Панорама Великого Сибирского пути

Панорама Великого Сибирского пути
П. Пясецкий. Панорама Великого Сибирского пути. Фрагменты. Акварель. 1897—1898. Станция Томск.

Панорама Великого Сибирского пути

Сибирь мало описана, в ней много предметов достопамятных и важных; романтическая природа ее возвышает душу, надобно… показать и представить примечательные предметы, изобразить природу Сибири, показать оригинальные черты нравов и обычаев ее жителей.
Среди немногих произведений изобразительного искусства, созданных в прошлом веке и посвященных Сибири, есть одно, самое, пожалуй, необычное и интересное — уникальная в своем роде движущаяся акварельная панорама Великого Сибирского пути.

П. Пясецкий. Панорама Великого Сибирского пути. Фрагменты. Акварель. 1897—1898. Красноярск.
П. Пясецкий. Панорама Великого Сибирского пути. Фрагменты. Акварель. 1897—1898. Красноярск.

Это бумажная лента, наклеенная для прочности на холст, шириной около полуметра и длиной более 940 метров. На ней изображены места вдоль дороги от Сызрани до Владивостока — все, что может привлечь глаз любознательного путешественника, едущего первый раз по железной дороге от Волги через всю Сибирь к Тихому океану.
Масштабы этого произведения таковы, что даже беглое знакомство со всеми девятью сохранившимися свитками (их общая длина около 850 метров, они находятся сегодня в коллекции Государственного Эрмитажа) занимает целый день. Для работы с панорамой пришлось изготовить специальное приспособление, сходное по устройству с тем, которым пользовался в свое время ее автор.

Железнодорожная паромная переправа на Енисее.
Железнодорожная паромная переправа на Енисее.

А создал панораму человек удивительной судьбы — военврач и путешественник, писатель и художник П. Я. Пясецкий (1843— 1919). Уроженец города Орла, он в раннем детстве пристрастился к рисованию. Павлу Яковлевичу много пришлось повидать на своем веку: он бывал в Китае и Японии, путешествовал по Кавказу, Средней Азии и Сибири. И нигде не расставался с красками и карандашом: его рисунки хранятся в музеях Иркутска, Пензы, Одессы, других городов страны.
Результатом этих поездок и стали его акварельные панорамы, художник создал их более двадцати. Первая из них — в сто аршин длиной — была закончена в 1877 году и представляла собой «непрерывное и панорамическое изображение в красках пути из середины Китая до русской границы в том виде, в каком открылся он путешественнику и на такое пространство, которое мог охватить его глаз». Академия присвоила автору этого произведения звание почетного вольного общника. Есть у Пясецкого панорамы русско-турецкой войны 1877—1878 годов, Закаспийской военной железной дороги, путешествия в Персию, городов Парижа и Лондона, Порт-Артура и Москвы. Сохранилась даже его 82-метровая панорама Пекина. Автор с большим успехом показывал свои «живописные отчеты о путешествиях» на публичных чтениях в Петербурге.

П. Пяседкий демонстрирует свою панораму в Петербурге.
П. Пяседкий демонстрирует свою панораму в Петербурге.

Но самой грандиозной среди «живописных карт», как называли современники работы художника, стала панорама Великого Сибирского пути, выполненная им в 1897—1898 годах по заказу управления строительства Сибирской железной дороги. Приступив к работе, Пясецкий совершил длительную поездку по всей трассе самой протяженной в мире железнодорожной магистрали, делая остановки в городах, отъезжая в сторону от дороги, зарисовывая местные достопримечательности. Десятки путевых блокнотов и альбомов с этюдами заполнены «кадрами» будущей ленты-панорамы.
Словно в современном кинофильме, сжаты художником тысячеверстные расстояния, отобраны сюжеты и события так, чтобы дать проникнутое любовью, поэтическое и в то же время документально точное, правдивое изображение жизни, природы Сибири. На панораме мы видим, как встает и садится солнце, день сменяется ночью — ведь целых полмесяца продолжалась в те времена поездка к берегам Тихого океана. Поезд катится в тумане, под дождем по дороге, извивающейся меж сопок, пробегающей по насыпям через распадки и низины. Художник знакомит нас с городами и поселками, станциями и полустанками, встречающимися на пути. В городах мы проходим по улицам и площадям, любуемся памятниками архитектуры, знакомимся с производством и местными ремеслами — присутствуем даже при переплавке ‘золота в слитки.
Вот станция Томск: мы видим ее такой, какой она была на рубеже двух столетий, бревенчатое здание вокзала, пассажирская платформа, станционные постройки — все из дерева. Лишь паровозный сарай (на сегодняшнем языке — депо) каменный, ибо деревянный мигом сгорел бы от искр, вылетающих из пузатых, похожих на самовары труб локомотивов.
Добрые пять метров панорамы занимает вид города Красноярска. Железная дорога прошла здесь в 1895 году. Город стал быстро расти. И сейчас уже почти ничего в нем не напоминает того деревянного, большей частью одноэтажного Красноярска, запечатленного кистью Пясецкого.

Мариинск. Мост через Кию.
Мариинск. Мост через Кию.

Не через все сибирские реки были в те времена построены мосты. Поэтому любопытна картина железнодорожной паромной переправы. Вагончики, словно стадо коров, бок к боку загоняются на большие баржи, которые буксир перетягивает к другому берегу. Снова перегрузка на твердую землю, на рельсы — ив дальнейший путь по тайге.
Панорама Великого Сибирского пути П. Я. Пясецкого поражает воображение не только размерами и колоссальным трудом, потраченным на ее создание. Художник замечательно передал все в красках, сохранивших до наших дней теплоту и яркость тонов.
Показанная в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, эта панорама привела в восторг избалованных диковинами парижан. Для просмотра панорамы публика заходила в павильон, сделанный в виде пассажирского вагончика. Двери закрывались, и, имитируя движение вагона, за окнами по обеим сторонам двигалась лента панорамы в сопровождении необходимых пояснений. Жюри выставки отметило работу Пясецкого Большой золотой медалью, а сам художник был награжден орденом Почетного легиона.
П. Я. Пясецкий был последним русским художником, применившим метод панорамного пейзажа. Его необычное творческое наследие оказалось в забвении. Одно время даже считали, что ни одна из его панорам не сохранилась. Однако эти интереснейшие документы эпохи дожили до наших дней. А Пясецкий остался в памяти потомков не столько врачом (хотя и на этом поприще он сделал много: к примеру, именно ему мы обязаны введением в обиход по всей России кефира, на который он первым обратил внимание и сделал о нем доклад в Обществе русских врачей в 1883 году), сколько самобытным, ярким художником, подарившим нам свои удивительные живописные повествования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art