Ульяна Бабкина. Потомственная мастерица каргопольской игрушки
На выставках народного искусства раздел игрушки один из самых популярных. Тут всегда толпятся и взрослые и дети. И не удивительно. Обобщенность силуэта, подчеркнутость деталей превращают игрушку в настоящую народную скульптуру, а яркая орнаментальная роспись делает ее понятной и близкой каждому. Мы не раз будем говорить об этом виде народного творчества — очень древнем и одновременно всегда юном. Сегодняшний рассказ о прошлом русской глиняной игрушки и об одной замечательной мастерице наших дней.
Чаще всего это были звонкоголосые свистульки. Отцы и матери покупали их своим ребятишкам. А те, собравшись стайкой, брали глиняных петушков да утушек и отправлялись за деревню. И там что есть мочи дули в свистульки, чтобы скорее уносила ноги злая старуха зима.
В те далекие времена глиняная игрушка была не только детской забавой или украшением жилища. Образы ее отражали народные представления о мире, были тесно связаны с исконным занятием русского человека — земледелием.
Теперь понятно, почему так часто в народном искусстве встречаются глиняные женские фигурки. Одни стоят подбоченясь, другие кормят младенцев или просто держат их на руках. Все они были когда-то образом родной земли, ее животворящих сил.
Присмотримся повнимательнее. В иных краях игрушки, как и глиняная крестьянская посуда,
покрыты зеленой глазурью, в других — цветным лаком с «серебром» и «золотом». И очень часто украшены нарядной росписью. Орнамент несложен, но расположение его элементов строго определенно. Например, на юбках глиняных баб, на спинах и боках коней и птиц встретим мы один и тот же рисунок: красные круги, яркие кино варные кресты. Что они значат?
Наступал Новый год. По народным преданиям, вновь нарождалось солнце. Эти дни праздновались очень торжественно. Во многих северных деревнях бабушки пекли внукам узорные пряники с разноцветной сахарной поливой, лепили из ржаной муки козули — игрушки, изображавшие лошадей, оленей, коров, птиц… А солнце разгоралось все ярче и ярче. Наконец день равнялся с ночью. Солнце побеждало тьму и холод, а вместе с ними болезнь, несчастье, смерть. Все ближе была долгожданная пора, когда крестьянин бросит в ниву первые семена… К дню весеннего солнечного равноденствия пекли из теста «жаворонков» и «тетерок». Только и разговоров было, что совсем уже скоро прилетят птицы и прогонят злую стужу дружным своим щебетом. И принесут на крыльях весну-красну!
Мы часто называем весну «утром года». Сегодня слова эти только метафора. Но для нашего прадеда-землепашца, жизнь которого была неотделима от жизни природы, весна и впрямь была утром года. Долгие века в народе жили поэтические представления о том, что молодое солнце выезжает в эту пору на небо в колеснице, в которую запряжены чудесные кони.
Такие узоры рисовали не только на птицах и конях, непосредственно связанных с образом дневного светила, но и на женских фигурках. Рисуя, словно сказку сказывали, как солнце своими лучами согревает землю и дает ей силу плодородия…
Прошли века. Люди по-иному стали представлять себе мир. Уважение хлебопашца к земле осталось прежним. А вот связь народной игрушки с крестьянским календарем, с древними земледельческими обрядами постепенно ослабевала. Все чаще мастера присматривались к окружающей жизни, в ней искали темы для творчества.
Как развивается искусство игрушки в наши дни? Об этом мы узнаем, познакомившись с Ульяной Ивановной Бабкиной.
Имя это составило целую эпоху в развитии русской глиняной игрушки. О творчестве замечательной северной мастерицы рассказывали газеты и журналы, радио и телевидение. В родную ее деревню Гринево, расположенную неподалеку от Каргополя, часто приезжали художники и просто любители народного искусства.
На столе появляются все новые и новые игрушки. Вот баба с пирогами в старинном северном наряде, приветливая, хлебосольная, чем-то похожая на хозяйку. Закружились в кадрили пары: статные бородатые мужики и бабы в кокошниках, безусые парни и девушки, Чуть поодаль — кормилицы с младенцами на руках, хозяйки с корзинами, деревенские модницы с муфтами, в широкополых шляпах. Бабы все улыбчивые и прибранные, мужики опрятные, бороды расчесаны. Один за другим выступают вперед «вершники». Кони под ними зеленые, синие, а на боках алые кресты. Смотришь на разноцветные Ульянины игрушки, и перед глазами праздник.
Начнут гости расспрашивать Ульяну Ивановну, как такие игрушки она делает.
А просто делаю, — отвечает она. Ногами ее потопчу, руками помну да камни выну — она мягонькая будет. Тогда и леплю. Потом на полочку поставлю сохнуть. Через дня два в печь ставлю. Печь затоплю и обжигаю. А простынут — красить примусь.
Интересно увидеть, как рождаются ее чудо-игрушки. Возьмет Ульяна Ивановна комок глины, как бы приноравливаясь, впору ли вымешена, и начнет лепить лишь одной ей ведомую зверушку. Носик небольшой, глаза что угольки. Сказывает потом, что Полкан-богатырь давным-давно жил, о нем еще бабушка ей говорила…
Игрушки Ульяны Ивановны почти по-детски непосредственны. Работать она любила под песню или сказку, частушку или прибаутку. И игрушки, так рождавшиеся, были для нее словно живые существа. С ними она даже разговаривала. И лишь вдоволь натешившись, складывала в бурачок.
Человеком Ульяна Ивановна была удивительным. Маленькая, подвижная, с веснушчатым, морщинистым, словно печеное яблоко, лицом. Это чувствовал каждый, едва только заговаривал с ней.
Родители мастерицы, не знали крепостной зависимости. Нелегким трудом добывали кусок хлеба, ведь округ Гринева каргопольская сушь: поля нехлебородные, вода далеко. Одной землей здесь не прожить. Вот и приходилось крестьянам искать дополнительный заработок. Большая часть гриневцев занималась гончарством.
Шли годы, она сено косила, ходила в лес за грибами и ягодами, гончарила. Деревенская ребятня только и выжидала случая, когда бабушка Ульяна примется за игрушки. Лепит и красит она сказочные фигурки, а мальчишки и девчонки вокруг толпятся — домой их не зазвать. Рассадит Ульяна Ивановна их вокруг стола, даст кому глины, кому кисточку с красками и рассказывает, как и что делать.
На всю жизнь сохранила она верность родной земле, труду отцов и дедов. Именно ей обязан каргопольский гончарный промысел тем, что донесла она старую традицию, что всеобщий интерес к ее творчеству побудил и других вспомнить прежнее ремесло.
Среди ее глиняных фигурок встречаются и трагические «сказы». Ими она как бы напоминала, что есть на свете и зло, и дети об этом тоже должны знать.
Игрушки бабушки Ульяны говорят об исключительной ясности ее творческого мышления, о поэтическом восприятии всего, что окружало мастерицу. Глиняные человечки приземисты, коренасты, круглолицы. Роспись совсем проста: белой краской покрывала Ульяна Ивановна открытые части тела, большими цветными пятнами обозначала одежду. Оттого бороду у мужичков наводила мастерица киноварью, которую оттеняла росчерками синей краски. Рисовала аккуратно, чтобы вышла борода словно расчесанная. Прическа, опрятность — очень важная черта образов.
Ульяна Ивановна Бабкина прожила большую жизнь. Умерла она в прошлом году. А в нынешнем любители народного искусства отметили девяностолетие со дня рождения мастерицы.
Игрушки бабушки Ульяны учат нас видеть в самом обычном прекрасное. Жить чисто и без утайки. Любить свой родной край и уважать простого человека труда. И еще работать всю жизнь не покладая рук.
Сегодня в дымковской игрушке работают тридцать мастериц разных поколений. Самые младшие учатся у старейших, приобретая навыки и опыт в совместном творчестве, как бы буквально из рук в руки.