Резной ганч Узбекистана

Резной ганч Узбекистана
Молодой ганчкор А. Абдулхаков за работой.

Резной ганч Узбекистана

Это не только шедевры зодчества, но и подлинная сокровищница декоративно-прикладного искусства. Неоспоримое свидетельство художественного гения народа, его извечной тяги к красоте. Ганч хорошо передает творческую манеру мастера.

А. Абдулхаков. Фрагмент резного фасада «Дома счастья» в Коканде. Орнаменты «гирих», «ислими». 1974.
А. Абдулхаков. Фрагмент резного фасада «Дома счастья» в Коканде. Орнаменты «гирих», «ислими». 1974.

В декоре дворцов столкнулись две изобразительные традиции. Эллинистической свойственна тяга к объемной пространственности, а восточной — любовь к плоскостной декоративности.
Ведущим орнаментальным мотивом становится «гирих», что в переводе с арабского означает «узел». Формы его, уходящие корнями в глубокую древность, подчиняются ритму дуги, волны, завитка. «Ислими» не имел самостоятельного значения и употреблялся в сочетании с «гирихом».

Рыбы. Деталь украшения дворца Варахши близ Бу хары. VI—VIII вв.
Рыбы. Деталь украшения дворца Варахши близ Бу хары. VI—VIII вв.

Классическим образцом использования новых узоров и приемов резьбы считаются ганчевые панели дворца на Афрасиабе, построенного в Самарканде в X—XI веках. Геометрические фигуры и растительные мотивы составляют тут единое целое.
В последующие столетия “гирих» и «ислими» становятся главными видами орнамента в узбекском монументально-декоративном искусстве. Правда, с веками ведущая роль от геометрического узора переходит к растительному. Вообще, чем ближе к нашему времени, тем меньше условности в ганчевых композициях.
Вы, наверно, знаете, что изделия русских мастеров были хорошо известны в странах Востока. Неудивительно, что российское узорочье оказало известное влияние на творчество узбекских ганчкоров. Орнаменты, составленные из традиционных элементов, стали в прошлом столетии свободнее по композиции, более яркими по цвету.
Замечательный памятник узбекского искусства этого времени — дворец Худоярхана в Коканде. Белые рельефные узоры четко читаются на красном, синем, зеленом фоне, создавая ощущение нарядности и праздничности. Тут — дивный сад, взращенный многовековым опытом и щедрой фантазией народа!

Фрагмент панно из дворца Худоярхана в Коканде. 1873.
Фрагмент панно из дворца Худоярхана в Коканде. 1873.

Испокон веков из ганча делали ажурные решетки, так называемые «панджара». В народных жилищах они располагались над дверьми, являясь дополнительным источником света. Встроенные в оконные проемы, такие решетки оживляли стены здания. Обычно панджара очень красивые, резные или литые. Прекрасен их узор в солнечный день, когда кружевной сеткой ложится он на пол или противоположную стену комнаты.
И еще одна интересная деталь узбекской архитектуры: стенные нишки с алебастровыми полочками. Чаще всего сюда ставили посуду — чайники, пиалы, вазы и т. п. Но нишки играли и декоративную роль: снаружи каждая ячейка была украшена резным ганчем.
Ганч режется от руки, инструментами служат металлические резцы разной формы. Мастер углубляет фон, оставляя узор выпуклым. Чтобы оживить орнамент, прибегают к дополнительной резьбе в виде штрихов и выемок. Плоскостно трактованные побеги, листья, цветы приобретают при этом некоторую пластичность и большую выразительность.
И через многие столетия мы наслаждаемся узорами, которые создали неведомые мастера.
Продолжая многовековые традиции народного зодчества, современная архитектура включает резной ганч в арсенал своих выразительных средств.

Ташкентский театр оперы и балета имени Алишера Навои. Фрагмент украшения фойе. 1947.
Ташкентский театр оперы и балета имени Алишера Навои. Фрагмент украшения фойе. 1947.

Всем известен Ташкентский театр оперы и балета имени Алишера Навои. Шесть фойе, расположенных в три этажа по обе стороны от зрительного зала, украшены ганчем. Здесь работали мастера из разных областей республики, в декоре каждого фойе отражены особенности искусства Хивы, Хорезма, Бухары, Самарканда, Ташкента, Ферганы. Интерьер театра стал своеобразным музеем народного искусства Узбекистана.
За эту работу группа мастеров удостоена Государственной премии СССР. Среди них ганч-коры старшего поколения — Т. Арсланкулов, Ш. Мурадов, М. Усманов.
В Нукусе это государственный университет, в Маргилане — музей Ахунбабаева, в Коканде — Дом книги, зал бракосочетаний в «Доме счастья».
Очень сильная группа ганч-коров сложилась при кокандских художественно-производственных мастерских: Д. Жа- малов, О. Усманов, А. Абдулхаков и их ученики. Типичное явление сегодня — приход в народное искусство художников-профессионалов. Жамалов и Усманов окончили факультет народного искусства Ташкентского художественного училища. Это люди разностороннего дарования, большого творческого заряда, влюбленные в искусство.
Интересно работает и Абдулхаков. В Коканде он украсил около десяти зданий. Пожалуй, лучшая работа мастера — чайхана «Гулдаста» — «Букет». Своим декором она напоминает дворцовые покои. Здание завершается ротондой, где находится почетное место для аксакалов. Стены и купол ротонды покрыты изнутри резным ганчем, завораживающим своей белизной. Он прекрасно сочетается с росписью потолка, выполненной в нежных, пастельных тонах.

Полочка для посуды — традиционная деталь интерьера.
Полочка для посуды — традиционная деталь интерьера.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art