Образ человека в советском искусстве

Искусство художника, умеющего понять и изобразить Образ человека в советском искусстве во всей сложности внутреннего мира и нравственных исканий, в труде и борьбе, радостях и тревогах, в стремлении к счастью и справедливости, всегда вызывало горячий интерес зрителей. Истинность и ценность художественного творчества, его образная глубина и общественная актуальность, как известно, определяются отношением к человеку. Так, русское демократическое искусство не просто изображало тяжелый быт города и деревни. Оно сострадало судьбе народной, жило его бедами и невзгодами, радовалось успехам, верило в силы неиссякаемые, в светлое будущее народа.


Образ человека в советском искусстве
Образ человека в советском искусстве. А. Абдуллаев. Портрет Н. Ниязова. Масло. 1950.

Образ человека в советском искусстве
А. Евстигнеев. Здесь пройдет БАМ. Масло. 1984.

«Бурлаки» И. Репина взирают на мир умными, оценивающими глазами. Некрасовское восхищение Россией —«покосы широчайшие… здесь богатырь народ!»—впрямую перекликается с живописной поэмой Г. Мясоедова «Страда», воплощающей образы могучих косарей в раздолье цветущих лугов. М. Горький сумел разглядеть под лохмотьями босяка душу человека, жаждущего свободного труда.

Шло время. Ширились ряды и росло классовое сознание рабочих. Назревали революционные ситуации и разрешались взрывами справедливого гнева, пламенной борьбой трудящихся масс с угнетателями и эксплуататорами. Одна из известных картин Б. Иогансона, «На старом уральском заводе», отражает остроту и непримиримость классовых отношений. Скрытое противостояние хозяев-заводчиков и простых людей труда прочно заложено в композиционной основе, выразительных портретных характеристиках.

Образ человека в советском искусстве
Е. Зернова. Передача танков. Темпера. 1931.

Реалистическое искусство всегда чутко реагировало на коренные преобразования жизни — революционные события, социальные перемены, строительство нового общества. Со времени декретов Советской власти и первых пятилеток в нашем изобразительном искусстве наблюдается становление новых тем, нового героя—творца и созидателя. А старая, изначальная для художественной классики тема труда приобретает особый смысл, необычную актуальность.

Образ человека в советском искусстве — советские картины

Человек труда и человек в труде — пытливый, ищущий, деятельный, устремленный в будущее, настоящий творец и хозяин жизни — это собирательный образ в советском искусстве, рожденный Великим Октябрем. Как он менялся с течением лет, в ходе событий, в чреде испытаний? На этот вопрос красноречиво отвечают лучшие произведения советских художников — от признанных классиков до наших современников.

Образ человека в советском искусстве
Г. Шегаль. Казахи-фабзайчата. Масло. 1933.

Скульптура И. Шадра «Рабочий» патетически утверждает: человек — это звучит гордо. Этого решительного, целеустремленного, твердо осознающего смысл бытия героя трудно сравнивать с репинскими бурлаками или персонажами картины «На старом уральском заводе». Достоинство и гордость молодых хозяев жизни роднят скульптуру Шадра с «Делегаткой» Г. Ряжского, «Рабочим и колхозницей» В. Мухиной, с образами людей труда, воплощенными С. Герасимовым, А. Пластовым .

Советское искусство многонационально. Художники отражают в своих портретах и сюжетных полотнах посредством передачи внешнего облика персонажей, пейзажа, деталей быта, костюма черты представителя определенной национальности. В конце 1920-х — начале 1930-х годов многие русские художники едут работать в восточные республики страны. Способствуя подъему и становлению национальных художественных школ, они создают произведения на темы труда и быта в советских республиках. Так, в полотне «Казахи-фабзайчата» Г. Шегаля показана знаменательная черта новой жизни — воспитание молодой смены рабочего класса.

Советская скульптура

Образ человека в советском искусстве
И. Серебрянный Сталевар завода имени С.М. Кирова. Масло. 1950

Вдохновляясь успехами социалистического строительства, представители национальных школ живописи стремятся выразить в произведениях значительность и величие человека эпохи социализма. Созданные ими образы тяготеют к монументальности звучания. Это отчетливо прослеживается в портрете Н. Ниязова. Автор полотна узбекский живописец А. Абдуллаев использует здесь торжественную манеру рассказа о герое — так в прошлом изображали разве что известных полководцев. А для живописца и рядовой труженик обрел столь же важное общественное значение.

Образы рабочих и колхозников, воплощенные в разные годы художниками ярких, непохожих творческих индивидуальностей — П. Котовым и Е. Зерновой, И. Серебряным и Ю. Пименовым, Н. Томским и А. Файдышем,— принципиально новые герои довоенных лет и послевоенного десятилетия. В них отражены социалистические идеалы человека-созидателя.

Полноправно входит в наше искусство так называемый «производственный портрет». Обращаясь к нему, автор стремится воссоздать облик героев в конкретной атмосфере трудового процесса. Выразительные средства и образные решения здесь могут быть самые различные, и каждый художник видит своего героя в производственной среде по-своему, акцентируя те или иные грани характера, детали рабочего быта. Так, образ современника — рабочего человека преломляется в творчестве московских скульпторов Ю. Чернова, О. Кирюхина, А. Бурганова по-разному. «Свои слова» находят в живописном повествовании о БАМе ленинградцы А. Яковлев, Ю. Подляский и молодой художник-грековец А. Евстигнеев.

Тридцатилетие отделяет «Днепрострой» Н. Дормидонтова от «Братска» В. Попкова. Но очевидна преемственность, живая связь, непреложно сказавшаяся в том, как художники нашей страны и в 30-е, и в 60-е годы активно откликались на темы значительные, на события важные, как вдохновенно писали они летопись свершений советского человека. Те же отчетливые связи можно найти между работами на сельские темы известных мастеров 20—30-х годов и нашими современниками — певцами средней полосы России.

Образ человека в советском искусстве
А.Файдыш Комсомол МТС. Бронза. 1948

Образ человека в советском искусстве на картинах

Свободный труд, товарищеские отношения людей в коллективе, широкие возможности проявлять и развивать творческие способности определяют многогранность личности современника, его стремление к духовному и физическому совершенству. Эти качества запечатлевают художники в портретах, тематических полотнах, скульптуре и графике. Они считают своей задачей не просто поверхностно проиллюстрировать происходящие события, не только с прилежным сходством передать облик героев, но главное — раскрыть нравственный смысл участия людей в производстве в условиях углубляющейся научно-технической революции. Художники руководствуются в своем творчестве стремлением понять и образно выразить высокий общественный смысл повседневного труда советских людей.

Образ человека в советском искусстве
В. Попков. Строители Братской ГЭС. Масло. 1961.

Труд сегодня многогранен, разнообразен. Пристального внимания художников достойны не только самые современные профессии, боевые участки социалистического строительства. Есть ведь и извечный физический труд, существует скромная будничная работа на фермах и в полях, на широком фронте жилищного строительства. И за этой работой тоже стоит человек с его сложным и заслуживающим внимания внутренним миром.

Перед художниками всех эпох часто возникал мучительный вопрос: для кого они работают? До революции в России художественные произведения заказывали богатые меценаты, церковь, зажиточная верхушка правящих классов. Для советских художников проблема «заказчика»- зрителя решается иначе: они создают произведения для трудящихся масс. И поскольку выражают идеи и устремления этих масс в формах реалистических, понятных и образных, то и интерес разных зрительских кругов к искусству непрерывно растет.

Растет и ответственность мастеров искусства перед народом, тем более когда художники посвящают свои работы образу современного человека — труженика, созидателя, хозяина жизни. Богатые традиции советского искусства — прочный залог успешного продолжения и развития в будущем изобразительного повествования о современнике, строителе коммунизма.

Образ человека в советском искусстве
Б. Иогансон. На старом уральском заводе. Масло. 1937.
И. Шадp. Рабочий. Бронза. 1922.
Н. Дормидонтов. Днепрострой. Масло. 1931.
О. Кирюхин. Алексей Стаханов. Бронза. 1981.
П. Кончаловский. С покоса. Масло. 1948.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art