Социальная роль художника

Социальная роль художника
М. Савицкий. Зерно. Масло. 1975.

Социальная роль художника

Существует множество различных, порой взаимоисключающих точек зрения на роль и задачи художника в обществе.
Мы отстаиваем позицию активного, творческого, созидательного участия художника в жизни своего народа. Идеал художника социалистической формации — это активный общественный деятель, борец за преобразование жизни во всех реальных ее проявлениях, а не сторонний наблюдатель и не судья, находящийся «над схваткой».

С. Мурадян. Саженцы Масло. 1970.
С. Мурадян. Саженцы Масло. 1970.

За годы Советской власти сложился новый тип художника, который видит свое гражданское призвание в том, чтобы быть участником строительства нового мира.
Мы придаем большое значение искусству как могущественному орудию познания жизни и самопознания человека, как такой духовной силе, которая способна глубоко проникать в душу каждого и в то же время объединять большие массы людей вокруг общих задач, постав ленных жизнью.
Было бы неверным считать, что, выступая за общественно-значимое, социально-активное искусство, мы рассматриваем его лишь как средство для решения не свойственных ему, внеэстетических задач. Нет, мы ценим искусство. Но не за то, что оно дает возможность приятного отвлечения от серьезных дел, а за то, что обладает неповторимыми, только ему присущими возможностями познания и преобразования действительности и самого человека. Мы целиком согласны с Пикассо, который однажды воскликнул: «Нет, живопись не должна быть только украшением жилищ. Живопись — оружие мира!»
Эта традиция гражданственного служения художника своему народу, передовым силам общественного прогресса, борьбе за свободу, мир и демократию присуща всем подлинно великим художественным творениям человечества.
В нашу эпоху ее достойно продолжили и развили крупнейшие мастера XX столетия — Пикассо и Леже, Диего Ривера и Сикейрос, Дейнека и Мухина, Мазерель и Аалтонен, Гуттузо и Манцу, Корбюзье и Нимейер и многие другие.
Искусство способно развивать в нас свободное творческое воображение, оно учит видеть мир через призму красоты и гармонии, подходить к любому явлению действительности не с готовыми мерками, а исходя из особенностей самого этого явления. Художественный метод познания, то есть умение сознавать мир в образах и свободно ими оперировать, подчиняясь законам гармонии, как считал Альберт Эйнштейн, играет колоссальную роль не только в художественном, но и в научном творчестве.
Все более возрастающая роль литературы и искусства в нашей жизни вытекает из основных закономерностей развития социалистического общества, идущего не только к материальному, но и к духовному изобилию.
Художник социалистического общества свою задачу видит в том, чтобы поддерживать лучшие качества человека — его принципиальность, честность, поднимать каждого к высшим эстетическим и нравственным ценностям, воспитывая его как всесторонне развитую, гармоническую личность.

Я. Аиманис. У реки. Масло. 1975.
Я. Аиманис. У реки. Масло. 1975.

Прежде всего это, конечно, путь идейно-художественного воздействия на чувства и сознание человека для того, чтобы в конечном счете превратить слово в дело, переживания людей — в их поступки. Механизм художественного и нравственного воздействия искусства — ото сложный опосредованный процесс. Герой картины или фильма — это вовсе не готовый образец для подражания и копирования в жизни. Собственно художественное, духовное воздействие произведения искусства на зрителя заключается в том, что постепенно, от непосредственных впечатлений и ощущений — будь то заинтересованность предметом изображения или просто удовольствие, доставляемое мелодией или сочетанием красок,— художественный образ проникает в глубинные сферы нашего интеллекта, в результате чего первоначальные художественные впечатления и переживания, обогащенные нашим собственным жизненным опытом и ассоциациями, становятся неотъемлемой частью нас самих, наших знаний, убеждений, вкусов, постепенно формируя нашу личность.
Само по себе произведение искусства — картина, песня, кинофильм — не может произвести какое-то непосредственное «полезное» действие. Но зато эти произведения могут совершать ту духовную работу, которая в конечном итоге приводит в движение огромные массы людей, способных к великим деяниям.
Действенная, преобразующая сила искусства социалистического реализма заключается прежде всего в формировании личности нового человека. В этом огромную роль играет гуманистическая традиция великого искусства прошлых эпох, но не менее важен честный и правдивый ответ художника-гражданина на самые животрепещущие проблемы современности. Правдивое отражение жизни, окрыленное идеалами коммунизма, помогает каждому осмыслить свое место и назначение в мире с точки зрения общих перспектив развития.
Замечательный советский живописец Александр Дейне- ка писал: «Искусство любит заглядывать в будущее, наглядно показывая его. Но это — привилегия не только искусства, но и самого человека. Если он не мечтает, не строит планы на завтра, он не строит жизнь. Искусство призвано украсить нашу жизнь, сделать ее духовно богаче, как живопись делает величественней и прекрасней архитектуру ».
Помимо основного духовно-преобразующего назначения искусства существуют и другие способы активного и действенного вмешательства художника в жизнь. Речь идет о различных формах участия его как носителя и пропагандиста передовой эстетической культуры своего времени во всех сторонах жизни: будет ли это труд непосредственно на промышленных производствах или работа в государственных художественных советах, без одобрения которых в нашей стране не появляются ни новые сооружения, ни изделия промышленности. Или это может быть участие художников в различных звеньях народного просвещения и эстетического образования, начиная со средней школы, кончая помощью в развитии массового самодеятельного творчества в стране. Для этого в системе Союза художников СССР существуют специальные комиссии во эстетическому воспитанию.

О. Филатчев. Рыбаки Приморья. Масло. 1975.
О. Филатчев. Рыбаки Приморья. Масло. 1975.

И конечно же, первостепенная роль принадлежит у нас художникам в решении задач преобразования окружающей среды. Мы исходим из убеждения, что проблема преобразования среды включает в себя заботу не только о сохранении биосферы Земли, о разумной организации нашего предметного окружения, но и предполагает также совершенствование всех форм человеческих отношений, то есть среды социальной. Здесь задачи всех родов деятельности художников смыкаются в общей одной цели — участвовать в формировании гармоничного и совершенного мира будущего. Эти задачи решаются у нас всеми духовными и материальными ресурсами развитого социалистического общества, в том числе и средствами искусства, которое обладает особо тонкими и специфическими возможностями психологического воздействия.
В условиях социализма перед художниками открываются широчайшие возможности для того, чтобы они могли приложить свои силы, знания и талант на благо общества, активно вторгаясь в жизнь и участвуя своими, специфическими художественными средствами в общенародном деле. Искусство в нашей стране служит широчайшим народным массам, выражая их чувства и мысли. И потому художники имеют у нас невиданную по своему размаху народную аудиторию, самых заинтересованных, взыскательных и благодарных зрителей. За последние три года (1973—1975) в СССР состоялось 15 тысяч различных выставок изобразительного искусства, на которых побывало более 30 млн. человек. Если же к этому прибавить все другие формы общения художников с массовой аудиторией — будь то полиграфическая продукция, кино, телевидение, а также искусство, формирующее среду,— то станет ясно, что аудиторией наших художников действительно является все наше многомиллионное население.
Союзы художников и другие творческие объединения шефствуют над многими промышленными предприятиями, стройками, судами морского и речного флота, ведя повседневную художественно-просветительскую работу. Группы художников, иногда из ряда братских социалистических стран, выезжают на места, например на строительство нефтепровода «Дружба» или на строительство Байкало- Амурской магистрали, и, работая там, не только получают богатейший жизненный материал для творчества, но и самим фактом своего активного участия в общем деле утверждают в сознании масс новый тип художника-гражданина.
В нашей стране все виды и жанры изобразительного искусства — будь то станковые, монументальные или декоративные произведения — развиваются в гармоническом взаимодействии друг с другом. Не противоборство, не абсолютное преобладание каких-то одних видов и жанров творчества над другими, как это бывало не раз в прошлом, а единство и сотрудничество пластических и временных искусств, всех жанров творчества во имя создания таких произведений или синтетических ансамблей, которые могли бы войти органично в жизнь народа, стремление к такой целостности художественных решений, которая отражала бы дух социального и интернационального единства нового, неантагонистического общества,— такова одна из важнейших закономерностей развития социалистического искусства нашего времени, которая неуклонно пробивает себе дорогу, несмотря на многие трудности и препятствия на этом пути.
Таким образом, опыт развития искусства в социалистическом обществе, так же как и великий исторический опыт всей мировой цивилизации, красноречиво свидетельствует о том, что лишь активная, гражданственная позиция художника, лишь такое искусство, которое вносит конструктивный вклад в прогрессивное развитие общества, могут дать художнику подлинное творческое удовлетворение, окрылить и поднять его талант на высоту тех задач, которые стоят перед всем человечеством.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art