Ян Брейгель Бархатный

Ян Брейгель Бархатный. Пейзаж 1603. 1568—1625. Медь, масло. 0,17 х 0,24
Ян Брейгель Бархатный. Пейзаж 1603. 1568—1625. Медь, масло. 0,17 х 0,24

Ян Брейгель Бархатный. Пейзаж 1603

Ян Брейгель, прозванный Бархатным или Райским, был сыном знаменитого Питера Брейгеля. В юности он любил писать цветущие райские кущи, в которых помещал Адама и Еву в окружении разнообразных и диковинных птиц, зверей, или густые леса и пустыни с фигурами молящихся отшельников на переднем плане. И по мотивам и по характеру пространственного построения эти картины выдержаны в традициях нидерландского пейзажа XVI века. Значительное влияние на характер пейзажного видения Яна Брейгеля оказала его поездка в Италию в первой половине 1490 годов. Там он познакомился с характерными для классического итальянского пейзажа принципами композиционного решения — кулисным построением с пространственным прорывом в центре и тремя цветовыми слоями: коричневатым на переднем плане, затем зеленоватым и голубым.

По возвращении из Италии Ян Брейгель обосновался в Антверпене, где имел успех как один из ведущих пейзажистов своего времени. Друг Рубенса, он часто сотрудничал с ним, выполняя в его картинах пейзажные фоны, а также цветы, фрукты и фигуры животных. По-видимому, Рубенс, в свою очередь, иногда вписывал человеческие фигуры в пейзажи Брейгеля. Временем расцвета творчества Яна Брейгеля считается начало 1600-х годов, к этому периоду принадлежит и московский пейзаж, на котором есть подпись художника и дата. Па картине изображен сельский вид с домами справа и кузницей слева, образующими кулисы первого плана. В центре улица, уходящая в глубину, и несколько повозок. Тема повозки очень характерна для фламандского пейзажа XVII века, она становится одной из его иконографических примет. Трудно сказать, чем это вызвано, отчасти, вероятно, это был один из приемов чисто внешнего сюжетного объединения разноплановых нидерландских пейзажей, смонтированных из отдельных кусков пространственной и временной реальности. В пейзаже Яна Брейгеля еще ощущается эта сопоставленность планов. Больше того, разнонаправленность движения повозок (на переднем плане они движутся вперед, на зрителя, на заднем — в глубину картины, от зрителя) подчеркивает этот разрыв. Вместе с тем мотив едущих повозок использован в картине для того, чтобы объединить пространственные планы: так, одна из повозок расположена как раз на самой их границе и как бы пересекает невидимую черту между здесь и там. Еще очевиднее эту объединительную функцию выполняет четвертая повозка с высоким йерхом. Она находится уже там, в пространственной зоне далекого и светлого, но по своему масштабу она еще пребывает здесь, в темном переднем пространстве больших величин.
Картина поступила в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в 1969 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art