под его основанием, помещена крупная розетка, так напоминающая солярный знак. Вверху—деисус. три фигуры в звездчатых арках. Внизу стелы надпись на армянском языке. Некоторое различие стилистики двух хачкаров, в одном из которых плоскостная резьба фигур обобщенных силуэтов и более крупные узоры плетенки, а в другом — тонкая вязь ажурной мелкофилигранной резьбы и меньше фигурных изображений, может быть объяснено особенностями творческой манеры авторов или художественных школ Резьба хачкаров отличается, как правило, тонким поэтическим чувством, красотою гибких линий, особой лиричностью, тщательностью отделки и красотой материала.
Храмы в Анн и на озере Севан, древний монастырь в Цахкадзоре и величественный храм Рипсиме в Эчмиадзине — все эти сооружения связаны с наследием античности, Византии и Сирии, но вместе с тем они отличаются своим национальным характером, слиты с окружающей природой Армении, насыщены древней символикой так же, как и резные хачкары Своеобразие придает этой архитектуре материал желтовато-серый и розовый туф. Пожалуй, нигде больше, как только в Армении, архитектурные памятники так органично связаны с ландшафтом.
В резьбе по камню, в дереве и керамике существует единое начало. Их отличают простота форм, чистота художественного приема, уважение к материалу, лирическое начало, монохромность цветовой гаммы и трудно передаваемое словами впечатление от произведения, как будто бы в нем запечатлено национальное достоинство. В армянском искусстве не было стремления к заимствованиям, подчеркнутому вниманию к внешней форме изделия. Больше, чем декоративная форма, присутствует в произведении глубокая национальная традиция.

Народные промыслы Армении
Абрамян Ю. Ереван Ступка и формы с узором для лепешек 1978

Ковроделие. Один из древних армянских ковров 1202 года хранится в Вене. Его композицию составляют стилизованный растительный орнамент и вкомпонованные в него мотивы животного мира. Для ковра характерны цветовые отношения, традиционные для армянского ковра: красный, синий, золотистый с добавлением молочного, зеленого и черного — исключительно красивая цветовая гамма. Высокая культура цвета вообще характерна для армянского искусства: успокоенная гармония, без контрастов, без акцентов, неяркая благодаря растительным красителям.
Прежде широко было распространено ворсовое ткачество, а теперь лишь изредка на селе занимаются ворсовым ковроделием, и именно эти ковры пользуются огромным спросом. Традиционному армянскому ковру свойствен мелкий, почти ювелирный рисунок, который на поле ковра смотрится, как драгоценная вязь орнаментальных растительных форм. В этом арабеске теряются формообразующие композиционные линии. Ковер как словесная витиеватая ткань восточной сказки. Ворсовые ковры выделывали в Васпуракане, Карине, Зангезуре (восточная Армения), а также в Карабахе и в Ереване.
Безворсовые ковры—карпеты ткали даже в больших количествах, чем ворсовые. Ковровые изделия, хурджины — переметные сумы, мафраши — ковровые сундуки, накидки для седел и своеобразные мешочки для соли имеют рисунки, которые вызывают ассоциации с витражом. Их фон обычно заполнен мелким цветным узором зеленого, красного, желтого и голубого цвета, который смотрится как каскад цветных искр, и этот узор организован в крупные бело-черные фигуры. Такой узор чаща прочих свойствен мешкам для соли атаманам. Встречается и полосное построение декора. Полосы крупные одноцветные темно-терракотового или пмиоеннего цвета, а между ними — мелкие ромбики и звездочки искрятся голубым, красный и желтым цветом.
В Армении изготовляют интереснейшие шерстяные мячики. Они имеют геометрические узоры на светло-сливочном фоне. Мячи, прежде имевшие ритуальное значение. подобны тем, которыми эскимосы встречали первый приход солнца после долгой полярной ночи.
Костюм. Национальный костюм Армении в настоящее время в своем назначении ушел из сферы повседневной жизни в область праздничного и концертного костюма. Традиционный народный костюм Армении у женщин состоял из платья, бетггметя, головного убора в виде шапочки с покрывалом. Прежде хлопчатобумажные ткани, шелк и бархат были местного производства. Бешмет делали из бархата ярких цветов, он имел короткие книзу расширяющиеся рукава Платье шелковое светлых тонов имело длинные рукава и богато расшитый нагрудник. В костюме горожан и в свадебных одеждах присутствовала красивая строгая вышивка золотой и серебряной нитью. Шапочка шилась из бархята и украшалась золотым шитьем и жемчугом. По нижнему краю шапочка обшивалась монетками. С головы женщины свешивалось длинное покрывало, которое расписывалось неяркими узорами растительного характера Золотошвейное производство было сосредоточено в Шатахском районе. Вышивкой шелком, золотой и серебряной нитью украшались наволочки, покрывала, церковные и светские накидки, скатерти, салфетки, головные платки, шаровары, передники. Употреблялись преимущественно гладевые швы, стебельчатые и тамбур, Известны вышивки бисером.

Народные промыслы Армении
Джагарян С. Село Горис Сосуды и солонки 1970- 1975

Кружево. Простым, легким, сквозным, ажурным рисунком отличается армянское игольное кружево, центром изготовления которого традиционно исстари был город Ван. Кружево разреженное, нитка тонкая желтоватая крученая образует узор изделий круглой формы в виде розетки. Розетка иногда имеет вихревой характер. Даже в 1950-е годы, при всеобщей тяге к усложнению декоративности изделия, к украшательству армянское игольное кружево сохраняло почти античную строгость и четкость рисунка розеточной композиции. В кружеве Армении и сегодня привлекает приверженность традициям, геометрическому орнаменту. Правда, теперь несколько огрублена нить по сравнению даже с образцами начала века п желтовато-кремовый цвет сменился откровенно белым, что тоже не лучшим образом повлияло на внешний вид изделий. Мастера нынешнего поколения Е. Геворкян, Р. Аратюнян, Г. Мирзоян, В. Кочарян и другие следуют лучшим традициям армянского игольного кружева, сохраняя стилевую точность и незаурядное мастерство. В изделиях попроще, не предназначенных для выставок, традиция игольного кружева иногда переводится на язык вязания крючком, но эти изделия не являются лучшими типичными для промысла.
Во всех армянских народных преданиях особые почести заслуживали ремесленники. Изделия армянских мастеров всегда поражали приезжих путешественников тщательностью выделки, добросовестностью в изготовлении, незаурядным художественным чувством. Армянские мастера дорожили своим добрым именем. И в самые сложные исторические времена славились по всему свету армянские ковры, шелковые ткани, резные изделия из камня и дерева, тончайшее филигранное ювелирное искусство, медная посуда, вышивки, кружево. Художественные промыслы не прерывали свою богатую традицию. Успешно развивались промыслы в Нагорном Карабахе, Зангезуре, Лори-Казахском районе, Нор-Баязете.
Не стоит преуменьшать потерь на всем протяжении исторического развития промыслов. Из наследия армянского народного ремесла к нашему времени исчезли плетение циновок, украшение банных рубашек роскошными вышивками, ибо ритуал посещения бани раньше был исключительно значительным, почти ушло из промыслов золотое шитье, угас промысел узорных войлоков. Именно потому, что народное искусство теснейшим образом всегда было связано с бытовыми потребностями человека, с изменением условий его жизни, со временем отмирает необходимость в тех или иных изделиях. Однако накопленные знания в области тех или иных кустарных промыслов успешно претворяются в произведениях современных профессиональных армянских художников, бережно и с большим вниманием относящихся к художественным достижениям замечательного народного армянского искусства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art