Труженики Поволжья

Труженики Поволжья
Холуев Михаил Федорович. Род. 1923 г. Живописец, заслуженный художник РСФСР Горький
На фоне фотографий друзей и однополчан изображен погруженный в думы пожилой мужчина. О чем он думает? Быть может, о тех, кто не вернулся с полей войны? Быть может, о нашем долге, долге живых перед погибшими?
Суровая память о павших — вот духовная значимость «Портрета Героя Советского Союза, писателя Антона Бринского» (1979) работы М. Холуева. Она во всем — в лаконизме, немногословности картины и в мощной лепке лица, крепких рук героя. Художник сопричастен жизни своего героя, его мыслям. Происходит как бы слияние духовного мира позирующего и изображающего.
Такой подход к работе над портретом и определил эту творческую удачу художника.

Заметную роль в развитии художественной жизни Российской Федерации сыграло создание в начале 1960-х годов одиннадцати зональных территориальных творческих объединений мастеров изобразительного искусства.Труженики Поволжья.

Организованные Министерством культуры и Союзом художников РСФСР зональные тематические художественные выставки способствовали оживлению деятельности художников Москвы, Ленинграда, областей, краев и автономных республик Федерации, подъему изобразительного искусства в целом и ознакомлению с его достижениями самых широких слоев народа.

Наша зона соединила художников бассейна реки Волги — Татарской, Удмуртской, Чувашской, Марийской Автономных Советских Социалистических Республик, Горьковской, Ульяновской, Куйбышевской, Саратовской и Астраханской областей.
Красавица Волга! На ее берегах стоят древние города и поселения людей разных национальностей.

Труженики Поволжья. Поволжье — это край многовековой истории, грозных народных волнений и революционных событий. Здесь Степан Разин и Емельян Пугачев поднимали крепостных крестьян и порабощенные народы на борьбу со своими уuнетателями. Здесь родился и сделал первые шаги на своем революционном пути великий Ленин. Здесь на Волге в годы гражданской войны решалась судьба первого в мире социалистического государства. Здесь под Сталинградом произошел коренной поворот в ходе Великой Отечественной войны…

В наше время Поволжье — край великих достижений социализма, новых белокаменных городов, могучих электростанций, оросительных каналов, край нефти, химии, крупного машиностроения, развитого сельского хозяйства, современной науки и высокой культуры. На берегах Волги звучат новые песни на многих языках.

Идел ага, Идел ага
Идел ага яктыга…

Это татарская песня. Она, как и песни других народов нашей страны, о новой радостной жизни. «Течет Волга, течет Волга, течет река к свету…»— поэт вложил в нее большой смысл: течет великая река и своим течением несет нас к нашей заветной мечте…

Необъятная серебристая гладь воды, мощные лайнеры, солнечные зеленые берега, гам чаек… Когда на белом теплоходе плывешь по Волге от ее верховья до Каспийского моря — поражаешься гигантской реке. Да, она действительно большая, великая река!

Она, наша советская Волга, стала еще прекрасней! И не случайно мы, художники, назвали свою зональную выставку именем великой реки. Свое творчество мы хотим видеть таким же большим, как Волга — главная улица России. И как главная улица дает представление об облике целого города, так и выставка «Большая Волга» (1980), на материале которой составлен этот альбом, несла зрителю всю ту неповторимую красоту, которую создает не только чудесная природа Поволжья, но и замечательные люди, живущие и работающие на берегах могучей реки, волгари.

Встреча с искусством— всегда праздник, праздник и для тех, кто творит, и для тех, кто приходит на художественные выставки. Искусство все глубже и глубже входит в нашу повседневную жизнь, становится необходимым для каждого советского человека, кем бы он ни был — рабочим или колхозником, врачом или педагогом, инженером или солдатом.

Мне вспоминаются слова, которые помнит, которым старается следовать каждый советский художник. Это ленинское высказывание — компас, позволяющий художникам сверять свой творческий путь, создавать произведения, достойные наших современников, замечательных тружеников города и села. Художники Поволжья много потрудились для того, чтобы получить право выступить со своими произведениями на выставке «Большая Волга-80». Каждый из нас чувствовал ту большую ответственность, которая обязывает художника быть верным жизненной правде, высоко нести знамя социалистического реализма. И можно без преувеличения сказать, что эта выставка явилась одним из лучших зональных смотров, проведенных в Поволжье. Экспонированные работы красноречиво свидетельствовали об ощутимом подъеме изобразительного искусства во всех творческих коллективах региона.

Радостно отметить, что народы бывших окраин России, не имевшие до Великой Октябрьской социалистической революции изобразительного искусства, достигли в этой области, как показала выставка, замечательных успехов. На Волге сейчас трудятся крупные коллективы художников, здесь находятся известнейшие в стране художественные музеи, специальные учебные заведения.

Творчество художников-волжан —неотъемлемая часть созидательного труда всего советского народа, получившего необычайный размах в канун исторического XXVI съезда КПСС. В изобразительном искусстве этого периода усилия мастеров были сосредоточены главным образом на создании произведений на историко-революционную тему, а также произведений, раскрывающих пафос наших дней, строительства коммунизма. Героическое прошлое выступало в органическом единстве с героическим настоящим. Это ярко проявилось в живописи, предоставляющей художникам большие возможности для активного и глубокого выражения в художественных образах своей общественной позиции, своего отношения к явлениям жизни.

Особое внимание уделялось ленинской теме, выявлению разнообразных граней характера и деятельности великого вождя, процессу формирования его личности в юные годы, протекавшему, как известно, в Симбирске (ныне г. Ульяновск), в Казани и в Самаре (ныне г. Куйбышев). Велико и воспитательное значение картин, посвященных революционным вехам в истории Поволжья, а также запечатлевших неувядаемые подвиги советских людей в годы гражданской и Великой Отечественной войн.

Прошлое выступало в творчестве художников как прелюдия к настоящему. Наша современность, созидательный труд и образ жизни советских людей нашли самое широкое и многоликое отражение в произведениях художников Поволжья, прежде всего в их живописи.

Очень важно отметить, что за последние годы мастера изобразительного искусства зоны, как все советские художники, сблизились с героями своих произведений — тружениками Поволжья: рабочими, колхозниками, народной интеллигенцией. Многие произведения рождались непосредственно на предприятиях, строительных площадках, на хлебных нивах колхозов и совхозов, в конструкторских бюро и научных институтах. Тема «Наш современник» прозвучала в творчестве художников во весь голос.

Современность творчества тесно связана с проблемой воплощения в искусстве образа положительного героя, человека труда. Для этого художнику нужно обладать хорошим знанием жизненного материала. Стремление к такому знанию породило у нас новые формы художнической деятельности. Одна из них — организация творческих групп художников для работы на крупнейших народнохозяйственных объектах.

В Поволжье такие группы были организованы в начале 1970-х годов и из 42 творческих бригад, созданных в Российской Федерации, 8 были образованы в нашей зоне. Это бригады художников «Красное Сормово» в Горьком, «Нефть», «КамАЗ» и «Село» в Казани, «Село» в Чебоксарах, Ульяновске, Ижевске, «Химия» в Саратове. Образ нашего современника воспет во многих произведениях художников зоны. Например, рабочие КамАЗа — гигантской всесоюзной стройки — показаны во многих работах. В коллективе художников Татарии трудно найти живописца, который не побывал бы в Набережных Челнах, не следил бы за строительством КамАЗа, не искал бы там темы для своего творчества.

Вместе с первыми строителями пришли на стройку художники с этюдниками и карандашом. Помню, как первый раз мы приехали в Челны для организации нашего филиала. Ровное поле на берегу Камы. Вдали поднимается на большую высоту плотная масса пыли от строящихся города и заводских цехов. Вокруг живописные извилистые дороги, пропаханные гусеницами тракторов и тяжелыми колесами автомашин. Вокруг стройки в 59 деревнях разместились строители. Первое время даже зимой в страшные холода многие жили в палатках. А как они работали! Как кипела работа на стройке. И такими прекрасными были эти сильные люди, возводившие КамАЗ!

Под ярким впечатлением увиденного многие из нас загорелись желанием посвятить им картину. Так возникли полотна о камазовцах, в том числе и моя «Челнинские красавицы (КамАЗ)» (1975). Появились картины В. Скобеева «Портрет мастера плавильного цеха КамАЗа Алексеенкова» , выделявшийся крепким рисунком, конструктивной построенностью и расчетливой компоновкой полотна, и другая —мажорная и декоративная по колориту его работа «Студенческая песня» (1979) — гимн трудовой молодежи.

Произведение В. Федорова «Очередное задание» (1979) рассказало о людях труда — инженерах и строителях КамАЗа. Полотно Ф. Якупова «Девушки» (1978) было посвящено молодым строителям, их образы полны обаяния и красоты. Е. Симбирин в композиционном портрете монтажника Мазита Ибатуллина (1978—1979) воплотил возвышенный образ молодого рабочего — гордого и счастливого. Живущий в г. Брежневе (прежних Набережных Челнах) художник Н. Бикташев в «Портрете Героя Социалистического Труда И. Шайхутдинова» (1979) изобразил газопроводчика за укладкой труб.

Портретом-картиной можно назвать и произведение марийского художника А. Бутова «Столяр Рыбаков» (1979), в котором с большой простотой и ясностью раскрывается значительность и красота этой профессии. Такой же подход к натуре мы видим и в работе художника В. Кныжова из г. Куйбышева «Сельский кузнец Григорьев» (1979).

Произведения живописи, посвященные труженикам села, занимают значительное место в творчестве художников. В творческой группе «Село» плодотворно поработал Н. Карачарсков (Чебоксары). Выделяется его картина «Бригадир плотников Алексей Федорович» (1979), написанная в чувашском колхозе. Работы А. Моторина «Портрет телятницы Щербаковой» (1977) и «На ферме» (1979) — правдивый рассказ о скромных труженицах-животноводах Ульяновской области.
Земляк А. Моторина И. Лежнин создал серию живописных полотен о работниках совхоза им.

Н. К. Крупской: «К весне» (1976), «Все в поле», «После дождей», «Сигнальщик Саша Слепов»
(1978) —это маленькие поэмы о труде колхозных механизаторов. Глубоким проникновением в сердце и душу сельского труженика отличаются произведения «Ветераны донских степей» волгоградца А. Бурлая, «Сенокос» (1976)
Н. Токтаулова (Йошкар-Ола), «Семья» (1978) и «Источник» (1979) К. Владимирова (Чебоксары).

В произведениях «Месяц хлебный» (1979) А. Учаева (Саратов) и «Ритмы стройки» (1979) Р. Федорова (Чебоксары) традиционная тема получила новое возвышенное звучание. Они напоминают нам песни о торжестве и радости труда хлеборобов, строителей светлой колхозной жизни. Поэтичные полотна «Веселый пастух» и «Разговор» (обе — 1 978) Б. Давыдова (Саратов) написаны с большой теплотой и искренностью. Говоря о портретах тружеников сельского хозяйства, нельзя не сказать о «Портрете М. И. Тихомировой» (1978) работы 3. Лаврентьева (Марийская АССР), о серии портретов колхозниц А. Холмогорова (Удмуртская АССР), отмеченных глубокой симпатией к изображенным им людям.

Художники Поволжья в своем творчестве не раз обращались к воплощению образов работников умственного труда в советском строительстве. Наиболее интересными и по содержанию, и по исполнению являются портретные изображения деятелей науки и культуры—авиаконструктора в «Портрете Кузнецова» (1977—1979) работы куйбышевского художника Р. Баранова; писателя Героя Советского Союза Антона Бринского (1979), написанного горьковским художником М. Холуевым, а также врачей в картине удмуртского художника А. Холмогорова «Консилиум» (1979).

Создание групповых портретов по рабочим профессиям является примечательным явлением в изобразительном искусстве нашего времени. Таковы картины «Рабочая династия. Герой Социалистического Труда Н. А. Волков с сыновьями Юрием и Валерием» (1979) А. Егуткина (Ульяновск), в котором отчетливо утверждается идея единства и преемственности мыслей и дел отца и детей, «Семья. Ижевские металлурги Обуховы» (1979) П. Семенова (Удмуртская АССР), где та же общность раскрывается более интимно, как проявление дружбы и согласия. Собственно говоря, и рассмотренные нами ранее картины «Челнинские красавицы (КамАЗ)», «Очередное задание», произведение В. Жемерикина (г. Горький) «Дорожники» (1979) являются тоже групповыми портретами рабочих и инженеров.

Если обратиться к живописным произведениям, посвященным сельскому хозяйству и деревенскому быту, то групповыми портретами следует считать и картину В. Куделькина (Казань) «Передовые доярки бригады М. И. Кузьмина села Никольское Куйбышевского района ТАССР» (1978 — 1979), и, конечно же, полотно А. Родионова (Казань) «Коневоды. Групповой портрет передовиков Татарского конезавода А. М. Кузнецова,
В. М. Крапивина, В. С. Борисовой, А. А. Заваляева, Е. И. Никсатовой, П. П. Ахаевой» (1978— 1979). В сущности жанровая картина Н. Карачарскова «Бригадир плотников Алексей Федорович» также представляет собой групповой портрет членов бригады, решенный художником в бытовом плане.

Во многих произведениях художников-волжан стираются грани между жанрами: портретным и бытовым, бытовым и пейзажем, бытовым и натюрмортом. Часто это обогащает картину, углубляет содержание, разнообразит форму. К такого рода картинам обычно применяют термин — «тематическая картина».

Картина молодого художника Ф. Якупова «Кызыл-туй (Встреча)» (1979). Кызыл-туй — по-русски красная свадьба. Название это вошло в татарский быт в начале 1930-х годов и обозначало свадьбу советскую. Работа художника — это рассказ о советской молодежи, рабочей и сельской. Это произведение является примером тематической картины. К этому жанру надо отнести и произведение ульяновского художника Е. Родина «Заводская газета.

В редакции» (1979), в котором основное место отведено натюрморту. Частью натюрморта становится и портрет Маяковского, придающий всей картине эмоциональную окраску. К этой картине примыкает полотно А. Денисова (Волгоград) «Утренние новости» (1979), как бы продолжающее рассказ о заводской многотиражке. Здесь тоже есть пейзаж с четко выписанными приметами нового времени — строительство крупного предприятия, мачты электропередач.

В картине -П. Федорова (Саратов) «Новый дом» (1979) преобладает пейзаж — яркий, весенний, солнечный, полный оптимизма. Здесь и жанр — тема труда и новой семьи, светлого будущего.

И, наконец, как будто «чистый» пейзаж в картине Р. Нурмухаметова (Казань) «Порт» (1978— 1979). Но сколько здесь движения, присутствия человека-труженика и хозяина всех этих судов, механизмов, машин, облегчающих его труд. Тяжелую работу каспийских рыбаков отразил в своей картине «Ночная бригада» (1979) астраханский художник В. Юшин. Она привлекает внимание зрителя не только необычайностью сюжета, но и тем романтическим чувством, которым проникнуто полотно.

Заканчивая этот краткий обзор произведений живописцев Поволжья о жизни и труде рабочих, колхозников и народной интеллигенции этого региона, необходимо еще раз отметить то, что именно в эти годы получили особый размах и достигли более высокого уровня разнообразные формы укрепления связей всего советского изобразительного искусства с жизнью и деятельностью народа. Это оказало благотворное влияние и на творчество художников Поволжья — теснее стали их связи с тружениками города и деревни, значительно обогатилась тематика их произведений, глубже в этих картинах стали образы советских людей.

Я вспоминаю картину Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге». Передо мной встают русские люди в лохмотьях, в лаптях и босые, их загорелые лица угрюмы. Мне слышатся их грустные песни. Мне вспоминаются и потомки тех бурлаков —я еще был совсем маленьким, когда такие же, как репинские, бурлаки тянули большую деревянную черную баржу по берегу Бакала, недалеко от Ново-Татарской слободы, и мы, рыбачкй, старались быстрее убрать свои удочки с маленькими колокольчиками, чтобы их не снесли тяжелые канаты волжских бурлаков.

И мне снова слышится родная песня: «Течет Волга, течет Волга…» Она теперь уже не та река, на ее берегах не слышны печальные песни наших отцов и дедов. И художники, как весь наш советский народ, поют новые песни — вольные и радостные.

Любуясь светлыми полотнами советских художников, невольно думал о прошлом: снова вспоминал законы шариата, запрещавшие татарам заниматься рисованием. Вспоминал Габдуллу Тукая, мечтавшего о национальных художниках; Галиасгара Камала, собиравшего среди прогрессивной интеллигенции деньги на обучение хотя бы одного татарина в Казанской художественной школе, открывшейся в конце прошлого столетия. Однако до Великого Октября ни один юноша татарин не перешагнул через порог этой школы. А сколько нас вышло из этой школы сейчас!

И какую огромную радость приносит мне то, что ежегодно армию художников Поволжья пополняют десятки талантливых художников —марийцев, русских, татар, удмуртов, чувашей и других национальностей, получивших образование в художественных вузах Советского Союза.

Как из сотен ручейков и речушек, сливающихся воедино, образуется наша красавица Волга, так и из сотен произведений изобразительного искусства самых различных жанров складывается красочная палитра Большой Волги. В этих картинах, как в зеркале, отражается кипучая созидательная деятельность советских людей.
X. Якупов, народный художник СССР, член-корреспондент Академии художеств СССР

Труженики Поволжья в живописи СССР

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art