Николай Александрович Бестужев

Н. Бестужев. Автопортрет. Акварель. 1837—1839.
Н. Бестужев. Автопортрет. Акварель. 1837—1839.

Николай Александрович Бестужев

Сибирь сама по себе богатый край во всех отношениях; край не тронeтый, где людей мало, а способов снискивать хлеб сколько угодно, лишь бы достало уменья и охоты.
Н. А. Бестужев.

Н. Бестужев. М. С. Лунин. Акварель. 1836.
Н. Бестужев. М. С. Лунин. Акварель. 1836.

Николаю Александровичу Бестужеву (1791—1855) принадлежит особое место среди первых русских революционеров. Его феноменальная одаренность проявилась во многих сферах деятельности. Можно говорить о Бестужеве-педагоге, изобретателе, ученом-этнографе, геологе, историке, писателе. Но более всего — о Бестужеве-художнике, который создал портретную галерею замечательных людей своего времени — декабристов, с документальной точностью запечатлел места их каторги в Сибири. Акварели Бестужева доносят до наших дней облик жен декабристов, разделивших с ними тяготы ссылки, облик их друзей — сибиряков. «Проникновенной акварельной повестью о судьбах лучших сынов и дочерей России в годы николаевской реакции» назвал труд художника-декабриста искусствовед И. Зильберштейн.
Петропавловская крепость, Шлиссельбург, а затем Чита, Петровский Завод — таковы вехи каторжного пути Николая Бестужева. Поселенный по отбытии каторжных работ в Селенгинске за Байкалом, декабрист скончался, не дожив до амнистии всего один год…

Н. Бестужев. К И. Трубецкая. Миниатюра на слоновой кости. 1828.
Н. Бестужев. К И. Трубецкая. Миниатюра на слоновой кости. 1828.
Н. Бестужев. Камера неизвестного декабриста в Петровской тюрьме. Акварель. 1831—1839.
Н. Бестужев. Камера неизвестного декабриста в Петровской тюрьме. Акварель. 1831—1839.

Действительно, будь то лекции по истории русского флота в организованной в забайкальских казематах «каторжной академии» или работы столярные, слесарные, башмачные, ювелирные — нигде Н. Бестужеву не было равных.
И неутомимая жажда деятельности, осознание высокого долга побудили Бестужева отдать главное свое богатство — талант художника — созданию живописной летописи декабристского изгнания. Зная, с какими невероятными трудностями приходилось художнику доставать все необходимое для занятий, зная, что повсюду за ним следовало недремлющее око часового, можно только поражаться, что Н. Бестужев не сложил своего главного оружия — кисти и красок.
Михаил Лунин, заключенный за свою публицистику в самую страшную тюрьму Сибири — Акатуй. На сибирских акварелях Бестужева мы видим декабристов, которые многогранной, неустанной и бескорыстной деятельностью оставили след и в жизни Сибири, и в душах сибиряков.

Николай Александрович Бестужев
Н. Бестужев. Общий вид Петровского Завода. фрагмент. Акварель. 1834.
Н. Бестужев. Портрет П. П. Сукачева. Акварель. 1842.
Н. Бестужев. Портрет П. П. Сукачева. Акварель. 1842.

В годы поселений по окончании каторги за Байкалом декабристов расселили по сибирским селам и городам. Иркутская колония поселенцев была, пожалуй, самой многочисленной и интересной: Михаил Лунин, Никита Муравьев (автор конституции), братья Александр и Иосиф Поджио, врач-декабрист Фердинанд Вольф, братья Андрей и Петр Борисовы, педагог и музыкант Алексей Юшневский, Владимир Бечаснов, Петр Муха- нов… Созвездие имен! И главными центрами, объединявшими
«иркутских» декабристов, были дома Волконских и Трубецких. Екатерина Ивановна Трубецкая и Мария Николаевна Волконская — первые из жен декабристов, приехавшие в сибирскую ссылку, чей «подвиг любви бескорыстной» воспет Некрасовым. Но еще ранее их воспел Николай Бестужев в своих поэтических акварелях.
Кисть Бестужева поэтична. С какой любовью художник запечатлел маленького Сашу Ивашева, сына декабриста В. Ивашева! Сколько грации и изящества в облике Нонушки Муравьевой, дочери Н. Муравьева, могила которого находится в 18 километрах от Иркутска, в деревне Урик… Бестужев любил детей, и когда из Селенгинска, где жил с братом Михаилом после каторги, приезжал в Иркутск, то и здесь, работая над портретами иркутян, не забывал о детях, помогая юным друзьям добрыми советами, передавая им секреты мастерства.
В Иркутск Николай Бестужев приезжал в 1841—1842 и 1855 годы. Это было время напряженной творческой работы. Столица Восточной Сибири в своем культурном развитии многим обязана декабристам. Музыкальные, литературные, театральные вечера у Волконских и Трубецких посещались с большой охотой. Одно только общение с декабристами оставляло неизгладимый след.

Н. Бестужев. С. Г. Волконский. Акварель. 1837.
Н. Бестужев. С. Г. Волконский. Акварель. 1837.
Н. Бестужев. С. П. Трубецкой. Акварель. 1834—1835. Фрагмент.
Н. Бестужев. С. П. Трубецкой. Акварель. 1834—1835. Фрагмент.

Бестужевские работы иркутского периода до наших дней, к большому сожалению, дошли не все. Некоторые из них хранятся в Иркутском областном художественном музее. Одна акварель — в Доме-музее декабристов. Это портрет И. Сельского, первого правителя дел Сибирского отдела Русского географического общества, открытого в Иркутске в 1851 году. Илларион Сергеевич был близок декабристам и, несмотря на свою серьезность, любил шутки, музыку настолько, что один из его друзей в шуточном стихотворении сказал о Сельском:
Я здешний автор, здешний чтец И композитор разных арий:
И с Сукачевым, наконец, Певец романса: «Велисарий»…

Н. Бестужев. М. Н. Волконская на фоне тына Читинского острога. Акварель. 1828.
Н. Бестужев. М. Н. Волконская на фоне тына Читинского острога. Акварель. 1828.

Платон Петрович Сукачев — заметная фигура в иркутской общественной жизни, а его сын, Владимир Платонович, мальчиком наблюдавший за работой Бестужева-художника, впоследствии основал в Иркутске картинную галерею.
Память о Николае Александровиче Бестужеве в Сибири жива. Она сохраняется в тишине музеев, в тех вещах, которые помнят прикосновение его рук. На высоком берегу реки Селенги, недалеко от того места, где стоял дом декабриста, находится его могила. Тысячи туристов спешат поклониться человеку, чья жизнь была примером бескорыстия и верности высоким идеалам. В доме Трубецких в Иркутске ныне музей. Заканчивается реставрация дома Волконских, где бывал Бестужев. Сохранив память о славном сыне Отчизны, мы передадим ее будущим поколениям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art