Эмали Михаила Цалкаламанидзе

Эмали Михаила Цалкаламанидзе
Рыба. Перегородчатая эмаль, медь, гравировка. 1990-е. Художник Михаил Цалкаламанидзе

Эмали Михаила Цалкаламанидзе

Есть в Государственном музее искусств Грузии интересный, запоминающийся раздел, посвященный древней металлопластике, эмалям, ювелирному искусству. Подолгу можно стоять перед чеканным киотом Хахульской богоматери в виде триптиха, внимательно рассматривая золотой оклад, украшенный эмалями различных эпох, изумительными драгоценными камнями. И другие экспонаты красноречиво рассказывают о периоде расцвета в древней Грузии пластики по металлу и искусства эмали. Один из ведущих художников эмальеров страны — Михаил Михайлович Цалкаламанидзе. Часто приходил он сюда, с волнением останавливался перед давно знакомыми иконами, медальонами, окладами древних рукописей. Заметно помогало в плодотворной работе художнику изучение богатых национальных традиций грузинских эмалей, секретов мастерства, особенностей технологии и художественных приемов, уходящих корнями в далекие времена античности.

В саду. Перегородчатая эмаль, роспись, гравировка. 1985. Художник Михаил Цалкаламанидзе
В саду. Перегородчатая эмаль, роспись, гравировка. 1985. Художник Михаил Цалкаламанидзе

Особое место в искусстве Грузии занимают перегородчатые эмали. Изготовление их основано целиком на приемах ручного труда: эмаль заполняет ячейки, образованные перегородками из тонкой проволоки, обеспечивающей гладкую поверхность. Яркость и прозрачность красок, энергичный характер рисунка, кажущаяся легкость технического исполнения древних эмалей служат постоянным творческим ориентиром для Цалкаламанидзе. Он занимается и ювелирным искусством, и резьбой по кости, дереву, и керамикой, но более всего увлечен созданием эмалевых панно-пластин.
Специалист по эмали должен свободно владеть навыками обработки металла и плавки стекла, обладать способностью мыслить пластически и хорошо знать химические свойства материалов. Ведь, чтобы получить желаемый цвет, нужно проделать много экспериментов, и лишь немногие из них дадут необходимый результат. Михаил Михайлович неустанно ищет, экспериментирует, работает не только над художественным образом, но тщательно заботится о всякой технической мелочи, не оставляет без серьезного внимания даже малозначительную деталь, которая тоже в конце концов способствует созданию образа. Он требовательно подбирает текстуру дерева, в которое будет оправлена медная пластина с эмалями, пробует разный температурный режим плавки, всегда старается выявить декоративные качества, изначально присущие тому или иному материалу, совершенствует приемы росписи, позолоты, гравировки, добивается выразительности рисунка перегородок. Особой искусности и ловкости требует пайка тончайшей серебряной проволоки.

Аджарский танец. Перегородчатая эмаль, роспись, гравировка. 1983. Художник Михаил Цалкаламанидзе
Аджарский танец. Перегородчатая эмаль, роспись, гравировка. 1983. Художник Михаил Цалкаламанидзе

А какое огромное значение в создании образа имеет цветовая гамма! Как правило, палитра эмалей расширяется в ходе многократных смесей и получения оттенков, в результате бесчисленных химических соединений, в процессе обжига, а также насеивания различных порошков эмалей друг на друга благодаря взаимодействию между металлом и эмалью. Постепенно с годами цвет в творчестве тбилисского мастера становится все более сложным, комбинации оттенков, сопоставления цветовых пятен помогают достичь образности, эмоциональной глубины мотива.
Свободный творческий порыв все настойчивее ищет союза с мудрым опытом. А опыт и знания накапливаются медленно, но верно. Не один десяток лет работает Михаил Михайлович в одном из редких видов декоративного искусства. Началом творческой деятельности можно считать окончание в 1969 году Тбилисской Академии художеств по специальности «художественное конструирование промышленного оборудования». Однако в промышленность выпускник академии не пошел: его призванием было творчество. И призвание не обмануло его. Принадлежность высокому искусству ощущается в большинстве работ мастера.

Шота Руставели. Перегородчатая эмаль, медь, гравировка. 1984. Художник Михаил Цалкаламанидзе
Шота Руставели. Перегородчатая эмаль, медь, гравировка. 1984. Художник Михаил Цалкаламанидзе

В своих первых произведениях в технике эмали он тесно связан с традиционной тематикой и стилистикой грузинского искусства, особенно эпохи средневековья. Об этом свидетельствуют серии пластин, посвященные астральным знакам, а также изображениям зверей. Они живо перекликаются с древней скульптурой и книжной миниатюрой, с наивной анималистикой бронзового века. Красивы по силуэту, привлекательны упругим ритмом открытых цветов, сказочной условностью образа небольшие панно в форме круга. Круг — излюбленная форма автора, в которую он вдохновенно и умело вписывает и самые простые, и более сложные сюжеты.
В последующих работах тбилисский эмальер в основном уходит от чисто декоративных композиций, содержание которых нередко исчерпывается лишь орнаментикой. Стремление к жанровому разнообразию, воплощение реальных образов рождает новое качество — гармоничное соединение возможностей древней техники и богатства, разнообразия современной тематики. Выполненные за последние пять лет произведения, освобождаясь от канонической жесткости, обретают свободу и плавный ритм повествования, почти графическую ясность линий, радостный звучный колорит.
Эмальер, подобно живописцу — станковисту, разрабатывает конкретные темы современности, славной истории, связи прошлого и настоящего. Он обращается к античной легенде о золотом руне, воссоздает самобытный образ великого поэта Шота Руставели и одновременно выполняет с волнением и фантазией красочную композицию об освоении космоса, оригинально трактует дорогую всем тему в торжественном панно «Солнце Победы».
Уже давно задумана и постепенно продолжает пополняться новыми работами серия эмалей, посвященная народностям Грузии. Карталинцы, гурийцы, хевсуры, аджарцы, сваны, рачинцы точно характеризованы автором яркими костюмно-этнографическими признаками, определенными приметами психологии, привычек, рода деятельности. Все сюжеты выполнены в лаконичной манере, с долей добродушного юмора.

Козел. Перегородчатая эмаль, роспись, гравировка. 1980. Художник Михаил Цалкаламанидзе
Козел. Перегородчатая эмаль, роспись, гравировка. 1980. Художник Михаил Цалкаламанидзе

Многие темы и образы подсказывает мастеру щедрый, бескрайний мир природы. Верным ориентиром творчества, источником смелых художественных идей служат характеры знакомых и близких, повседневная жизнь родной страны, постоянные наблюдения во время работы и досуга, впечатления интересных поездок и плодотворного общения с друзьями и коллегами. Часто соавтором Михаила Цалкаламанидзе становится его супруга Циала — тоже мастер декоративно-прикладного искусства. Созданные ими панно в технике эмали обнаруживают соединение темперамента и вкуса, четко продуманного решения и непосредственной задорной детали. Взаимопомощь, деловой спор, обмен советами и мнениями, наконец, абсолютное взаимопонимание позволяют художнику работать в полную силу творческих возможностей.

Сбор чая. Перегородчатая эмаль, медь, роспись, гравировка. 1982. Михаил Цалкаламанидзе
Сбор чая. Перегородчатая эмаль, медь, роспись, гравировка. 1982. Михаил Цалкаламанидзе

М. Цалкаламанидзе бережно относится к вечным темам мирного труда на цветущей земле, материнства, любви к детям. Он как бы удивленно внимает тайне обновления природы и счастливой жизни в добрых отношениях со всеми людьми — работящими, веселыми, честными. Композиции «Сбор чая», «Хлеб и лоза», «Хинкали», «Семья», «Жнецы», «Урожай», «Материнство», помимо конкретной национальной тематики, воплощают понятные каждому мысли и чувства, вызывают искренние симпатии зрителей к солнечному краю, труженикам земли, к самой жизни.
Создание образов современных, динамичных, обладающих емким содержанием, требует поиска новых форм, совершенствования художественного языка. Поэтому М. Цалкаламанидзе не только исследует традиции национального искусства, он изучает опыт современных эмальеров, интересуется образцами зарубежной классики. Многому учится в творческих командировках, в совместной работе с коллегами, даже в общении с собственными учениками. Мастер передал ученикам не только необходимую сумму знаний и навыков, он воспитал в них художника, которому небезразличны истоки родной культуры, ее завтрашний день. Ведь и сам он когда-то увидел в древнем виде искусства символ вечной жизни. Эту жизнь нельзя, как песню, оборвать на полуслове, нельзя утратить и забыть. Ее необходимо обогатить новыми впечатлениями и открытиями, чтобы она радовала еще многие поколения. Этой цели верно служит художник-эмальер из грузинской столицы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art