Головной убор карельского народного костюма
1972 год. Прекрасный летний солнечный день. В городском парке проходит концерт народного творчества Карелии. Представлены все лучшие танцевальные коллективы. Разноцветье костюмов, дорогие ткани, народные песни и танцы — все это создавало сказочные образы, приподнятое радостное настроение.
Женщины в карельских деревнях готовили свои костюмы сами — долгие зимние вечера они отдавали этому искусству: шили, вышивали, а особую роль отводили головному убору. Вместе с косоклинным сарафаном и кофтой он составлял комплекс, был ярким декоративным пятном в красочном старинном наряде.
Когда я создавала головные уборы для коллектива «Карельская горница», то старалась выдержать форму, а использование современных материалов в качестве украшений рождало новое впечатление от этих вещей. Каждая мастерица вносила в рисунок на головных уборах собственные изменения, согласно своим возможностям и наличию материалов. Поэтому вещи казались разными, хотя и похожими. Что вышивали карельские женщины на головных уборах? Фигурки людей, солнце, знаки огня, травы, цветы, птиц, черепах — и в этом был большой смысл. Ведь головной убор считался еще и оберегом для женщины. В древности люди считали, что Земля наша держится на черепахе — такой сильный и крепкий у нее панцирь. Так и женщина — хозяйка очага — держит на себе тяжелейшую ношу домашнего быта. Оберег — черепаха на ее головном уборе, который она носит ежедневно, — помогает ей, вливает в нее силы, дает ей жизненную стойкость.
Особо праздничные головные уборы украшались жемчугом, бисером, золотыми и серебряными нитями. Например, красный бархатный кокошник, вышитый цветами и птицами, означает пожелание счастья, семейного благополучия и удачных детей.