Село Драгомирешть Церковь XVIII века

Село Драгомирешть Церковь XVIII века
Церковь села Драгомирешть

Село Драгомирешть Церковь XVIII века (1722)
Село Драгомирешть Район Вишеу Область Байя-Маре
Деревянные церкви характерны для старинного румынского церковного зодчества. Строившие их мастера, используя элементы готического и византийского стилей, создавали своеобразный синтез, в основу которого была положена их собственная строительная система. Церкви с такой архитектурой были в старину широко распространены на территории страны. Этот тип сохранило и большинство деревенских церквей настоящего времени.

Расположенные обычно на уединенных холмах и выстроенные чаще всего из дубовых бревен, уложенных горизонтально прямо на земле или на фундаменте из неотесанного камня, старинные церкви как бы господствуют над окружающим пейзажем. Но время неумолимо и неизбежно разрушает их. В последние десятилетия многие деревянные церкви были заменены каменными.
Самые высокие и интересные деревянные церкви находятся в области Байя-Маре, особенно в Марамуреше.
Древнейшая их них, воздвигнутая в 1364 году и еще открытая для богослужения, стоит на холме в Иеуде; церковь из Кухя относится к 1718 году; церковь из Сурдешть-Лэпуш, имеющая 54-метровую остроконечную башню, поддерживаемую искусно скомбинированными внутренними стропилами, также датируется началом XVIII века; выстроенная в 1722 году из соснового дерева церковь из Драгомирешть-Вишеу—ценный памятник народного зодчества — находится ныне в Музее-Село.
План постройки не стожен: это вытянутый по направлению к востоку прямоугольник, заканчивающийся абсидой, возведенной как бы на пяти сторонах восьмиугольника.
В западной части ее, у притвора, имеется навес, который, с архитектурной точки зрения, образует дополнительную опору здания и предохраняет бревна передней стены от непогоды; под ним прихожане ожидают начала богослужения, и тут же стоят столы, на которых раскладывают продукты, принесенные ими для нищих. С художественной точки зрения это самая красивая часть здания. Навес поддерживается колоннами, соединенными в верхней части деревянными арками. Весь архитектурный ансамбль образует род крытой веранды с балюстрадой густо расположенных дощатых балясин, напоминающей такие же крытые веранды румынских домов.

Село Драгомирешть Церковь XVIII века
Село Сарикиой, район Констанца. Ветряная мельница

Притвор и корабль имеют общее.перекрытие; у алтаря крыша отдельная, более низкая. В крыше притвора есть квадратное отверстие, через которое выходит башенка в форме усеченной пирамиды. Вверху башенка заканчивается площадкой, опоясанной перилами, с низко нависшей над ней крышей, которая поддерживается в четырех углах столбиками; над площадкой устремляется ввысь крыша в виде шестиугольной пирамиды, заканчивающаяся острым шпилем с шариком и металлическим крестом на верхушке и образующая при основании довольно широкую стреху, выступающую над площадкой. Крутая, крытая дранкой крыша церкви заканчивается тоже широкой стрехой, идущей вокруг здания и огибающей переднюю часть башни. Эта стреха защищает стены от дождя и снега.
Художественные достоинства здания заключаются в гармоничном сочетании простых архитектурных форм, в стройных пропорциях составных частей и плоскостей кровли, в уверенности и равновесии линий, в изяществе и тонкости
очертаний, в дерзновенном и грациозном взлете башни, в прочности конструкции, в художественной законченности целого. Все это свдетельствует об искусном использовании возможностей, предоставляемых древесным строительным материалом, об единстве концепции, вдохновленной традициями древней архитектуры, о большом опыте в искусстве обработки леса и высокоразвитом художественном вкусе местных мастеров.

Село Драгомирешть Церковь XVIII века
Церковь, перенесенная из села Драгодшрешть на берег озера Херэстрзу

Село Драгомирешть Церковь XVIII века (1722) Бухарестский музей-село

Внутреннее убранство церкви гармонично сочетается с ее внешним обликом. Распределение помещений обычно для румынских церквей: алтарь, корабль, предназначенный для мужчин, и притвор — для женщин. Алтарь отделен от корабля иконостасом, как это принято в православных церквах. Бревенчатая стена между притвором и кораблем с дверью посередине имеет два боковых прореза, забранных красивыми решетками из кованого железа с орнаментом из кованых крестов. Во многих старинных деревянных церквах эта решетка закрыта толстыми деревянными ставнями, которые открываются только в известные моменты богослужения. Притвор и алтарь находящейся в музее церкви имеют ровные потолки, а корабль — сводчатое стропильное перекрытие.
Деревянный иконостас принадлежит к более древнему памятнику. Он расписан красивой византийской живописью, в которой заметно влияние эпохи Возрождения, наиболее ярко проявляющееся в реалистических портретах двенадцати апостолов. Весь интерьер церкви расписан народными мастерами довольно наивно и угловато. Но глаз ласкает богатая и теплая гамма красок, в которой лишний раз проявляется опыт и мастерство народных творцов, расписывавших и многоцветные крестьянские интерьеры. Глубокое впечатление производит также правдивость выражения лиц мучеников — скорбь и отчаяние подвергнутых мукам ада, безмятежность и веселье тех, кто выходит из могил. Эта роспись представляет собой любопытный документ, в художественной форме запечатлевший верования и предрассудки народа в те времена.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art