Школа рядом с Третьяковкой

Школа рядом с Третьяковкой
М. Миркин. 16 лет. Этюд головы. Масло. 1942.

Школа рядом с Третьяковкой

В одном из переулков Замоскворечья, напротив знаменитой Третьяковской галереи, стоит обычное здание не совсем обычной и тоже по-своему знаменитой школы. Каждый год первого сентября по традиции приходят к нему новички. Вместе со «сторожилами» выстраиваются они перед своим будущим вторым домом, вдоль аккуратно расчерчивающих асфальт белых линий, занимают тротуар до самой Третьяковки. Позади них счастливые папы и мамы. Привлеченные праздничным видом детей и морем цветов, останавливаются посетители галереи. А жители Лаврушинского переулка, которым хорошо знаком ритуал посвящения в учащиеся этой школы, считают своим долгом каждый раз встречать новое поколение юных избранников. И кажется, что перед глазами притихших ребят не школьное здание, а храм искусств. Вступая в него, они с замиранием сердца слушают добрые напутствия старших…

В. Пурыгин, 16 лет. Зимний этюд. Карандаш. 1942.
В. Пурыгин, 16 лет. Зимний этюд. Карандаш. 1942.
М. Никонов. 14 лет. Портрет старухи. Карандаш. 1942.
М. Никонов. 14 лет. Портрет старухи. Карандаш. 1942.

Московской средней художественной школе при Государственном художественном институте имени В. И. Сурикова исполнилось 77 лет. Этот знаменательный юбилей наполняется особым смыслом, если учесть, что славная история МСХШ неразрывно связана с историей развития отечественной художественной культуры. Из стен школы в большую жизнь вышло не одно поколение известных и уважаемых художников. Среди них народный художник СССР Гелий Коржев; народные художники РСФСР Виктор Иванов, Юрий Королев, Петр Оссовский, Игорь Попов, Валентин Сидоров, Алексей Ткачев, Юрий Чернов; заслуженные деятели искусств РСФСР Олег Буткевич и Владимир Стожаров; многие видные мастера, без которых немыслимо современное советское изобразительное искусство. Они — гордость школы и пример для ее сегодняшних юных воспитанников.
До Великой Октябрьской социалистической революции подобных учреждений в нашей стране не было. Только дети состоятельных родителей могли заниматься искусством. Жизнь молодой республики требовала создания доступных художественных школ с талантливыми преподавателями, просторными мастерскими, наглядными пособиями, мольбертами и инструментом для всех, кто любил и хотел писать, рисовать, лепить, где одаренные дети могли бы развивать способности.

И. Штеренберг. 17 лет. Перед открытием школьной выставки. Масло. 1978.
И. Штеренберг. 17 лет. Перед открытием школьной выставки. Масло. 1978.

Возглавил ее Петр Тихонович Мещеряков, старый коммунист, много сил вложивший в организацию школы. К ребятам он был чуток, внимателен и одновременно строг; они любили его и звали «наш Суворов».
Становление МСХШ происходило в период утверждения принципов социалистического реализма в советской художественной культуре Первые выпускники входили в жизнь в те годы, когда в изобразительном искусстве исключительно остро ставились и решались проблемы реализма, станковой живописи, отношения к классическому наследию, когда ведущими нашими мастерами были М. Нестеров, А. Дейнека, П. Кончаловский, Н Крымов, А. Пластов, Б. Иогансон. И это не могло не отразиться на жизни школы.
В ее повседневной деятельности принимали участие выдающиеся художники старшего поколения и преподаватели Суриковского института. Вместе с его ректором И. Э. Грабарем они всегда бывали на просмотрах работ учащихся. Педагоги школы начальной поры — А. Барщ, М. Добросердов, П. Кошевой, С. Михайлов, К. Молчанов, В. Почиталов, П. Хайкин, А. Шорчев — последовательно проводили линию реализма в художественном образовании своих питомцев.
Осенью 1978 года, в преддверии наступающего юбилея, в Москве и Подмосковье экспонировалась уникальная выставка работ бывших воспитанников первых двух выпусков МСХШ. «23» — так назвали ее участники, известные советские мастера, выступившие единым коллективом. На долю их поколения выпали суровые годы Великой Отечественной войны. С преподавателями и другими учениками они были эвакуированы в Башкирию, в далекое село Воскресенское, где работали и учились, вместе со всей страной преодолевая военные невзгоды.

И. Кусков. 16 лет. Иллюстрация к Тилю Уленшпигелю. Тушь. 1943.
И. Кусков. 16 лет. Иллюстрация к Тилю Уленшпигелю. Тушь. 1943.

Сколько сил, выдержки нужно было директору Н. А. Карренбергу и его коллегам, чтобы сберечь не только жизнь, но и талант ребят. Поистине это был человеческий и творческий подвиг! С тех самых пор — с сурового детства — до сего дня и навсегда сохранили их воспитанники свою любовь и верность школе.
Сегодня, как и сорок лет назад, в классах МСХШ встречаются дети со всех концов Советского Союза. За эти годы здесь была создана система преподавания, которая во многом стала основой для художественных школ всей страны.
Система образования в МСХШ строится на остром наблюдении действительности и максимальном приближении к жизни. Настоящий художник прежде всего гражданин. Поэтому ученики не могут быть в стороне от великих дел современности В разные концы нашей необъятной Родины, на передовые рубежи комсомольских строек выезжают юные мастера: пишут индустриальные пейзажи, природу, преобразованную руками молодых строителей, портреты созидателей новой жизни. Во время летней практики учащихся школы можно встретить в Абакане и Братске, на строительстве Саяно-Шушенской и Усть-Илимской ГЭС, в Красноярске, Мариуполе, Новокузнецке, в городах-героях Севастополе, Ленинграде, Киеве.
И где бы они ни бывали за последние годы, всюду стремились оставить добрую память: устраивали выставки своих работ, собиравшие иногда до 50 тысяч зрителей, читали лекции, помогали рабочим в оформлении цехов предприятий.

Л. Котляров. Эскиз к Пугачевщине. 1941.
Л. Котляров. Эскиз к Пугачевщине. 1941.

Мальчишки часто вспоминают романтические северные сияния Заполярья, перелеты над тундрой… Одним грезятся брусничные поля Карелии, другим — раздольная Волга с удивительными городами, третьи долго не могут забыть хрустальные водопады в Житомирской области… Привезенные из поездок этюды и зарисовки, оставшиеся яркие впечатления служат потом незаменимой основой для углубленного творчества.
Конечно же, опыт и мастерство, содержательность произведений и чувство материала появляются у учащихся не сразу, а постепенно, в процессе обучения. Очень много ребята работают самостоятельно, но именно в школе воспитывается художник.
В фондах МСХШ собрано множество превосходных творений, ежегодно к ним добавляются новые. Часть этих рисунков, картин и скульптур выставляется в школьном музее. Не преувеличивая можно сказать, что он стал как бы неофициальным филиалом Третьяковской галереи. Ведь здесь хранятся ранние произведения многих ведущих советских художников, которые когда-то окончили школу.

Л. Котляров. 16 лет. Эскиз к «Пугачевщине». Карандаш. 1941.
Л. Котляров. 16 лет. Эскиз к «Пугачевщине». Карандаш. 1941.
Н. Калинович. 15 лет. Натюрморт. Масло. 1941.
Н. Калинович. 15 лет. Натюрморт. Масло. 1941.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art