Франс Снейдерс Рыбная лавка

Франс Снейдерс Рыбная лавка. 1579—1657. Холст, масло. 1,35 X 2,04
Франс Снейдерс Рыбная лавка. 1579—1657. Холст, масло. 1,35 X 2,04

Франс Снейдерс Рыбная лавка 1579—1657

Натюрморты Снейдерса трудно назвать натюрмортами в строгом смысле этого слова. Предметы в них не остаются наедине друг с другом; в картинах, как правило, присутствует человек, и сюжетно они представляют собой, в сущности, жанровую сцену. Обычно это мясная или рыбная лавка, кухня, груды дичи в интерьере или на фоне пейзажа.

Московская «Рыбная лавка» иконографически восходит к особому типу изображений кухни, которые обычно представляли собой композиционно переакцентированную евангельскую сцену «Христос у Марфы и Марии», где главная группа помещена в глубине и виднеется в проеме двери или окна, а впереди изображены кухня со множеством снеди и Марфа со служанкой, готовящие трапезу. В Фландрии такие картины писали в XVI веке Питер Артсен и Бейкелар. В «Рыбной лавке» Снейдерса. власть этой композиционной схемы столь велика, что зритель невольно сосредоточивает внимание на оконном проеме заднего плана, подозревая нечто сюжетно значительное в изображенной там случайной уличной сценке. То, что это семантически важное место в композиции оказывается не занятым, 4 придает особую смысловую окраску картине Снейдерса: это мир, из которого ушло божество. Снейдерс не изображает в своих натюрмортах вещей, созданных человеком, человек у него празднует победу над природой, над ее флорой и фауной. Преобладает бравурная декоративность барокко, но есть в них и барочная безжалостность.
Эволюция творчества Снейдерса прослеживается с трудом. Московский натюрморт не датирован, можно только утверждать, что он был выполнен художником в зрелый период творчества, то есть после 1620 года. Известно, что Снейдерс сотрудничал с Рубенсом, и некоторые его натюрморты выполнены по эскизам или рисункам Рубенса. Возможно, фигура женщины в картине из ГМИИ навеяна какими-то рубенсовскими мотивами. Натюрмортов кисти Снейдерса сохранилось множество, еще больше дошло до нас произведений его мастерской, а также повторений с его полотен, пользовавшихся у современников огромным успехом. «Франс Снейдерс пишет божественные картины… он создает произведения удивительные… по-моему, он единственный в этом роде живописи… он постоянно перегружен заказами…»,— пишет о нем Ян Брейгель Бархатный. Поступила в РМИИ имени А. С. Пушкина в 1924 году из Государственного Эрмитажа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art