Никифор Савин Строгановская школа
Редко встречающаяся композиция «Чудо Федора Тирона» создана на основе апокрифического, то есть не канонизированного церковью, сказания о спасении святым великомучеником Федором Тироном своей матери Евдокии, попавшей в колодец среди холмов, где обитал змий с детенышами. Сказочный сюжет передан выдающимся художником первой половины XVII века Никифором Савиным с той подробной повествовательностью, которая характерна для живописи его времени.
Свободно скомпонованные сцены, отделенные друг от друга элементами пейзажа, занимают все пространство средника. Живописный рассказ изображает Евдокию в лапах чудовища, показывает увенчание Федора ангелом и сражение его с драконами, представляет благополучное исхождение матери и сына из бездны. Небольшая, миниатюрного письма икона предназначена не столько для молитвенного сосредоточения, сколько для благочестивого рассматривания и любования.
Подобные произведения создавались в основном для знати, царского и патриаршего двора. Иконы этого изящного рафинированного стиля, получившего условное название «строгановского», виртуозно исполненные «государевыми» мастерами, украшали палаты и домовые церкви, прекрасно гармонируя с узорными тканями, золотой и серебряной утварью, драгоценными окладами икон и книг. Не случайно в произведениях царских изографов столь ощутимо влияние декоративно-прикладного, в частности ювелирного, искусства. В иконе Никифора Савина мать Федора сидит в подземелье на золотом, тонко орнаментированном троне, а чешуя драконов передана изгибающимися рядами точек, похожих на нитки жемчуга. Характерная для строгановского стиля повышенная эстетизация каноничных художественных форм придавала нарядную, праздничную окраску самым драматическим сюжетам.